Как пользоваться приемами. Разбор ситуации

«Принцип перехода в другое измерение» предлагает заменить перемещение объекта по линии движением в плоскости или в объеме, выполнить компоновку объектов многоэтажной.

Простой иллюстрацией данного приема является любой многоэтажный дом. Когда — то решение о переносе части жилищ из привычной плоскости было несомненно революционным. Сейчас, конечно, такое решение уже нельзя назвать изобретательским. Но не следует думать, что у этого приема не осталось серьезной работы. Рассмотрим пример.

Пример 8.3. На аэродроме авиационного завода скопилось значительное количество изготовленных, но еще не принятых заказчиком самолетов. В связи с приближением осенней непогоды, самолеты потребовалось обязательно укрыть в ангаре, но оказалось, что он может принять только две трети всех машин. На плане ангара проверялись варианты различных компоновок, но приемлемого решения не было. И все-таки с помощью принципа перехода в другое измерение оно было найдено (рис. 8.5).

Конечно, самолеты не стали подвешивать под крышу ангара, ставить вертикально или громоздить друг на друга. У самолетов просто сдули шины на одном из шасси. Все самолеты наклонились на одно крыло и появилась возможность располагать их так, что крылья разных машин в плане совпадали. Размещение всех самолетов в ангаре было произведено в срок.

Как пользоваться приемами. Разбор ситуации - student2.ru Рис. 8.5

Здесь видно, что применение приема не снимает необходимости думать. Наоборот, повышается обязательность додумывания в заданном направлении.

Пример 8.4. Известно, что при стрельбе дробью заряд разлетается в стороны. Это связано с тем, что на каждую дробинку действует тормозящая сила, вектор которой зависит от формы этой дробинки. Обычный путь повышения кучности боя — увеличение длины ствола ружья. Но это неудобно по целому ряду причин (увеличивается вес ружья, уменьшается удобство ношения и прицеливания, хранения и т. п.). Нужно обеспечить, чтобы заряд дроби шел узким конусом.

Для того, чтобы эффективно использовать прием, следует обобщить задачу, выявить в ней базовый конфликт. Итак, есть направляющая (труба) и движущееся по ней изделие. Если труба длинная, то изделие попадает туда, куда надо. Но такая труба мешает, она не нужна все остальное время. Следовательно, труба должна быть и ее не должно быть. Она должна возникать только на время транспортировки изделия и исчезать после завершения транспортировки. Как, с помощью чего реализовать этот комплекс требований?

И здесь самое время использовать рекомендованный теорией прием. В нем предлагается вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие, надувные и гидронаполняемые, воздушную подушку, гидростатические и гидрореактивные. В приеме ничего не говорится о конкретных технических решениях. Задача приема — подсказать уже найденный ранее людьми путь к преодолению конкретного противоречия: если нужно, чтобы узел то был, то не был, если нужно, чтобы он был внешне большой, протяженный, но в то же время очень мало весил, быстро исчезал, то можно использовать в качестве ресурса воздух, воду, то есть то, что есть в окружающей среде. И в конкретном техническом решении появляется именно такой «воздушный» ствол.

Как пользоваться приемами. Разбор ситуации - student2.ru

Рис. 8.6

В японском патенте № 44-20959 предлагается на короткий ствол ружья одеть специальный кожух, выбрасывающий пороховые газы в виде кольца, охватывающего заряд. Теперь дробь и после вылета из ствола на протяжении нескольких метров движется в своеобразном газовом канале.

Но предположим, что мы имеем другую задачу, в которой выявили похожее противоречие. Это может быть, например, задача рассеяния дыма, выходящего из дымовых труб. Цель противоположна предыдущей, а средство для решения используется похожее — удлинение транспортирующего канала. Стандартный путь- строительство высокой дымовой трубы. Чем выше труба, тем с большим объемом воздуха смешивается дым, прежде чем его частицы достигнут земли. Но чем выше труба, тем она дороже. Противоречие похоже и потому похоже решение. В авторском свидетельстве № 243809 предлагается на срезе дымовой трубы выполнить сопла и создавать с их помощью «воздушную стенку». Теперь дым сможет подняться значительно выше.

Как пользоваться приемами. Разбор ситуации - student2.ru

Рис. 8.7

Пример 8.5. На вагоноремонтном заводе большой проблемой была организация перевозки колесных пар из цеха на склад готовой продукции. Колесная пара — достаточно тяжелый узел и для его перевозки необходимы как транспорт, так и подъемные механизмы. Кроме того, в процессе перевозки колесные пары необходимо надежно крепить, а перед разгрузкой снимать этот крепеж. В процессе решения этой задачи был применен принцип эквипотенциальности, предлагающий не совершать многочисленных подъемов и опусканий перемещаемого узла. Прием предлагает процесс транспортировки выполнять на одной высоте. Этот прием в сочетании с использованием принципа идеальности (колесная пара сама перемещается…) позволил найти простое и эффективное решение.

В цехе колесные пары ставили на рельсы и специальным толкателем отправляли в путь до склада готовой продукции.

Наши рекомендации