Положительное лицо – смех

  1. В отличие от Фонвизина и Грибоедова, он действует не на сцене
    1. В зрительном зале
    2. Пробуждает презрение и чувство личной сопричастности к событиям
  2. Гоголь: было бы хоть одно честное лицо – все забыли о других бы
    1. Перешли бы на сторону этого честного

Хлестаков как русский тип

  1. Объединяет многое разбросанное в разных русских хар-рах
  2. «…всякий, хоть на минуту, делался или делается Хлестаковым…» (Гоголь)
  3. Сверхзадача:
    1. Заставить читателя увидеть в Хл. и других частицу себя
    2. Ч-з смех ужаснуться своим порокам
    3. Избавиться от них

Значимые черты героев

  1. Хлестаковщина
    1. В каждом проявляется порой Хл.

i. Городничий, жена – мечты о петербургской жизни

  1. Хар-ры отражаются друг в друге
  2. Верят в свои фантастические измышления
    1. Преумножают и преувеличивают
  3. Некритически относятся к себе
  4. Убеждены в собственном превосходстве над другими
  5. Убеждены, что у них есть право на то, в чём других винят
  6. Обобщённый образ чиновничества:
    1. Злоупотребления властью
    2. Казнокрадство
    3. Взяточничество
    4. чинопочитание
    5. Произвол
    6. Пренебрежение к простым людям

Средства для создания образов чиновников

  1. Ремарки
  2. Речевая хар-ка
  3. Поступки
  4. Письма Андрея Ивановича Чмыхова (образ Городничего)
  5. Письма Хлестакова к Тряпичкину
  6. Фамилии

Одна из особенностей гоголевской драматургии определяется отношением ее к смеху, к комическому. Гоголь – комический писатель в целом – и как новеллист, и как автор поэмы «Мертвые души», и как драматург.
Комическое составило преимущественный аспект гоголевского драматического мира. Отныне постоянной и самой вольной темой Гоголя станет мысль о глубокой духовной обусловленности и обеспеченности смеха.
Именно в комедии «Ревизор» происходит осмысление смеха глубины, его основательное и, так сказать, многоярусное эшелонирование: юмор, ирония, сарказм, гротеск.
Следует отметить, что комическими называют такие жизненные явления, в которых содержится несоответствие общепринятой норме, алогизм. Постоянным источником комического в жизни является необоснованная претензия. Так и в комедии «Ревизор» прием ошибки, несоответствия является основой комического, основой конфликта.
Гоголь отказался от введения в комедию положительных героев. И это было до конца обдуманным решением. Сатирическое изображение жизни в комедии отнюдь не означало забвение писателем положительных идеалов. Как раз наоборот, исходя из этих положительных идеалов, заключающихся в раскрепощении народа, развитии его сил и процветании, Гоголь и характеризовал общественные явления.
Подлинным положительным героем в комедии, по словам писателя, явился смех.
Именно поэтому гоголевский комедийный мир подчеркнуто однороден. Ни среди действующих лиц, ни среди персонажей внесценических мы не встретили таких, которые были бы «взяты в образец», сигнализировали бы о существовании иного морального и этического уклада. Все гоголевские герои выкрашены в один цвет, вылеплены из одного и того же теста, все они выстраиваются как бы в единую и ничем не нарушаемую перспективу. Это перспектива последовательного комизма.
Следует отметить еще одну новаторскую особенность комедии. В «Ревизоре» писатель смело вынес действие за пределы семейно бытовых, любовно лирических отношений.
В основу комедии положены острые общественные конфликты, которыми определено все ее внутреннее развитие. Социальная практика действующих лиц выступает в комедии как решающий критерий оценки человеческих качеств. Герои «Ревизора» терпят поражение не просто вследствие своей моральной ущербности, а в силу своей общественной несостоятельности. Основной идее комедии подчинена и обрисовка семьи городничего, принимающей столь активное участие в пышной встрече приезжего из столицы – ревизора.
Кстати сказать, не Гоголь впервые ввел «ситуацию ревизора» в литературу. Она разрабатывалась и до него. Но глубина и последовательность художественного решения Гоголя не входит ни в какое сравнение с решениями предшественников.

«Ревизор» – произведение более глубокое. Смысл этой комедии вовсе не в том, чтобы обличить группу чиновников в злоупотреблениях. Эта тема была уже достаточно освещена в сатире и комедиографии XVIII века. Гоголь чрезвычайно расширил границы своей комедии, в различных ситуациях которой отразились самые разнообразные стороны всего строя жизни России. Избегая лобового обличительства, весело и непринужденно писатель познакомил нас с жизнью своих героев и показал, какой грандиозной разрушительной силой обладает смех.
Гоголь, по словам Добролюбова, владел «тайной смеха». Он умел видеть смешное в общественных и бытовых неурядицах, в характере и поведении человека, в его манерах, в языке. Юмор проникает во все поры гоголевского текста – его содержания, стиля и языка.

56.​ Первый том «Мертвых душ» (1842), жанр произведения.

Роман

1. С начала работы называет романом

2. Отсутствует стремление охватить всю полноту русской жизни

3. Цель – показать только темные стороны жизни:

a. Как в «Ревизоре»

4. Реакция Пушкина на первые главы:

a. Стал очень мрачен

b. «Как грустна наша Россия!»

5. Неудача с «Ревизором»:

a. Поняли не так, как он хотел

6. Решает: быть полноте!

a. Вся Россия отразится там!

b. Общенациональный хар-р!

Поэма

1. Сюжет о похождениях Чичикова остаётся

2. Но на 1 план – хар-ры помещиков

a. Воссоздаются неторопливо

b. Вбирают общероссийские явления:

i. Маниловщина

ii. Ноздревщина

iii. Чичиковщина

3. Повествование – летописный хар-р

a. Претензия на всестороннее описание

b. Интерес с авантюры на анализ противоречий русской жизни

4. Социальные пороки из-за духовного омертвения людей

a. Все хорошее связано с духовным преображением русской жизни

5. Жанр «роман» перестаёт отвечать природе замысла – теперь «поэма»

6. Ориентир на Данте:

a. 1 том = ад современной русской реальности

b. 2 том = намечается выход из ада к очищению и возрождению

c. 3 том = торжество светлых начал

Наши рекомендации