Методические рекомендации. В первом вопросе необходимо раскрыть характерные черты идеологического пространства
В первом вопросе необходимо раскрыть характерные черты идеологического пространства индустриального общества, выявить тенденции его эволюции. Необходимо отметить, что в индустриальном обществе религиозная и метафизическая картины мира уже не соответствует запросам западного общества. К этому времени завершилось формирование классической научной парадигмы, ориентированной на позитивные знания. Под влиянием позитивизма в общественно-политической мысли информационного общества закрепились идеалы научности, объективизма, утилитаризма. Наиболее ярко сущность позитивистской идеологии отразилась в классических концепциях либерализма и марксизма. В основу этих доктрин легли механистические представления о социальном порядке, идеи договорной природы власти и гражданского общества, материалистическая трактовка исторического процесса. Возникшие противоречия в процессе формирования индустриального общества отразились в доктрине анархизма. В качестве альтернативы прогрессистским социально-политическим доктринам формировался консерватизм. Основу консервативного стиля мышления и восприятия мира составил традиционализм. Окончательно идеологическое пространство информационного общества сложилось во второй половине девятнадцатого века.
Раскрыв сущность либеральной, марксисткой и консервативных доктрин, переходим к характеристике либеральной доктрины. В основе либеральной доктрины лежит понятие свободы: представление о человеке как самодостаточной личности, о равенстве людей в правах на личную свободу, неприемлемости любых форм деспотизма, произвола, ограничивающих демократические свободы. Восприятие свободы как позитивного социального принципа заставила либералов пересмотреть свои взгляды на социальную справедливость. Ревизия либеральных идей привела к появлению социального либерализма. В эволюции либерализма большую роль сыграли кейнсианство, институционализм, фрайбургская школа ортолиберализма, антиутопизм.
Левая идеология, ее представители вынуждены были идеологически дрейфовать в сторону демократии. В противном случае социализм перестал бы отвечать «вызовам» времени. Основные идеи социал-демократизма – борьба за демократизацию политической системы, улучшение условий труда, противоборство с политическим экстремизмом, включая большевизм и фашизм. Социал-демократия формировалась в сложных исторических условиях: у нее были враги как «слева» (ортодоксальные марксисты), так и «справа» (национал-социалисты). В 1951 году социал-демократическая доктрина нашла свое институциональное оформление в виде Социалистического интернационала. Проводниками идей социал-демократии были такие видные политические и исторические деятели как В. Брандт, У. Пальме, Ф. Миттеран, Л. Жоспен, Э. Блэр, Г. Шредер. Институционально социал-демократическую идеологию выражали следующие партии: лейбористская в Великобритании, СДПГ в Германии, ФСП во Франции, Партия демократических левых в Италии.
Международное коммунистическое движение находилось под большим влиянием Москвы. Политические, идеологические союзы членов Коминтерна с социал-демократами, с социал-нацистами объясняются сменой внешнеполитических курсов СССР. Победа СССР в Великой отечественной войне, во Второй мировой войне способствовало усилению влияния коммунистического движения. После Второй мировой войны мир был поделен на сферы влияния СССР (социалистический лагерь) и США (капиталистический лагерь). В международных отношениях сформировалась двухполюсная система. В июне 1948 года, на втором заседании Коминформа, были окончательно закреплены идеологические и политические основы социалистического лагеря: право СССР на вмешательство во внутренние дела других социалистических стран, признание универсальности советской модели социализма, приоритет задач, связанных с обострением классовой борьбы. На Западе наиболее видными представителями марксизма являлись философы Т. Адорно, Г. Маркузе, Д. Лукач, А. Грамши.
К началу Новейшего времени консерватизм окончательно утратил свою социальную базу. Консервативная доктрина переживала идеологический кризис. В первой трети двадцатого века консервативные партии в англо-саксонских странах начали сближение с либерализмом. В итоге получилась ультралиберальная идеология – либертаризм. Первым шагом на пути формирования либертарной идеологии стала разработка теории социал-дарвинизма (Г. Спенсер, У. Самнер). Адепты социал-дарвинизма доказывали применимость идеи естественного отбора в отношении социума и отрицали прогрессивное значение любых социальных преобразований, включая революции и реформы. Во второй половине двадцатого века либертарная идеология развивалась в русле экономической теории (Хайек). Крах «государства благоденствия» дал толчок для формирования нового течения консервативной мысли – неоконсерватизма (Р. Солоу, Д. Белл, М. Фридмен). Неоконсервативную идеологию воплощали в социальных практиках государственно-политические деятели Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак, Д. Буш-младший.
