О свойствах трав, камней и животных»
(Альберт Великий[33])
Из первой книги. Девятая трава... лилия. Если ты соберешь эту траву при появлении солнца в знаке Льва и смешаешь с соком лавра и затем положишь этот сок под навоз в любое время, то заведутся черви. Если из них сделать порошок и повесить его кому-нибудь на шею или в его одежду, он никогда не заснет или не сможет спать, пока этот порошок не будет вынут. И если вышеупомянутое положишь под навоз и намажешького-нибудь родившимися оттуда червями, так тотчас его охватит лихорадка. И если упомянутое положить в какой-нибудь сосуд, где находится молоко коровы, и закрыть шкурой коровы того же цвета, то все коровы потеряют молоко, как это было достоверно испытано в наше время...
Пятнадцатая трава называется розой, и это трава, цветок которой наиболее известен. Возьми грамм ее и грамм горчицы и ножку мыши, повесь все это на дерево, и оно не будет давать плодов. И если упомянутое положить около сети, то в нее соберутся рыбы... И если упомянутый порошок смешать с оливковым маслом и натуральной серой, и намазать этим при солнечном свете дом, то он будет казаться объятым пламенем.
Из второй книги. Если ты хочешь одолеть врагов, возьми камень, который называется адамант, блестящего цвета, твердейший, так что нельзя разбить его, кроме как [помазав] кровью козла. Камень этот рождается в Аравии или на Кипре. И если привязать его с левой стороны, помогает он против врагов, и против нездоровья, и против животных диких и ядовитых, и лихих людей, и против ссоры и споров, и против яда, и от наваждения…
Если хочешь прибавить мудрости и избежать глупости, возьми камень, который называется хризолит, светлозеленый, оправленный в золото; он изгоняет глупость и приносит мудрость.
Если хочешь одолеть зверей и истолковывать все сны и предсказывать будущее, возьми камень, который называется эсмунд, или асмад. Он бывает разных цветов, уничтожает всякий яд, доставляет победу над противниками, Дает дар пророчества и истолкование всех снов и делает понятным тайное.
Хрестоматия по истории средних веков
/ Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского. М., 1950.
Т. II. С. 284–285.
Роджер Бэкон
а) О науках и возможных открытиях и изобретениях
Все науки связаны одна с другой и взаимно друг друга поддерживают; успех одной помогает всем другим...
...Математику ошибочно считают наукой трудной, а иногда даже подозрительной, только потому, что она была неизвестна отцам церкви. Между тем – как она важна, как полезна!
Можно построить приспособления для плавания без гребцов, так, чтобы самые большие корабли, морские и речные, приводились в движение силой одного человека, двигаясь притом с гораздо большей скоростью, чем если бы они были полны гребцами. Точно так же можно сделать повозки без всякой запряжки, могущие катиться с невообразимой быстротой; летательные машины, сидя в которых, человек может приводить в движение крылья, ударяющие по воздуху, подобно птичьим.
Надо производить измерения, определять точно положение стран и городов, а для этого необходимо принять какой-нибудь определенный пункт за начало долготы; можно бы взять, например, на западе – западную оконечность Испании, на востоке – восточную границу Индии. География, помимо ее практических приложений, важна и для других наук, нельзя знать людей, не зная климата и страны, в которой они живут, так как климат влияет на произведения растительного и животного царства и еще более на нравы, характеры и учреждения...
Прозрачные тела могут быть так отделаны, что отдаленные тела покажутся близкими и наоборот. На невероятном расстоянии можно будет читать малейшие буквы и различать мельчайшие вещи, рассматривать звезды, где пожелаем… Можно так оформить прозрачные тела, что, наоборот, большое покажется малым, высокое – низким, скрытое – станет видимым... Итак, вовсе не надо прибегать к магическим иллюзиям, когда сил науки достаточно, чтобы произвести действие.
б) О разуме и невежестве
Разум – вот вождь правой воли; он направляет ее к спасению. Чтобы делать добро, надо его знать; чтобы избегать зла, надо его различать. Пока длится невежество, человек не находит средств против зла... Нет опасности больше невежества. Знающий истину, если иногда и пренебрегает долгом, имеет прибежище в совести, побуждающей его скорбеть о случившемся и остерегаться в будущем. Нет ничего достойнее изучения мудрости… Каков человек в изучении мудрости, таков он и в жизни...
Пусть [христиане] прочтут 10 книг аристотелевой этики, многочисленные трактаты Сенеки, Цицерона и многих других и тогда увидят, что мы погрязаем в бездне пороков и что одна милость божья может нас спасти… Всякий отстал бы от своих недостатков, если бы прочел их сочинения: так красноречивы их похвалы справедливой и чистой жизни и обличение ими пороков! Философы были преданы истине, добродетели, презирали богатство, удовольствия и почести…
в) О значении опыта
Есть три источника знания: авторитет, разум и опыт. Однако авторитет недостаточен, если у него нет разумного основания, без которого он вызывает непонимание, а лишь принятие [истины] на веру, – мы верим авторитету, но не через авторитет понимаем. И разум один не может отличить софизма от настоящего доказательства, если он не может оправдать свои выводы опытом.
... Доказательство умозаключает и нас заставляет умозаключать относительно данного вопроса; но оно не удостоверяет и не устраняет сомнений, не успокаивает духа в созерцании истины, если дух не найдет ее при помощи опыта... Человек, никогда не видавший огня, имел достаточное доказательство, что огонь жжет, портит и разрушает вещи, все же дух его не успокоился бы на таком знании, и он не стал бы избегать огня, пока не положил бы в огонь руку или какой-нибудь горючий предмет и не убедился бы через опыт в том, что он узнал из доказательств. После же опыта… дух приобретает уверенность и успокаивается в сиянии истины.
г) О помехах делу истины
Новые идеи встречают всегда возражения даже со стороны святых и хороших людей, мудрых в других отношениях... Сорок лет тому назад богословы, парижский епископ и все тогдашние ученые… предали отлучению физику и метафизику Аристотеля, ныне всеми признаваемые за здравое и полезное учение...[34].
Четыре в высшей степени заслуживающие порицания вещи составляют помеху делу истины: …преклонение перед неосновательными и недостойными авторитетами; долговременная привычка [к известным мнениям]; неосновательность суждений толпы; укрывание [учеными] своего невежества, вместо которого они выставляют напоказ свою призрачную мудрость. От этих язв происходит все зло человеческого рода: благодаря им люди не знакомятся с памятниками мудрости и тайнами всех наук и искусств.
Еще хуже то, что это… мешает людям понимать свое собственное невежество: они, наоборот, всячески прикрывают и отстаивают его и потому не находят от него лекарств. Самое же худшее-то, что, сидя во мраке заблуждений, они уверены в том, что живут в полном свете истины...
Где имеют силы три первые помехи знанию, там не действует ни разум, ни право, ни закон, там нет места для правды … господствует порок… там царствует ложь и гибнет истина.