Iii. раздел 3. судейство

1.

2.

3.

3.

3.1. Права и обязанности главного судьи:

3.1.1. Перед каждым мероприятием главный судья должен провести судейский инструктаж.

Судейский инструктаж проводится не позднее, чем за 40 мин. до начала мероприятия.

3.1.2. Главный судья вправе заменить судью явившегося на судейский инструктаж с опозданием или не явившимся вовсе. Замена судей проводится из местных судей-стажеров, имеющих 3-4 судейскую категорию. Главный судья имеет право так же заменить любого судью в случае ухудшения самочувствия или за неэтичное поведение.

3.1.3. Главный судья имеет право снять с участия в мероприятии участников, допустивших грубость или иные неэтичные поступки, а так же участников, возраст которых, уровень группы сложности, костюм не соответствуют требованиям положения и программы мероприятия. При нарушениях правил главный судья обязан: сделать замечание, предупреждение, при неоднократных нарушениях дисквалифицировать.

3.1.4. Главный судья должен утвердить все судейские протоколы после завершения финала (просмотреть бланки и завизировать их своей подписью).

- Подробности см. в Техническом регламенте и в положении Судейского Комитета ОРТО.

3.2. ВЫПИСКА ИЗ ПРАВИЛ ОРТО: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ АРБИТРОВ ВО ВРЕМЯ СУДЕЙСТВА.

Судьи всегда должны вести себя в профессиональной манере: до начала, во время и после окончания события.

Судьи всегда должны сидеть на расстоянии друг от друга и от зрителей, и не обсуждать ни с кем вопросы связанные с судейством. Однако рядом с судьями могут находиться их личные переводчики.

Судья никогда не должен позволять себе отрицательных высказываний по отношению к арбитрам, организаторам, тренерам, учителям, участникам и т.д. Он обязан всегда вести себя этично.

Судьи не должны обсуждать свои оценки, принципы оценивания или мнение по этому поводу до, во время или после события. Они могут обнародовать свое мнение только после того, как покинут зал соревнований или на различных семинарах и собраниях IDO.

Во время судейства все контакты должны осуществляться только через главного судью. Все проблемы должны тактично улаживаться только с главным судьей соревнований. В случае если главный судья не сможет присутствовать или должен задержаться для решения проблемы, он назначает ассистента или заменяется другим судьей из панели судей.

Все время при исполнении официальных обязанностей арбитры должны быть одеты в соответствии с правилами.

Судья не должен употреблять любые алкогольные напитки, запрещенные препараты во время работы в судейской панели или на публике.

Никакие обстоятельства не могут служить оправданием алкогольному опьянению арбитра во время работы в судейской панели. Любое нарушение этого пункта влечет за собой немедленное исключение из панели судей и направление материалов для расследования напрямую в дисциплинарный комитет.

Все судьи во время работы должны следовать следующим рекомендациям:

— Не разрешается пользоваться видео, аудиозаписывающей и фотоаппаратурой.

— Запрещается использование мобильных телефонов или они должны быть скрыты от зрителя. Также запрещено ношение телефонного наушника.

— Строго запрещаются любые контакты с соревнующимися, тренерами, учителями и с кем-либо используя электронные приборы.

— Запрещается подавать любые сигналы соревнующимся.

— Не разрешается любое проявление фаворитизма к соревнующимся.

— Неуважительные высказывания или грубость к кому-либо во время работы судьей влечет за собой немедленное удаление из судейской панели.

— Во время судейства судья должен двигаться вокруг всей танцевальной площадки, а не стоять в одном определенном месте. Он должен проходить за спиной другого работающего судьи и не загораживать ему обзор.

Пожалуйста, помните, что когда Вы работаете как судья, Вы находитесь на публике и должны воздерживаться от курения, жевательной резинки и вести себя в манере, подобающей официальному представителю IDO.

Судейство и судейская процедура:

- Судья всегда должен судить справедливо и беспристрастно, без демонстрации национальных и других интересов. Арбитры должны осознавать, что Судейский Комитет совместно с Президиумом постоянно следят за соблюдением данного положения. В случае явного проявления национального фаворитизма Дисциплинарным Комитетом немедленно назначается расследование. В случае подтверждения данного факта может быть немедленно отозвана судейская лицензия IDO.

