Подготовка презентации и устного выступления
Методика подготовки учебно-исследовательских работ по истории
Общие требования: объем работы – 10-15 страниц текста (шрифт Times New Roman – 14, через полуторный интервал), наличие самостоятельных выводов и обобщений, умение представить основное содержание работы в 5-7 минутном выступлении).
Подготовка работы включает в себя ряд этапов.
Выбор темы.
При выборе темы работы необходимо стремиться найти малоизученный вопрос, желательно связанный с историей Царицына – Сталинграда – Волгограда.
Исследование можно посвятить:
- определенному историческому событию
Примеры: «Выборы в Учредительное Собрание в Царицыне в 1917 году»
«Открытие памятника-ансамбля на Мамаевом Кургане»
- истории отдельного предприятия, селения или памятника
Примеры: «История хутора Бурацкого Суровикинского района Волгоградской области»
«СталГРЭС в период Великой Отечественной войны»
- исторической личности
Примеры: «Розанов Н.С. – депутат Государственной Думы Российской империи от Царицына»
«Подвиг старшины милиции П.С. Буханцева»
- оценке исторических явлений и процессов
Примеры: «Сталинградская битва в учебниках зарубежных стран»
«Сравнительный анализ уровня жизни российских и советских студентов»
Если в школе Вы начинали разработку какой-либо исторической темы, то эту работу можно продолжить на уровне вуза.
Окончательный вариант темы согласуется с преподавателем.
Подбор источников и литературы.
После выбора темы следует ознакомиться с доступной литературой по интересующей Вас исторической проблеме. Затем подумать, что нового Вы можете привнести в ее анализ. Пусть это будет какой-то небольшой вклад, но именно Ваш, а не Интернет-ресурсов.
Историческими источниками могут послужить статьи из старых газет, опубликованные и неопубликованные воспоминания очевидцев событий, документы различных официальных органов, которые не так сложно найти в архивах.
Основой для подготовки исследования также могут являться материалы семейного архива: старые фотографии, рассказы бабушек и дедушек, наградные книжки, письма с фронта и т.д.
Наиболее важные и редкие источники (сканеры фотографий, документы, выдержки из воспоминаний) приводятся в приложениях к работе.
Определение цели и задач исследования.
Цель работы обусловлена выбранной темой и формулируется четко и кратко. На основе выделения различных сторон рассматриваемой темы ставятся три-четыре задачи исследования.
Пример:
Тема: Дубовка в годы Великой Отечественной войны
Цель – рассмотреть трудовой и боевой подвиг дубовчан в период Великой Отечественной войны
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1) показать работу предприятий Дубовки в условиях военного времени;
2) рассмотреть организацию образования и медицинской помощи в Дубовке;
3) выявить условия жизни дубовчан и их вклад в Победу над врагом.
4. Составление плана
План работы может иметь простой или развернутый характер. Пункты плана должны соответствовать поставленным задачам.
Пример для указанной выше темы:
План
Введение
1. Экономика Дубовки в годы войны
2. Школы Дубовки в период войны
3. Деятельность госпиталей в городе
4. Вклад дубовчан в Победу над врагом
Заключение
Приложения
Написание введения
Во введении обосновывается актуальность темы, на основании анализа литературы определяется степень ее изученности, указываются цель и задачи работы, а также рассматривается круг источников, используемых автором.
Объем введения одна, максимум две страницы.
Написание основной части работы.
В основных разделах работы раскрываются различные стороны темы, выделяются точки зрения по спорным вопросам. Автор вправе высказать свои оценки исторических явлений и событий. Тема может быть изложена хронологически (приводится последовательность событий) или проблемно (дается анализ причинно-следственных связей)
В конце основных разделов необходимы краткие выводы.
Написание заключения
Заключение содержит общие выводы и перспективы исследования. В этом разделе работы можно более четко выразить собственное отношение к теме.
Оформление списка источников и литературы.
Список составляется в алфавитном порядке. Следует указывать только те издания, на которые вы ссылаетесь в тексте работы. Вполне достаточно пяти-шести наименований.
Примеры:
Зубкова Е.Ю. Послевоенное общество: политика и повседневность. 1945-1953. – М., 1999.
Мы родом из войны: Дети военного Сталинграда вспоминают. – Волгоград, 2004.
Черячукин В.Г. Сталинградская милиция в борьбе с преступностью в первые послевоенные годы (1945-1947) // Вопросы краеведения. Вып. 2. – Волгоград, 1993. – С. 102-104.
Написание тезисов.
Объем 4–5 страниц. Требования: редактор в формате Word 95, 97 и выше. Формат страницы А 4; поля страницы: верхнее, нижнее и правое – по 2 см, левое – 3 см. Шрифт – Times New Roman; кегль –14; межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание по ширине, отступ слева – 1,0.
Ссылки на литературу даются в тексте в квадратных скобках (например, [15, с. 223] – источник № 15 по списку литературы, страница 223); список литературы – в конце текста. Не допускаются подстраничные сноски на литературу, нумерация страниц, другие колонтитулы. Сам список литературы под заголовком «Список использованной литературы» приводится после основного текста (сначала приводятся работы на русском языке в алфавитном порядке, затем иностранных авторов в латинском алфавите, затем интернет-ресурсы).
Подготовка презентации и устного выступления.
Выступление должно длиться не более 7-8 минут. В нем указывается цель работы, ее основные результаты и выводы, приводятся наиболее яркие и интересные моменты проведенного исследования. Помните – интересно вам, будет интересно и аудитории.
Презентация наглядно подкрепляет выступление фотографиями, схемами, диаграммами. Текста на слайде не должно быть больше трех-четырех предложений. Презентация может лишь частично совпадать с устным выступлением. Обычно хватает 10-15 слайдов.
По согласованию с преподавателем одну тему (актуальную и сложную) могут разрабатывать два студента.
Через страницу Воробьева Евгения Петровича в социальной сети «В контакте» можно проконсультироваться по поводу написания работы.
Успехов.