Подведение итогов урока. Урок №2 Тема: Устное народное творчество
Урок №2 Тема: Устное народное творчество. Пословицы и поговорки.
Цели: Продолжить знакомство учащихся с произведениями народного творчества; показать мудрость и ценность русских пословиц. Дать понятие о пословицах и поговорках, загадках как малых фольклорных жанрах; активизировать и закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; показать прямой и переносный смысл пословиц.
Ход урока:
Осмысление эпиграфа к уроку.
Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей, что за золото! А.С.Пушкин
2. Беседа:
-Что такое пословица?
-Какие пословицы о пословицах вы помните? («Пословица век не сломится», «Пень не околица, глупая речь не пословица», «Пословица – всем делам помощница», «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка», «Без пословицы речь не молвится»…)
Слово учителя.
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они относятся к малым жанрам УНТ. В краткой, меткой и образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.
Некоторые пословицы и поговорки дошли до нас в произведениях древней русской литературы XI—XII веков: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет».
В XVI веке, а может быть, и раньше, началось собирание пословиц и поговорок, но записи того времени до нас не дошли.
Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII—XVIII векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.
Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Нам известны имена таких составителей, как И. М. Снегирев, Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев и другие, но самым известным среди них, труд которого считается непревзойденным, является В. И. Даль (1801—1872). Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. В. И. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В этих слоях, по его мнению, рождаются самые глубокомысленные народные изречения. Он прямо заявлял, что «в образованном и просвещенном обществе пословиц нет: попадаются слабые, искалеченные отголоски их, переложенные на наши нравы или испошленные нерусским языком, да плохие переводы с чужих языков». Больше тридцати лет он всюду по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки.
Кроме сборника «Пословицы русского народа» В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863—1866), где привел множество пословиц и поговорок. В. И. Даль говорил: «...Примеры взяты из обихода, из простой русской речи, и туда же вошли десятка три тысяч пословиц, поговорок и разных народных речений». Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей, что за золото!»
Записать определение П. в тетрадь
Особая форма пословиц
Восстанови свойственную пословицам конструкцию (форму):
Если ты любишь смородину, то люби и оскомину.
Хоть он и мягко стелет, но жестко спать.
Если ты хочешь есть калачи, то не сиди на печи.
(Любишь смородину, люби и оскомину.
Мягко стелет, жестко спать. И т. д.)
Пословицам присущ ритм! Почему пословицы существуют именно в такой ритмической форме?
Тематическое разнообразие пословиц
Определите, все ли пословицы на заданную тему:
Про лентяя:
1. Люди пашут, а он руками машет.
2. На чужой каравай рта не разевай, но пораньше вставай да сам добывай.
3. День гуляет, два больной, а на третий выходной.
4. Словами и туда и сюда, а делом никуда.
5. Как волка ни корми, все в лес глядит.
Про ум, учение:
1. Корень учения горек, да плод сладок.
2. Правда в воде не тонет, в огне не горит.
3. Человек неученый, что топор неточеный.
4. Не зная броду, не суйся в воду.
5. По платью встречают, по уму провожают.
Определите, о чем эти пословицы. Подумайте, в каких случаях они употребляются:
1. Из песни слова не выкинешь.
2. Как аукнется, так и откликнется.
3. Любишь кататься, люби и саночки возить.
4. Рыбак рыбака видит издалека.
5. Я про сапоги, а он про пироги.
6. Готовь летом сани, а зимой телегу.
Пословица и поговорка
Вопрос: Чем пословица отличается от поговорки? (Поговорка — это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения. Это не целое предложение. В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «Шито-крыто», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».)
«Поговорка очень близка к пословице. Резкой границы между ними нет. Стоит прибавить, по словам одно слово или сделать перестановку, и из поговорки выйдет пословица, например:
Поговорки Чужими руками жар загребать. В ступе воду толочь. И нашим и вашим. Шито-крыто. Чудеса в решете. | Пословицы Легко чужими руками жар загребать. В ступе воду толочь — вода будет. И нашим и вашим за копейку спляшем. Шито-крыто, а узелок-то тут. Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда» |
«Некоторые поговорки кажутся бессмысленными, так как появились они очень давно. Так, поговорка «Дело — табак» идет от обычая бурлаков, входя в воду, подвязывать кисет к горлу, к шее. Когда становилось настолько глубоко, что вода подступала к шее, кричали: «Табак». Отсюда непонятное выражение «дело — табак». Также и исторические справки объясняют многие поговорки. Так, наши предки носили длинные рукава, закрывающие ладони рук, поэтому для работы и нужно было засучивать рукава, так как, не подобрав рукавов, делать это было невозможно. Отсюда выражения: «засучить рукава», «спустя рукава».
Подведение итогов урока.