Тема № 4. Россия в конце XVIII – I четверти XIX вв

Тема № 1. Функции истории

  1. Изучение фактов и событий, позволяющее лучше понять происходивши в прошлом процессы, - это _________________ функция исторического знания.

1. познавательная

2. воспитательная

3. практически-рекомендательная

4. прогностическая

  1. Практически-рекомендательная функция исторического познания заключается в …

1. выработке научно обоснованного политического курса

2. предвидении будущего

3. выявление закономерностей исторического развития

4. идентификации и ориентации общества, личности

  1. Одной из функций исторического знания является…

1. воспитательная

2. развлекательная

3. религиозная

4. прагматическая

4. Укажите верное толкование прогностической функции исторического знания:

  1. историческое знание позволяет предвидеть будущее
  2. историческое знание должно служить только познанию прошлого
  3. историческое знание не имеет никакого значения для будущего
  4. историческое знание только мешает принятию оптимальных решений

Функция исторической науки, направленная на самопознание

общества, - …

1. познавательная

2.воспитательная

3. практически-рекомендательная

4. прогностическая

Тема № 2. Методы изучения истории.

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

1.) сравнительный

2.) типологический

3.) проблемно-хронологический

1.(1) сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени

2. (2) классификация исторических явлений, событий, объектов

3. (3) изучение последовательности исторических событий во времени

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

1. системный

2. типологический

3. сравнительный

1. (1) раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

2. (2) классификация исторических явлений, событий, объектов

3. (3) сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

1. идеографический

2. типологический

3. проблемно-хронологический

1.(1) описание исторических событий и явлений

2. (2) классификация исторических явлений, событий, объектов

3. (3) изучение последовательности исторических событий во времени

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением

1. идеографический

2. системный

3. проблемно-хронологический

1.(1) описание исторических событий и явлений

2.(2) раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

3.(3) изучение последовательности исторических событий во времени

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

  1. системный
  2. ретроспективный
  3. идеографический

1.(1) раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

2.(2) последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события

3.(3) описание исторических событий и явлений

6. Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для…

  1. теологического подхода
  2. географического детерминизма
  3. марксизма
  4. субъективизма

7. Создателями формационной теории явились…

1. К. Маркс и Ф. Энгельс

2. В. Ленин и Ю. Мартов

3. Г. Плеханов и В. Засулич

4. Н. Данилевский и А. Тойнби

8. Подход, в соответствии с которым разум рассматривается как единственный источник познания и исторического развития, - это…

  1. рационализм
  2. географический детерминизм
  3. формационный
  4. классовый

9. В соответствии с марксистским подходом переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется через…

  1. социальную революцию
  2. культурную революцию
  3. реформы в сфере экономики
  4. образовательную политику

10. Абсолютизация классовой борьбы в историческом развитии различных стран содержалась в теории исторического развития…

  1. К. Маркса
  2. А. Тойнби
  3. Н.Я. Данилевского
  4. К. Ясперса

Тема № 3. Историография истории

После Октября 1917 года началось создание______________ концепции отечественной истории.

  1. марксистской
  2. цивилизационной
  3. теологической
  4. эволюционной

2. У истоков исторической науки в России стояли…

  1. В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов
  2. С.М. Соловьев, В.О. Ключевский
  3. В.И. Ленин, Г.В. Плеханов
  4. Н. Данилевский, А. Тойнби

3. Основоположниками норманнской теории считаются…

  1. И. Байер, Г. Миллер
  2. В.И. Ленин, Г.В. Плеханов
  3. Н. Данилевский, А. Тойнби
  4. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев

4. Наука, изучающая развитие исторических знаний, называется…

  1. историография
  2. история
  3. логика
  4. палеография

5. Родоначальником антинорманнской теории происхождения государства у восточных славян был…

  1. М.В. Ломоносов
  2. С.М. Соловьев
  3. Н.М. Карамзин
  4. М.Н. Покровский

Тема № 4. Россия в конце XVIII – I четверти XIX вв.

1. В конце правления Александра I наступил период…

  1. аракчеевщины
  2. зубатовщины
  3. корниловщины
  4. двоевластия

2. Создание военных поселений, учреждение министерств – события, связанные с правлением …

  1. Александра I
  2. Николая I

3. Екатерины II

4. Елизаветы Петровны

3. К правлению Александра I относится …

  1. Создание министерств
  2. учреждение патриаршества
  3. Северная война
  4. присоединение Крыма

4. К правлению Александра I относится …

  1. начало Кавказской войны
  2. присоединение балтийского побережья
  3. создание флота
  4. Северная война

5. Участником «Южного общества» декабристов был …

  1. С.Г. Волконский
  2. Н.И. Новиков
  3. Н.М. Карамзин
  4. М.М. Сперанский

Наши рекомендации