- Судья должен четко чернилами заполнять все судейские формы. Все исправления должны быть выделены более четкими судейскими пометками.

- Исправления должны быть завизированы инициалами судей внизу заполняемой формы.

- Судьи всегда должны дважды проверять количество проставляемых ими крестов в соответствии с требуемым.

- В финалах заполняется две судейских формы, одна для счетной комиссии, другая — для судьи.

3.3. СОСТАВ СУДЕЙСКИХ БРИГАД.

- Бригада судей в акробатическом танце и в акробатическом шоу назначается в зависимости от ранга мероприятия. Состав судейских бригад, обслуживающих соревнования акробатического танца и акробатического шоу утверждает ОРТО из числа людей, сдавших экзамены на судью, приглашенных VIP специалистов, и зарубежных специалистов.

- Подробности см. в Техническом регламенте и в положении Судейского Комитета ОРТО

3.4. СУДЕЙСКАЯ ФОРМА.

Все судьи должны быть одеты:

- Мужчины – серый или черный костюм, белая рубашка (оговаривается при назначении на конкретное мероприятие). Женщины – серый или черный пиджак, черная юбка (брюки), белая рубашка (блузка).

- Организатор должен быть готов обеспечить судейскую комиссию галстуками (для мужчин) косынками или шарфами (для женщин). Разрешается использование логотипа соревнований на судейских аксессуарах (галстуках, косынках, шарфах).

3.5. ПРАВИЛА СУДЕЙСТВА.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.5.1. Судейство проводится одной бригадой (не менее 5 человек) по системе 3D (4 D для акробатического шоу).

3.5.2. Судейство в акробатическом танце (для соло и дуэтов):

В отборочных турах оценивание по общим правилам ОРТО и IDO (система крестов и баллов (3D). В требованиях к акробатическому танцу перечислены критерии оценки.

В финале добавляется оценка за сложность и технику исполнения акробатических и танцевальных связок (техническая оценка) - оценивают участников технические комиссары (2-3 судьи из судейской линейки). В финале при подведении итогов основной является техническая оценка.

«Техническая оценка»- максимальное количество баллов 12.0:

- статические элементы (не менее2х) – 2.0 балла,

- гимнастические прыжки (не менее 2х) – 2.0 балла,

- стойки (не менее одной) -1.0 балл,

- гимнастические повороты (не менее 2х) – 2.0 балла,

- кувырки или перекаты (не менее одного) – 1.0 балл,

- перевороты и сальто (не менее 2х) – 2.0 балла,

- танцевальные связки (не менее двух связок по 16 счетов) – 2.0 балла.

Стоимость одного обязательного элемента программы или одной танцевальной связки 1.0 балл.

Технические комиссары в финале обязаны проконтролировать выполнение минимального количества элементов из таблицы групп сложностей, а так же их грамотное исполнение.

- Если элемент не выполнен вообще или выполнен с грубой ошибкой, то судья вычитает его стоимость их итоговой оценки за технику выполнения акробатических элементов и танцевальных связок.

- Каждая танцевальная связка должна быть по продолжительности не менее 16 счетов и полностью соответствовать музыке и теме композиции. За отсутствие одной танцевальной связки сбавка 1.0 балл. Соответственно за отсутствие двух танцевальных связок сбавка 2.0 балла.

- За четкое выполнение дополнительной сложности (не в ущерб исполнению танцевальной композиции), а так же за выполнение оригинальных элементов (поданных для рассмотрения и утверждения в судейскую бригаду заранее, в форме заявления) к основной оценке прибавляется дополнительно 0,5 балла. Не более 2х добавок, то есть не более 1.0 балла технический комиссар имеет право добавить к технической оценке.

- Все элементы должны исполняться «чисто» без ошибок, только в этом случае элемент будет засчитан.

Распределение баллов следующее:

Акробатический танец:

Соло, дуэты:

Техника = 10 баллов, Композиция = 10 баллов; Имидж = 10 баллов. Минимально возможное количество баллов = 3 балла, максимально = 30 баллов.

Техническая оценка для соло и дуэтов (в финале) = максимально 12 баллов, с учетом добавок =13 баллов.

