Примерные темы выпускных сочинений по направлениям

Тема Времени. (Материалы к выпускному сочинению.)

Художественное время и пространство иногда называют хронотоп, от двух слов греческого языка “хронос” – время и “топос” – место. Хронотоп в современном литературоведении чаще всего понимают, как пространственно-временную модель конкретного произведении.

ОБРАЗЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ

Биографическое: детство, юность, зрелость, старость.(«Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого.)

Историческое:Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества.(Отцы и дети» И.С.Тургенева.)

Космическое:Представление о вечности и вселенской истории. («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.)

Календарное:Смена времени года, будней и праздников.(Русские народные сказки; И.С.Шмелев "Лето господне".)

Суточное:День и ночь, утро и вечер.(Рассказ «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына.)

Встречается в лирике и полное отсутствие значимого образа времени, как, например, в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «И скучно и грустно» или Ф.И.Тютчева «Волна и дума» — временную координату таких произведений можно определить словом «всегда». Бывает, напротив, и очень острое восприятие времени лирическим героем, что характерно, например, для поэзии И. Анненского, о чем говорят даже названия его произведений: «Миг», «Тоска мимолетности», «Минута», не говоря уже о более глубинных образах.

ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ

Линейное:соответствует прошлому, настоящему и будущему, события непрерывны и необратимы.(«Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» А.С. Пушкина.)

Циклическое:события повторяются, происходят в течение циклов — суточного, годового и т.д.(Поэма «Труды и дни» Гесиода".)

Замкнутое:ограниченное сюжетными рамками.(Рассказ «Муму» И.С. Тургенева.)

Открытое:включенное в конкретную историческую эпоху. (Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого.)

Год литературы в России. (Рекомендации по написанию выпускного сочинения.)

Направление "Год литературы в России" предполагает написание сочинений по темам: «Моя любимая книга», «Роль книги в моей жизни», «Кто для Вас идеальный герой литературы?», «Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете?», «Можно ли обойтись без книг?», «Можно ли испытать радость, читая книгу?», «Какие вопросы задает человеку литература?» и т.д.

Юбилейные даты «Года литературы в России» нацеливают нас на написание сочинений по темам: «Какие проблемы, поднимаемые А.А.Фетом ( А.А.Блоком, С.А.Есениным, А.И.Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня?», «А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) в Вашем читательском опыте», «Мой А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн)» и т.д.

Примерные темы выпускных сочинений по направлениям

Предлагаем вам примерные темы выпускных сочинений по направлениям. Готовы выслушать Ваши предложения по дополнению списка.

1.Время:

Проблемы века

Время поиска

Время рассказать о человеке…

Человек и время

Общество и эпоха

Время мужания

Время испытаний

Пора взросления

Время, вперед!

Герой(и) нашего времени

«О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон)

История - ключ к пониманию народа

Писатель – судья своего времени

"Время разбрасывать камни и время собирать камни" (Из Библии.)

«Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А.С.Кушнер)

«В наши подлые времена человеку совесть нужна» (Н.Коржавин)

2.Дом:

Дом – центр мира для человека

Дом-основа человеческого бытия

Дом – хранитель православных ценностей

Дом – прекрасная мечта о счастье

Дом – жилище, местообитание семьи

Дом – островок, крепость в хаосе революционных, военных событий

Дом – пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил.

Дом – место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций.

Дом – утверждение вечности, красоты и прочности жизни.

Дом – портрет души семьи.

Дом – памятник человеку

Дом – хоромина для души и тела.

Потеря дома – крушение нравственных идеалов. ( О затоплении деревень в 70-80 годы 20 века.)

Дом – разлад с собой и миром.

Дом – совесть для человека

Дом – тревога

Дом – судьба

Дом – возрождение идеалов.

Дом – Россия

Дом – это место, где тебя всегда ждут

«Родительский дом- начало начал»

3.Путь:

Ах, дорожка, фронтовая…

Долгий путь домой…

Жизненный путь

Путь познания

Путь в вечность (Человек родом из вечности.)

Дорога в никуда…

Дорога чести

Тип «русского скитальца» в литературе

«Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь» (Н.А.Некрасов)

Путь верности природе - правый путь (Юн Сондо)

Путь к себе...

