Краткая футурологическая формула

Христианство есть открытость вопроса об абсолютном будущем, которое желает даровать себя как таковое в самосообщении, сделало эту свою волю эсхатологически необратимой в Иисусе Христе и именуется Богом.

Пояснительные замечания

Эта самая краткая формула выводит высказывание о трансцен-денталъности человека из первой основной формулы, интерпре­тируя эту трансцендентальность как направленность на будущее, как будущность. Таким образом, абсолютно неограниченная трансцендентальность означает тем самым вопрос об абсо­лютном будущем, в отличие от неопределенно следующих друг за другом конечных и частных будущих. О таком будущем говорится, что оно не является просто целью истории, достижимой лишь асимптотически и сохраняющей эту исто­рию в движении, но сама по себе не достижимой, но что оно желает дать себя само через собственное самосообщение. Об этом самосообщении абсолютного будущего, еще находящегося в процессе исторического осуществления, говорится то, что уже было сказано о самосообщении Бога в первой краткой формуле, а именно, что это самосообщение Бога, которое, разумеется, всегда носит также и «экзистенциальный» харак­тер, имеет исторический аспект и в нем достигло эсхатоло­гической необратимости в Иисусе Христе.

Не нужно еще раз подробно излагать, что в этой основе божественного самосообщения миру, ставшего эсхатологи­чески необратимым в Иисусе Христе, имплицитно дано уже то содержание, которое в более эксплицитном виде высказывают

ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ

учение о Троице и христология. Здесь, пожалуй, не требуется более обстоятельно говорить и о том, что в опыте нашей направленности к абсолютному будущему (в которой при этом оно желает даровать себя непосредственно как себя само) познается Бог - причем именно Бог сверхъестественного благодатного порядка, - и познается тем самым в качестве Тайны как таковой.

Поскольку христианство есть поклонение единому и истин­ному Богу - против всяких идолов, в которых выражается абсолютизация конечных сил и измерений человека, - оно пред­ставляет собой открытость человека абсолютному будущему, а поскольку это будущее было и остается абсолютной Тайной, в том числе и в завершении этого самосообщения, то христиан­ство является открытостью вопроса об абсолютном будущем.

Отражения веры в Троицу

Эти три кратких формулы, конечно, представляются лишь возможными вариантами, наряду с которыми могут существо­вать другие подобные основные формулы, даже если мы представляем таковые находящимися на совершенно опреде­ленному уровне понятийной абстрактности. Тем не менее, возможно, не будет простой теоретической игрой, если мы попытаемся понять эти три формулы в их параллельности друг другу и включенности друг в друга как отражения и следствия христианской веры в Троицу или интерпретируем их как три подхода человеческого опыта, с помощью которых может быть достигнуто понимание спасительнодомостроительной Троицы, а исходя из этого - Троицы имманентной.

Ведь первая формула говорит о Боге как о непостижимом «Куда» человеческой трансценденции. Если помнить о том, что тем самым названо абсолютно не имеющее причины principium inprincipiatum64 всякой мыслимой реальности, то это означает, что это непостижимое и не имеющее причины

' Начало безначальное (лат.)

4 632 ]-

КРАТКИЕ ФОРМУЛЫ ВЕРЫ

«Куда» человеческой трансценденции действительно может быть названо «Отцом» христианского учения о Троице. Если во второй краткой формуле Бог, делающий себя в Иисусе Христе в качестве человека пространством радикальной межчеловеческой связи, предстает подлинным центром этой основной формулы, то это означает, что в ней назван вочеловечившийся Бог - «Сын». Абсолютное же будущее человека, сообщающее себя в свободном историческом действии, будущее, которое есть Бог, особым образом представляет собой «Дух» Бога, ибо Он может быть охаракте­ризован как любовь, свобода и новизна, всегда способная поражать нас.

Конечно, следовало бы еще точнее и определеннее связать эту триаду названных кратких формул с ее троичным фоном, чего здесь уже сделать невозможно. Но, во всяком случае, можно сказать следующее: если, с одной стороны, краткая формула должна высказывать основную сущность реальности христианской веры так, чтобы к этой реальности открывался по возможности понятный доступ со стороны экзистенциального человеческого опыта, и если, с другой стороны, эта основная сущность точно может быть найдена в троичном, спасительно-домостроительном обращении Бога к миру, - тогда нельзя с самого начала отмахнуться от того, что должно существовать три основных типа таких кратких формул соответственно догмату о Троице. Это не исключает, что каждый из этих основных типов может быть сам по себе очень дифференцированным, как из-за даль­нейшей дифференциации и расстановки акцентов в его содержании, так и из-за учета различий между теми, на кого рассчитана такая основная формула.

Наши рекомендации