Общее количество баллов в финале = 42 балла (без учета добавок). Стоимость одной добавки 0,5. Допустимо не более 2х добавок.

Места распределяются по количеству баллов: набравший наибольшую сумму баллов занимает первое место, получивший наименьшую сумму баллов занимает последнее место. При одинаковом количестве баллов в финале возможна перетанцовка

Малые группы, формейшн, смешанный формейшн, мини-продакшн, продакшн:

Техника = 10 баллов, Композиция = 10 баллов; Имидж = 10 баллов. Минимально возможное количество баллов = 3 балла, максимально = 30 баллов.

Акробатическое шоу:

Техника =10 баллов, Композиция = 10 баллов; Имидж 10 баллов; Зрелищность = 10 баллов. Минимально возможное количество баллов = 4 балла, максимально = 40 баллов.

В конце каждого отборочного или полуфинального тура, каждый судья должен посчитать общее количество баллов, присужденное участнику и затем поставить необходимое количество крестов участникам, набравшим наибольшее количество баллов. Каждый судья проделывает эту процедуру независимо от всех других судей. Счетная комиссия составляет сводную таблицу по результатам каждого тура.

В финале для судейства используется "Скейтинг Система". Система набора баллов служит для выбора финалистов. При одинаковом количестве баллов возможна перетанцовка.

Правила "Скейтинг Системы" описаны в учебнике Артура Доусона.

Финальные результаты и итоговая таблица всех участников (по официальной форме IDO) сообщаются танцорам и тренерам сразу по окончании соревнований.

3.5.3. ВЫПИСКА ИЗ ПРАВИЛ IDO:

Когда и где используются системы 3D и 4D.

Трехмерная (3D) и четырехмерная (4D) системы оценки используются во всех соревнованиях и событиях IDO. Судьи обязаны использовать систему 3D оценки во всех дисциплинах и возрастных категориях, в которых участники танцуют под свою музыку.

• Как работают системы оценки 3D и 4D.

Для обеспечения более точной и справедливой оценки соревнующихся композиций, IDO принял систему оценки 3D, которая позволяет оценить все «критерии» (критерии описаны ниже) отдельно.

Три отдельных балла в дальнейшем суммируются для подсчета итоговой суммы для каждого исполнения. Некоторые участники могут быть слабыми в исполнении одного критерия своего танца, но сильными в исполнении других критериев. В системе 3D, воздействие более слабого критерия менее заметно из-за усреднения общего счета. Даже у участников, которые довольно слабы по двум критериям, есть шанс выиграть соревнование, если они очень сильны по третьему критерию.

По каждому критерию судья ставит баллы от 1 до 10, где 1 – минимальная оценка, а 10 – максимальная оценка.

Каждый судья должен ставить баллы так, как он чувствует и считает нужным. Минимальное количество баллов от каждого судьи – 3 балла, максимальное 30 баллов. Когда используется система оценки 4D, добавляется еще максимум 10 баллов и в общей сложности максимально получится 40 баллов.

Приняты следующие критерии судейства:

T=TECHNIQUE/ ТЕХНИКА;

C=COMPOSITION/ КОМПОЗИЦИЯ;

I=IMAGE/ИМИДЖ;

S=SHOW/СОБСТВЕННО ШОУ или ЗРЕЛИЩНОСТЬ.

Каждый пункт подразумевает множество критериев.

Техника исполнения – точность в технике исполнения, соответствие стилю, уровень сложности, оригинальность, возможности танцора исполнить характерные особенности выбранной танцевальной техники, качество исполнения, ритм, синхронность при исполнении танца двойками, парами, группами или формейшн.

Композиция/хореография – выбор танцевальных элементов и их композиция, фигуры, вариация; использование танцевальной площадки; взаимодействие друг с другом; вариативность и оригинальность использования различных связок, линий и т.д.

Имидж – самовыражение, презентация, контакт со зрителем, костюм, выражение задуманной идеи в танцевальной композиции, реквизит, макияж и т. д. Что оценивается в каждом из критериев:

Критерии судейства содержат ряд подкритериев, каждый из которых оценивается во время выступления. Очень важно, чтобы танцоры были способны выполнить все эти подкритерии, и в этой связи, рекомендуется выбирать те движения, ритм и танцы, которые они успешно могут исполнять на соревнованиях/конкурсах.