4.Любовь:

Любовь на века

Всегда ли любовь делает человека счастливым?

Любовь сильнее смерти…

Любовь и война…

Любовь и разлука…

Любовь есть духовное возрождение...

Лики любви...

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, высокой любви?»

«От любви к женщине родилось все прекрасное на земле» (А.М.Горький)

Лицемерная любовь хуже ненависти.

5. Год литературы в России:

«Моя любимая книга»

«Роль книги в моей жизни»

«Кто для Вас идеальный герой литературы?»

«Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете?»

«Можно ли обойтись без книг?»

«Можно ли испытать радость, читая книгу?»

«Какие вопросы задает человеку литература?»

Литература - это исповедь или проповедь?

Какие мысли и чувства вызывают финальные сцены любимых книг?

«Самые яркие персонажи в литературе - неудавшиеся отрицательные герои. Самые тусклые - неудавшиеся положительные». (С.Д.Довлтов)

«Поэт в России - больше, чем поэт»

«Хорошая книга - это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро.»(Ф.Абрамов)

«Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Ф.Бэкон)

Юбилейные даты «Года литературы в России»:

«Какие проблемы, поднимаемые А.А.Фетом ( А.А.Блоком, С.А.Есениным, А.И.Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня?»

«А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) в Вашем читательском опыте»,

«Мой А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн)» и т.д.

Алгоритм подготовки к итоговому сочинению Подготовка к сочинению 1. Выберите направление. Не советую брать 1-ое (по Лермонтову). Оно самое наукоёмкое, требует точных знаний. Для будущих филологов. Остальные направления в этом отношении похожи, хотя самое выигрышное, на мой взгляд, про войну. 2. Прочитайте (где найдёте, на разных сайтах их много) примерные темы внутри выбранного направления и разбейте их на группы. В направлении про войну их получается около трёх: 1) война - это трагедия; 2) подвиг, мужество, героизм на войне; 3) патриотизм. 3. Напишите "базовое" сочинение на одну конкретную тему. Я предлагаю писать по системе Александровых, только нужно немного изменить композицию. Самая простая выглядит так: вступление - "1-ый аргумент" - "2-ой аргумент" - личное мнение - заключение. Под "аргументами" следует понимать анализ выбранных произведений. 4. А теперь играем в "Лего". Как из одних и тех же кубиков можно собрать и самолёт, и лошадку, так и из базовых частей сочинений можно составлять совершенно разные тексты. Нужно только уметь расставлять акценты. Как это сделать? 4.1. Нужно заготовить несколько вступлений разного типа (в нашем случае три), которые будут содержать постановку проблем для каждой группы. Как это делать, читайте у Александровых (хотя можно будет "встретиться" ещё раз ) 4.2. Теперь работаем с текстом. Как правило, в каждой хорошей книге про войну есть материал для каждой группы тем. Но можно сделать ещё проще: одному и тому же эпизоду можно дать различные оценки в зависимости от темы. Например, если герой погибает при выполнении задания, то это и заслуживает похвалы (героизм, патриотизм), и негативной оценки (война забирает лучших людей). 4.3. А как быть, если заготовлено отличное сочинение, а тема выпала совершенно "левая"? Например, вы заготовили сочинения про войну по всем трём группам, а предложили тему "Любовь на войне". Как быть? Играем в "Лего" между направлениями! Сочинение про подвиг и мужество легко переделывается для 5-го направления ("Чем люди живы..."), если тема будет про смысл жизни, нравственные ценности или личные качества... 5. Когда пишете, не ленитесь перечитывать сочинение после каждого абзаца, лучше шёпотом (а не про себя). Это помогает не сбиться с темы и вовремя заметить тавтологию. 6. С заключением - всё как обычно. Повторяете основные мысли, добавляете немного "патетики". Только совсем немного, не лукавьте! P.S.: Если появится желание что-то обсудить, пишите, но у меня два условия. Первое: вопрос не должен содержать ошибок. Второе: отвечу только на интересные вопросы. Если вопрос будет очень интересным, пару ошибок могу простить. В путь!

Читать далее: http://sochinenie11.ru/podgotovka/146-algoritm-podgotovki-k-itogovomu-sochineniyu.html

Наши рекомендации