Однако неоконсерватизм, либертаризм довольно слабо выражали надежды и чаяния широких масс, не смогли ответить на многие актуальные современные вопросы. В итоге сформировалось другое консервативное течение общественно-политической мысли – социальный консерватизм. Характерными чертами социального консерватизма являлись этатизм, связанный с ним патернализм, идея активной социальной политики государства. Идеи социал-консерватизма нашли свое выражение в творчестве и политической деятельности Б. Дизраэли, Д. Чемберлена, О. фон Бисмарка. Если идеология либертаризма развивалась преимущественно в области экономической теории, то идеология социального консерватизма – в русле социологии и политологии (Г. Моска, В. Парето, М. Вебер, Р. Михельс).
Проблемы духовной и политической свободы в концепции христианской демократии можно рассмотреть обзорно, в форме доклада, на примере деятельности римских пап Льва Тринадцатого, Пия Одиннадцатого и Двенадцатого, Иоанна Павла Второго, политических партий (ХДС под руководством К. Аденауэра, ХСС под руководством Ф. – Й. Штрауса в Германии, итальянской ХДП А. Де Гаспери, французской НРД Р. Шумена), а также творчества видных западных философов, переосмысливших основы христианской идеологии (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Э. Мунье, Г. Марсель).
В аналогичном ключе можно рассмотреть идеологию солидаризма и коммунитаризма, а также видных идеологов этих течений: О. Конта, Л. Дюги, Н. Лосский, С. Франк, И. Ильин и др.
Вопрос, связанный с фашисткой идеологией, необходимо рассмотреть более подробно, выявив в первую очередь идеологические его источники (Ф. Ницше, О. Шпенглер, Меллер ван ден Брук). Затем перейти к анализу фашистских идеологем, содержащихся в творчестве Б. Муссолини, А. Гитлера. Национализм, корпоративизм, органицизм, нацеленность на тотальность, концепции консервативной революции, расизма Ж. Гобино, А. Розенберга, неприязнь интернационализма и классовой борьбы, идеология господства – вот что составило философско - мировоззренческий остов фашисткой идеологии. В заключении делаем вывод об антигуманистической направленности фашисткой идеологии, которая на практике привела к гуманитарной катастрофе. Не удивительно, что распространение национал-социалистической идеологии преследуется по закону.
Рассмотрение вопроса о современном протестном движении вызывает интерес обучаемых. В зависимости от объема изучаемого материала, можно рассмотреть вопрос с помощью трех-пяти докладов. Тематика докладов может быть сформулирована следующим образом: «Основные идеи философии новых левых – представителей Франкфуртсткой школы (на примере творчества Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромма, Ю. Хабермаса»); «Философские концепции феминизма», «Контркультура, рок и молодежная среда»; «Антиглобализм и экологическое движение»; «Новые правые» и «новые левые» о глобальных проблемах современности».
План семинарского занятия
1. Идеологическое пространство индустриального общества и ее эволюция.
2. Свобода и справедливость в либеральной общественной мысли.
3. Современная социал-демократия.
4. Международное коммунистическое движение.
5. Эволюция консервативной идеологии в новейшее время.
6. Проблемы духовной и политической свободы в концепции христианской демократии.
7. Идеология солидаризма и коммунитаризма.
8. Социал-политическая идеология фашизма и национал-социализма.
9. Современные протестные движения.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1. В чем особенности формирования идеологического пространства индустриального общества?
2. Что такое либерализм? Какие идеи содержит либеральная идеология?
3. Каковы причины возникновения либерализма?
4. Какие направления идеологии либерализма вам известны? В чем их суть?
5. В чем причины трансформации идеологии либерализма?
6. В чем заключаются основные идеи кейнсианства и институционализма? В чем причины их возникновения?
7. Какое значение оказали идеи кейнсианства и институционализма на социальную жизнь?
8. В чем причины и значение возникновения «антиутопизма»?
9. Что такое консерватизм? В чем его сущность?
10. Каковы причины возникновения консерватизма?
11. Почему к началу новейшего времени консерватизм окончательно утратил свою социальную базу и мировоззренческое значение?
12. Какую основную мысль проводят в своем творчестве социал-дарвинисты? Согласны ли вы с их взглядами?
13. Можно ли утверждать, что российские реформаторы являются адептами социал-дарвинизма?
