Требования к результатам обучения
И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа предполагает к окончанию 5 класса достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В личностных результатах сформированность:
· ответственного отношения к учению, заинтересованность в приобретении и расширении исторических знаний и способов действий,
· понимания культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
· осознания своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· формирования у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
· складывания представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
· освоения гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека.
· коммуникативной компетентности в общении, в творческой деятельности по предмету, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию и вести конструктивный диалог, приводить примеры, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
· представления об изучаемых исторических понятиях и методах как важнейших средствах моделирования реальных процессов и явлений;
· логического мышления: критичности (умение распознавать логически некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения, постановка задач, формулировка проблем, и др.).
В метапредметных результатах сформированность:
· способности самостоятельно ставить цели учебной деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
· умения планировать альтернативные пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с обучающимися, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
· владения приёмами умственных действий: определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе указанных оснований и критериев, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений индуктивного, дедуктивного характера или по аналогии;
· умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учёта интересов, аргументировать и отстаивать своё мнение.
· умения использовать приобретённые знания и действия в практической деятельности и повседневной жизни.
В предметных результатах сформированность:
· умений работать историческим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя историческую терминологию и символику, использовать различные языки (словесный, графический, табличный), доказывать исторические утверждения;
· освоения первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
· владения базовым понятийным аппаратом исторического знания;
· умений правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
· владения навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
· первоначальных умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
· составления, описания важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
· понимания вклада древних народов в мировую культуру.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ.Ход времени и способы его измерения1.Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.
Первобытное общество.Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Древний Восток.Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах.Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция и эллинистический мир.Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим.Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.
Итоговое повторение курса. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Таблица 1
Учебная тема | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Что изучает история | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | |
Первобытное общество | Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Показывать на карте места расселения древнейших людей. Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. | |
Древний Восток | Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Характеризовать природно-климатические условия государств Древнего Востока.. Работать с картой в малых группах по единому заданию. Составлять кроссворды по тематике урока. Составлять рассказ о жизни древних египтян. Анализировать ответы одноклассников. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма. | |
Древняя Греция и эллинистический мир | Давать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства. Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа. Описывать особенности древнегреческого воспитания. Уметь составлять оценочную характеристику гос. деятеля. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Сост. задания, вопросы, обмениваться ими. | |
Древний Рим | Формировать умения работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. Уметь составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Уметь структурировать знания, строить речевые высказывания. Составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему ( в соответствии с темой урока). Анализировать карту. Географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников. | |
Итоговое повторение курса 5 класса | Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Древнего мира в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемные задания. | |
Итого |
Таблица 2