ТЕХНИКА

Хотя у каждой дисциплины есть своя собственная техника, которая остается внутри техники, развитой для этой специфической танцевальной формы, есть определенные техники, которые остаются неизменными для всех танцевальных дисциплин.

- баланс;

- растяжка;

- плавность элементов;

- ловкость;

- выбор музыки и способность полного выражения музыкальной тематики;

- гармония;

- харизма;

- технически правильное исполнение элементов и танцевальных связок.

Подкритерии:

Правильное исполнение базовой техники дисциплины и стиля. Техника исполнения акробатических элементов и танцевальных связок.

Демонстрация стиля или сущности танца. Уровень сложности используемых фигур в композиции. Точность применяемых базовых и усовершенствованных ритмов. Правильность исполнения акробатических элементов и танцевальных связок и гармоничное использование их в танце. Умение использовать танцевальное пространство и (где это применимо) реакция и связь с другими выступающими. Музыкальность и координация исполнения, а также музыкальность и согласованность (где это применимо) с другими участниками.

КОМПОЗИЦИЯ (хореографическая техника) .

- использование музыки и музыкальных фраз;

- использование пространства, рекомендовано использовать всю площадку;

- использование объема и уровней;

- соответствие музыки с концепцией композиции;

- соответствие шагов с музыкой или темой;

- соответствие стиля с музыкой или темой;

- эмоциональное (хореографическое) содержание;

- соответствие возраста с движениями и стилем;

- оригинальность;

- стремление быть разными;

- драматические, визуальные или театральные эффекты.

Подкритерии:

Движение, фигуры, вариации, ритм и (где это применимо) рисунок, линии и круги, которые используются в каждой композиции. Вариативность и оригинальность использования каждого компонента, использование горизонтального и вертикального пространства, использование танцевальной площадки.

ИМИДЖ (презентационная техника).

- соответствие костюмов;

- соответствие макияжа;

- внешний вид: прическа, тело и костюм;

- правильность размера костюма;

- чистота костюма, трико, обуви;

- способность удерживать зал;

- индивидуальность;

- эмоциональность исполнения;

- харизматичность;

- уверенность;

- энтузиазм;

- точность и синхронность;

- взаимодействие между танцорами.

Подкритерии:

Самовыражение, презентация, контакт со зрителем, энергетический уровень выступления, мощность выступления и воздействие на зрителя – очень важные аспекты критерия Имидж.

Другими важными аспектами Имиджа являются декорации (только в акробатическом шоу), костюм, макияж, внешний вид и общая гармония идеи и композиции в сопоставлении с музыкой, движениями, костюмом и другими элементами, выбранными для исполняемого танца.

ЗРЕЛИЩНОСТЬ

- это увлекательно или интересно?

- есть ли история, тема или идея?

- раскрывается ли полностью история, тема, идея через визуальность, эмоциональность, театральность

- или через звук?

- подходит ли костюм хореографии и усиливает ли всю презентацию?

- соответствует ли хореография теме и всему представлению?

Подкритерии:

Зрелищность или воздействие на публику, оригинальность и креативность концепции, истории, идеи или темы. Уместность костюма, так как это имеет отношение к концепции наряду со сменой костюма, истории, идеи или темы. Изобретательные и интересные визуальные эффекты с использованием декораций и интересного дизайна. Разрешено использование эффектных акробатических элементов, прыжков и других элементов.

В каждой композиции должна соблюдаться гармония между музыкой, хореографией и элементами. Номер должен соответствовать возрасту выступающего участника и не должен быть визуально или музыкально оскорбительным для аудитории.

Судья должен учитывать все вышеперечисленные подкритерии, выставляя баллы за Зрелищность

3.6. ПРОТЕСТЫ

- Протест подается главному судье в письменном виде только представителем команды. Протест обеспечивается подающей стороной залогом 1500 рублей.

- Ответ на протест главный судья должен предоставить протестующей стороне в письменном виде. В случае необоснованности протеста, обращения не по существу, залог остается у организатора мероприятия. В случае обоснованности протеста – главный судья принимает действия по удовлетворению протеста и возвращает залог.

Таблица №1

Наши рекомендации