Формы познавательной деятельности
Формы познания выделяются на тех основаниях, что человек, во-первых, обладает многообразием познавательных способностей, во-вторых, ему присущи различные способы рассмотрения мира и своего места в нем.
I. Формы познания по механизму:
· сенситивное – осуществляется благодаря показаниям органов чувств;
· рациональное – опирается на возможности разума;
· интуитивное – непосредственное усмотрение истины на основе рациональной или иррациональной интуиции без доказательства;
· эмпатическое – на основе эмоционального сопереживания другому;
· интроспективное – самонаблюдение субъектом состояний своей психики.
II. Формы познания по способу видеть мир:
· обыденное – вплетено в повседневную жизнь, является фрагментарным, не обладает доказательной силой, в значительной мере субъективно, опирается на здравый смысл. Многие философы считали его исходно неистинным, но без этой формы познания человек не мог бы приобретать жизненный опыт, элементарным образом ориентироваться в окружающей его действительности;
· мифологическое – форма, опирающаяся на веру в сверхъестественные силы, имеющее не абстрактно-понятийный, а образно-символический характер, с чувственно-эмоциональным восприятием действительности. Синкретизм – это восприятие природы, общества, человека как единой реальности, антропоморфизм – наделение природы, богов характеристиками человека;
· религиозное – близко мифологическому верой, символизмом, эмоциональным характером, невыделенностью абстрактного компонента, однако эти формы познания не тождественны друг другу: в религии есть система догматов, в мифологии – нет, мифология смешивает земное и сверхъестественное, религия их четко разграничивает, религия на первый план выдвигает не прагматические, а духовные ценности (любовь, добро и другие), нравственный облик личности;
· философское – теоретическая форма познания, исследующая систему «мир – человек» с помощью разума, обоснованных им абстрактных понятий;
· научное – близко философскому рациональностью, теоретичностью, наличием абстракций, но философия не является наукой; философия близка религии интересом к проблеме жизни и смерти, их смысла, ориентацией на высшие духовные ценности – тому, что не составляет предмет исследования науки;
· художественное– форма духовного, эстетического, образного постижения человеком действительности, представленная, прежде всего, в искусстве.
СРАВНЕНИЕ | НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ | ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ |
Основа | Понятия | Художественные образы |
Абстрактность | Научные понятия абстрактны и обобщенны | Художественные образы являются типическими, но чувственно-конкретными |
Характер | Вырабатывает объективное знание о действительности | Отражает объективный мир через призму субъективного восприятия, творит свой мир |
Рациональность | Ключевую роль играет обоснование разумом, обращается к логике | Является в значительной степени иррациональным, обращается к эмоциям и чувствам |
Ценность | Истина | Красота |
СРАВНЕНИЕ | НАУКА | РЕЛИГИЯ |
Цель | Теоретическое объяснение мира: раскрытие возникновения, структуры, и объективных закономерностей | Постижение смысла бытия, ответ на вопрос, зачем мир существует, ориентация на человека, который стоит в центре внимания |
Возникновение мира | Мир возник в силу естественных причин, доступных познанию | Креационистская доктрина: мир сотворен, творение – это тайна, чудо |
Основание | В основе научной картины мира лежит либо одна фундаментальная теория, либо группа теорий | Религиозная картина мира опирается на догматы, не подлежащие эмпирической проверке и рациональному обоснованию |
Что отражает | Реальное, естественное | Сверхъестественное, трансцендентное, его связь с естественным, посюсторонним |
Разум и вера | Опирается на разум и доказательство | Опирается на веру в сверхъестественное |
Ценность | Объективное знание о мире | Духовный опыт личности |
Познание | Содержит истины относительные и абсолютные | Получение сверхъестественного знания в откровении, претендует на обладание абсолютной истиной |
Динамика | Постоянное развитие, принципиально не завершена, происходит смена картин мира | Остается незыблемой в догматах: не могут быть поставлены под сомнение, не подлежат суду разума |
Взгляд на человека | Человек – это объект среди других объектов | Человек – это образ и подобие Бога, высшая реальность земного бытия |
Регуляция поведения человека | Знание объективных законов природы не требует придерживаться определенной модели поведения | Содержит моральные заповеди, предписывающие определенную модель поведения, регламентирует все стороны жизни и деятельности человека |
Универсализм | Принципы научного познания, научные знания одинаковы для всех | Пронизана культурными традициями различных народов |
Проверка | Научные знания проверяемы | Религиозные убеждения не проверяемы |
Доступность | Как сознание индивидуально-теоретическое, доступна немногим | Как сознание массовое доступна всем |