Формы познавательной деятельности

Формы познания выделяются на тех основаниях, что человек, во-первых, обладает многообразием познавательных способностей, во-вторых, ему присущи различные способы рассмотрения мира и своего места в нем.

I. Формы познания по механизму:

· сенситивное – осуществляется благодаря показаниям органов чувств;

· рациональное – опирается на возможности разума;

· интуитивное – непосредственное усмотрение истины на основе рациональной или иррациональной интуиции без доказательства;

· эмпатическое – на основе эмоционального сопереживания другому;

· интроспективное – самонаблюдение субъектом состояний своей психики.

II. Формы познания по способу видеть мир:

· обыденное – вплетено в повседневную жизнь, является фрагментарным, не обладает доказательной силой, в значительной мере субъективно, опирается на здравый смысл. Многие философы считали его исходно неистинным, но без этой формы познания человек не мог бы приобретать жизненный опыт, элементарным образом ориентироваться в окружающей его действительности;

· мифологическое – форма, опирающаяся на веру в сверхъестественные силы, имеющее не абстрактно-понятийный, а образно-символический характер, с чувственно-эмоциональным восприятием действительности. Синкретизм – это восприятие природы, общества, человека как единой реальности, антропоморфизм – наделение природы, богов характеристиками человека;

· религиозное – близко мифологическому верой, символизмом, эмоциональным характером, невыделенностью абстрактного компонента, однако эти формы познания не тождественны друг другу: в религии есть система догматов, в мифологии – нет, мифология смешивает земное и сверхъестественное, религия их четко разграничивает, религия на первый план выдвигает не прагматические, а духовные ценности (любовь, добро и другие), нравственный облик личности;

· философское – теоретическая форма познания, исследующая систему «мир – человек» с помощью разума, обоснованных им абстрактных понятий;

· научное – близко философскому рациональностью, теоретичностью, наличием абстракций, но философия не является наукой; философия близка религии интересом к проблеме жизни и смерти, их смысла, ориентацией на высшие духовные ценности – тому, что не составляет предмет исследования науки;

· художественное– форма духовного, эстетического, образного постижения человеком действительности, представленная, прежде всего, в искусстве.

СРАВНЕНИЕ НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
Основа Понятия Художественные образы
Абстрактность Научные понятия абстрактны и обобщенны Художественные образы являются типическими, но чувственно-конкретными
Характер Вырабатывает объективное знание о действительности Отражает объективный мир через призму субъективного восприятия, творит свой мир
Рациональность Ключевую роль играет обоснование разумом, обращается к логике Является в значительной степени иррациональным, обращается к эмоциям и чувствам
Ценность Истина Красота
СРАВНЕНИЕ НАУКА РЕЛИГИЯ
Цель Теоретическое объяснение мира: раскрытие возникновения, структуры, и объективных закономерностей Постижение смысла бытия, ответ на вопрос, зачем мир существует, ориентация на человека, который стоит в центре внимания
Возникновение мира Мир возник в силу естественных причин, доступных познанию Креационистская доктрина: мир сотворен, творение – это тайна, чудо
Основание В основе научной картины мира лежит либо одна фундаментальная теория, либо группа теорий Религиозная картина мира опирается на догматы, не подлежащие эмпирической проверке и рациональному обоснованию
Что отражает Реальное, естественное Сверхъестественное, трансцендентное, его связь с естественным, посюсторонним
Разум и вера Опирается на разум и доказательство Опирается на веру в сверхъестественное
Ценность Объективное знание о мире Духовный опыт личности
Познание Содержит истины относительные и абсолютные Получение сверхъестественного знания в откровении, претендует на обладание абсолютной истиной
Динамика Постоянное развитие, принципиально не завершена, происходит смена картин мира Остается незыблемой в догматах: не могут быть поставлены под сомнение, не подлежат суду разума
Взгляд на человека Человек – это объект среди других объектов Человек – это образ и подобие Бога, высшая реальность земного бытия
Регуляция поведения человека Знание объективных законов природы не требует придерживаться определенной модели поведения Содержит моральные заповеди, предписывающие определенную модель поведения, регламентирует все стороны жизни и деятельности человека
Универсализм Принципы научного познания, научные знания одинаковы для всех Пронизана культурными традициями различных народов
Проверка Научные знания проверяемы Религиозные убеждения не проверяемы
Доступность Как сознание индивидуально-теоретическое, доступна немногим Как сознание массовое доступна всем

Наши рекомендации