14. Какие направления консерватизма вам известны?
15. Какая дорога, согласно Хайеку, ведет к рабству?
16. Как события 11 сентября 2001 года повлияли на консервативную идеологию?
17. Как идеология голлизма связана с консерватизмом?
18. В чем сходство и отличия между либерализмом и консерватизмом?
19. Что такое коммунизм, социализм, марксизм?
20. Каковы причины их возникновения?
21. Можно ли найти «точки соприкосновения» между социализмом и либерализмом, между социализмом и консерватизмом?
22. Какие направления в социалистическом движении вам известны? В чем причина их возникновения?
23. Почему Т. Адорно и Г. Маркузе относят к представителям неомарксизма?
24. Что такое фашизм? Каковы причины его возникновения?
25. В чем сходства и различия между фашизмом и коммунизмом?
26. Какие причины способствовали победе фашизма в Германии?
27. В чем сходство и отличия социализма и христианства?
28. Как решается вопрос о соотношении духовной и политической свободы в концепции христианской демократии?
29. Какой вклад внесли экзистенциалисты и персоналисты в развитие концепции христианской демократии?
30. Назовите философско-идеологические источники, видных представителей идеологии солидаризма и коммунитаризма.
31. Какие актуальные проблемы затрагивают философы франкфуртсткой школы?
32. В чем причина развития философии феминизма на Западе?
33. Каковы причины появления контркультуры? Имеют ли проявления контркультуры идеологическую направленность?
34. К какой идеологии относится рок-музыка?
35. В чем причины появления движения антиглобалистов? Каковы перспективы развития антиглобального движения?
Рекомендуемая тематика рефератов: «Либерализм и его эволюция», «Консервативная идеология: причины возникновения, сущность, основные представители, этапы развития», «Социалистическая идеология и причины ее эволюции», «Фашизм: идеологические истоки, содержание, исторические последствия», «Анархизм: история и современность», «Идеология антиглобалистов», «Рок-музыка как протестное движение»
Задание на дом:выполнить задания к самостоятельной работе по теме 2.4. Культурное развитие западного общества. Общественно-политическая мысль.
Список рекомендуемой литературы
1. История [Текст] / П.С. Самыгин и др. – изд. 15-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 474 с.
2. Пономарев, М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время [Текст]: учеб. / М.В. Пономарев. – М.: Проспект, 2010. – 416 с.
3. Культурология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой. – 4-е изд., прераб. и дополн. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 400 с.
Дополнительные источники:
1. Рейган, Р. Жизнь по-американски [Текст] / Р. Рейган. - М., 1992.
2. Буш, Дж. Глядя в будущее: автобиография [Текст] / Дж. Буш. - М., 1989.
3. Иванян, Э.А. Рональд Рейган. Хроника жизни и времени [Текст] / Э.А. Иванян. - М., 1991.
4. Красильщиков, В.А. «Новые правые» в США: консерватизм эпохи НТР? [Текст] // Рабочий класс и современный мир, 1990, №1.
5. Мельвиль, А.Ю. США – сдвиг вправо? Консерватизм в идейно-политической жизни США 80-х гг. [Текст] / А.Ю. Мельвиль. - М., 1986.
6. Воронцов, В.Б. Чан Кайши. Судьба китайского Бонопарта [Текст] / В.Б. Воронцов. - М., 1989.
Семинарское занятие № 5
Тема: Содержание и назначение важнейших правовых
и законодательных актов мирового и регионального значения
Цель:уяснить содержание и историческую роль важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
- способствовать формированию общих компетенций.
Количество часов – в зависимости от специальности (см. по таблице на стр. 10 – 12)
В результате освоения темы обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в содержании важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;
- охарактеризовать основные концепты, содержащиеся в правовых источниках.
Для формирования умений обучающийся должен знать:
-основное содержание Всеобщей декларации прав человека;
- основные положения Конституции РФ 1993 года.
Основные понятия: правовой источник, международное право, Конституция, Всеобщая декларация прав человека, факультативный протокол.
Ход занятия
1.Вступительное слово преподавателя: определение цели, задач семинарского занятия, проверка готовности к занятию.
2. Заслушивание рефератов (при их наличии).
3. Выступление студентов по плану семинарского занятия.
4. Обсуждение вопросов, общегрупповая дискуссия.
5. Подведение итогов (комментарии к оценке ответа, сбор конспектов на проверку преподавателю, объяснение домашнего задания при его наличии).