Тема 3. Культура и быт Древней Руси

План семинара

1. Особенности христианского средневекового мировосприятия.

2. Развитие письменности, просвещения и литературы (основные жанры, темы, примеры произведений).

3. Архитектура (символика храма, характеристика архитектуры Киева, Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, основные памятники).

4. Иконопись (зарождение иконописания на Руси, отличительные особенности иконы, примеры икон).

5. Декоративно-прикладное искусство.

6. Быт человека в Древней Руси.

Методические рекомендации для студентов

При рассмотрении этой темы обратите внимание на тот факт, что сознание русского средневекового человека было глубоко символично. Поэтому все произведения искусства следует рассматривать через мировоззрение человека той эпохи.

Также при докладе рекомендуется сделать презентацию с показом основных памятников искусства той эпохи.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Охарактеризуйте развитие литературы как вида искусства в указанный период времени. Выделите основные жанры и темы, приведите примеры произведений литературы.

2. Проанализируйте развитие архитектуры на Руси в рассматриваемый период времени. Раскройте основную символику православного храма. Дайте характеристику архитектуры Киева, Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, используя схему: отличительные черты, примеры памятников архитектуры, история их создания.

3. Выявите отличительные особенности иконы. Что такое канон и какова его роль в деятельности иконописца? Как создавалась икона на Руси? Приведите примеры икон XI–XIII вв. Почему иконописец не подписывался на своих произведениях?

4. Выделите основные типы ювелирного искусства Киевской Руси.

Литература

1. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI–XVII века. – М., 1995.

2. Гомаюнов С. А., Бакулин В. И. Избранные сюжеты по отечественной истории : учеб. пособие. – Киров, 1997

3. История культуры Древней Руси / под общ. ред. Б. Д. Грекова. – Л., 1951.

4. Колесов В. В. Источники древнерусской культуры и истоки русской ментальности // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2001. – № 1 (3). – С. 1–9.

5. Петров-Стромский В. Тысяча лет русского искусства. – М., 1999.

6. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI–XIII вв. – М., 2002.

7. Скурат К. Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. – М., 2003.

8. Прохоров Г. М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. – СПб., 2010.

9. Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси Х–XIII веков. – М., 1971.

Тема 4. Общественная мысль в России XVI–XVII вв.

План семинара

1. Теория «Москва – третий Рим» и ее значение.

2. Иосифляне и нестяжатели: предмет дискуссий и их результат.

3. Церковные реформы патриарха Никона и их последствия. Старообрядчество и раскол Русской Православной Церкви.

Темы докладов

1. Русские еретики XVI века.

2. Патриарх Никон: исторический портрет.

3. Старообрядчество и его течения.

4. Личность царя Алексея Михайловича

Методические рекомендации для студентов

Развитие общественной мысли России в XVI–XVII вв. необходимо рассматривать в контексте политических, социально-экономических и культурных процессов, происходящих в стране. Наиболее сложным является 3-й вопрос плана. Постарайтесь разобраться, почему патриарх Никон настаивал на проведении обрядовых реформ, какое значение эти реформы имели для Русской Православной Церкви и для государства. Также рассмотрите взаимоотношения царя и патриарха и их влияние на симфонию властей в России. Выясните основные оценки церковного раскола историками.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Можно ли назвать теорию “Москва – третий Рим” официальной идеологией Московского государства? Почему?

2. Какое течение русского монашества стало преобладающим в Русской Православной Церкви: иосифлянское или нестяжательское? Как это отразилось на последующей истории Церкви?

3. Почему российское общество так остро отреагировало на реформы Никона, которые изменяли обряды, но не затрагивали основы вероучения? О каких чертах менталитета россиян это свидетельствует?

4. Назовите черты сходства и различия русского старообрядчества и западного протестантизма.

Литература

1. Бушуев С. В. История государства Российского. – Т. 2. XVII–XVIII вв. – М., 1994.

2. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. – Кн. 2. – М., 1993.

3. Лаппо-Данилевский А. С. История русской общественной мысли и культуры XVII–XVIII вв. – М., 1990.

4. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993.

5. Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. – М.: Памятники исторической мысли, 2003.

6. Синицына Н. В. Типы монастырей и русский аскетический идеал (XV—XVI вв.) // Монашество и монастыри в России XI–XX вв. – М.: «Наука», 2002. С. 116—149.

7. Соловьев С. М. Общедоступные чтения о русской истории. – М., 1992.

8. Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси XIV–XVI вв. – Новосиб., 1991.

9. Стремоухов Д. Н. Москва – Третий Рим: источник доктрины // Из истории русской культуры. – М., 2002. – Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. – С. 425–441. URL: http://ec-dejavu.ru/m-2/Moskow_Third_Rome.html/

10. Тимошина Е. В. Теория «Третьего Рима» в сочинениях «Филофеева цикла» // Правоведение. – 2005. – №4. С. 181–208. URL: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1212037

  1. Церковь, общество и государство в феодальной России. – М., 1990.

Наши рекомендации