Больная женщина и дочь Иаира

Сочетающиеся чудеса исцеления и воскрешения происходят опять на западном, по большей части иудейском, берегу Галилейского моря. Скрытность действий женщины, стра­дающей постоянным кровотечением, объясняется тем, что по Моисееву закону она была нечиста в ритуальном смыс­ле74. (Такая женщина не могла входить в храм и принимать участие во многих иудейских обрядах. Не разрешалось ей и прикасаться к другим людям. В Лев. 15 требуется даже изоляция ее от мужа.) При ее исцелении власть Иисуса подчеркнута тем обсто­ятельством, что тщетные усилия множества врачей только ухудшили ее состояние (эта женщина следовала восточному обычаю призывать как можно больше врачей в надежде, что хотя бы один сумеет вылечить больного), и тем действием, которое возымело простое прикосновение к одежде Иисуса. Ее вера усилила это действие. Иисус призывает Иаира про­явить такую же веру при известии, что его дочь только что умерла. Заявление Иисуса плачущим о том, что девица не умерла, но спит, предвосхищает скорое возвращение ее Иисусом к жизни, так что ее смерть оказывается чем-то вро­де короткого сна. Горький смех тех, кто оплакивал девицу, лишь выставляет Иисуса в более выигрышном свете, когда Он демонстрирует, что они ошибались, а Он был прав. То, что девица встала и пошла, доказывает, что Иисус вернул ее к жизни. Приказ никому ничего не рассказывать, а вместо этого дать девице поесть, вызван необходимостью укрыться от стоящей снаружи огромной толпы, которая следовала за Иисусом и теснила Его (Мк. 5:24,31). Если бы эти люди услышали, что Иисус только что вернул девицу к жизни, в своем приливе чувств они могли бы задавить Его

Назарет

Вернувшись в Свое отечество, в Назарет, Иисус учит в синагоге. Жители города дивятся Его мудрости и тем чудесам, которые «совершаются руками Его». Они не могли заставить себя поверить, что местный житель способен совершать та­кие чудеса, и вопрошали Иисуса о происхождении и сущно­сти Его мудрости и чудотворства. Иисус рассматривает по­добное отношение как воплощение принципа неуважения к хорошо знакомому. Марк находит нужным отметить, что именно из-за недостатка у них веры, а не из-за ослабления могущества Иисуса Он смог совершить там лишь немногие чудеса. Но даже эти немногие исцеления производят такое впечатление на местных жителей, что Иисусу остается толь­ко дивиться их неверию. См. Мк. 6:1-6.

Миссия двенадцати

Иисус, пока странствует по окрестным селениям и учит, расширяет территорию Своего служения с силою и властью благодаря двенадцати апостолам, которых Он собрал к Себе и разослал по двое — потому что, согласно Вт. 19:15, свиде­тельство считается достаточным только при наличии по меньшей мере двух свидетелей. То, что в своей миссии апо­столы наделены властью Иисуса, подтверждается их отправ­лением в путь налегке: другие люди будут заботиться об апо­столах, как если бы принимали в их лице Самого Иисуса. Не­приятие апостолов повлечет за собой осуждение. Апостолы уходят и осуществляют власть Иисуса, делая то же, что дела­ет Он: проповедуя, исцеляя и изгоняя бесов.

Обезглавливание Иоанна Крестителя

На Ирода Антипу известия об этом производят такое впечатление, что он ду­мает, будто бы Иисус — воскресший из мертвых Иоанн Кре­ститель. См. Мк. 6:6-29. Ретроспективное отступление о му­ченичестве Иоанна подчеркивает, как же поразительно велика должна была быть сила Иисуса, коль скоро прави­тель принял Его за человека, отсеченную голову которого своими глазами видел на блюде в своей пиршественной зале и в зале своей жены и части тела которого были похоронены в разных местах. Иоанн обличал Ирода не в нарушении зако­на о прелюбодеянии (хотя тот нарушил его), но в нарушении запрета брать в жены жену брата (Лев. 18:16; 20:21)

Насыщение пяти тысяч

По возобновлении повествования Иисус уводит вернувшихся с рассказами о своей миссии апостолов в уединенное место на отдых; но Его притягательность для толп народа, ныне усилившаяся благодаря этой миссии апостолов, пре­пятствует их отдыху. См. Мк. 6:30-44. Контраст между ра­зумностью предложения учеников отпустить людей, чтобы они могли сходить и купить себе еды, и кажущейся неразум­ностью указания Иисуса дать им какой-нибудь еды, оттеня­ет свершившееся чудо насыщения целых пяти тысяч чело­век всего лишь пятью хлебами и двумя рыбами. Выражение «сели рядами, по сто и по пятидесяти» означает, вероятно, что люди разместились рядами и колоннами, образующими прямоугольник: вдоль длинной стороны сто человек, вдоль короткой — пятьдесят (100 х 50 = 5000). Двенадцать коробов остатков говорят об изобилии, характеризующем власть Иисуса.

Хождение по водам

Вифсаида расположена чуть восточней реки Иордан на северном берегу Галилейского моря. См. Мк. 6:45-56. В отли­чие от того случая, когда Иисус утишил бурю (Мк. 4:35-41), противный ветер не составлял опасности, а только был за­труднением. В хождении по морю проявляется божествен­ная власть (Иов 9:8; 38:16; Пс. 76:20); поэтому намерение Иисуса пройти мимо учеников — это намерение показать им Свою божественную славу (ср. Исх. 33:19,22; 34:5-7; 3 Цар. 19:11). Их ужас, однако, заставляет Его войти в лодку. Это происходит в четвертую стражу, в последнюю четверть ночи. Теперь, когда Иисус оказывается на борту, ветер стихает, чтобы обеспечить Ему легкое плавание, точно так же, как во­да обеспечивала Ему твердую опору. Ученики изумлены, по­тому что они даже не поняли чуда с насыщением пяти тысяч (отметим отсутствие каких бы то ни было выражений восхи­щения в конце Мк. 6:30-44). Но могущество Иисуса продол­жает изливаться полноводным потоком во время последую­щих исцелений в земле Геннисаретской, примыкающей к северо-западному берегу Галилейского моря. Очевидно, про­тивный ветер изменил направление плавания, первоначаль­но совершавшегося на северо-восток, к Вифсаиде.

Очищение всей пищи

В следующем рассказе раскрывается власть Иисуса, оса дившего фарисеев и нескольких книжников из Иерусалима с их вопросом о ритуальной чистоте, а также провозгласив­шего всю пищу чистой (то есть ритуально дозволенной), во­преки запрету на некоторую пищу в законе Моисеевом (Лев. 11). См. Мк. 7:1-23. Омовение, о котором здесь идет речь, связано не с личной гигиеной, а с ритуальной чисто­той, и предписано не Моисеевым законом, а вошедшими в обычай установлениями более поздних иудейских учителей. Такие традиционные установления, колко отмечает Иисус, позволяют не подчиняться данной через Моисея Божией за­поведи чтить отца своего и мать свою. Достаточно только на­звать то, что следовало бы отдать им, предназначенным в дар Богу — а тем временем продолжать пользоваться этим само­му. Изменение закона должно идти в противоположном на­правлении, от формального ритуала к нравственности. Иисус изменяет закон именно таким образом. Он имеет на это право.

Наши рекомендации