Положительное лицо – смех
- В отличие от Фонвизина и Грибоедова, он действует не на сцене
- В зрительном зале
- Пробуждает презрение и чувство личной сопричастности к событиям
- Гоголь: было бы хоть одно честное лицо – все забыли о других бы
- Перешли бы на сторону этого честного
Хлестаков как русский тип
- Объединяет многое разбросанное в разных русских хар-рах
- «…всякий, хоть на минуту, делался или делается Хлестаковым…» (Гоголь)
- Сверхзадача:
- Заставить читателя увидеть в Хл. и других частицу себя
- Ч-з смех ужаснуться своим порокам
- Избавиться от них
Значимые черты героев
- Хлестаковщина
- В каждом проявляется порой Хл.
i. Городничий, жена – мечты о петербургской жизни
- Хар-ры отражаются друг в друге
- Верят в свои фантастические измышления
- Преумножают и преувеличивают
- Некритически относятся к себе
- Убеждены в собственном превосходстве над другими
- Убеждены, что у них есть право на то, в чём других винят
- Обобщённый образ чиновничества:
- Злоупотребления властью
- Казнокрадство
- Взяточничество
- чинопочитание
- Произвол
- Пренебрежение к простым людям
Средства для создания образов чиновников
- Ремарки
- Речевая хар-ка
- Поступки
- Письма Андрея Ивановича Чмыхова (образ Городничего)
- Письма Хлестакова к Тряпичкину
- Фамилии
Одна из особенностей гоголевской драматургии определяется отношением ее к смеху, к комическому. Гоголь – комический писатель в целом – и как новеллист, и как автор поэмы «Мертвые души», и как драматург.
Комическое составило преимущественный аспект гоголевского драматического мира. Отныне постоянной и самой вольной темой Гоголя станет мысль о глубокой духовной обусловленности и обеспеченности смеха.
Именно в комедии «Ревизор» происходит осмысление смеха глубины, его основательное и, так сказать, многоярусное эшелонирование: юмор, ирония, сарказм, гротеск.
Следует отметить, что комическими называют такие жизненные явления, в которых содержится несоответствие общепринятой норме, алогизм. Постоянным источником комического в жизни является необоснованная претензия. Так и в комедии «Ревизор» прием ошибки, несоответствия является основой комического, основой конфликта.
Гоголь отказался от введения в комедию положительных героев. И это было до конца обдуманным решением. Сатирическое изображение жизни в комедии отнюдь не означало забвение писателем положительных идеалов. Как раз наоборот, исходя из этих положительных идеалов, заключающихся в раскрепощении народа, развитии его сил и процветании, Гоголь и характеризовал общественные явления.
Подлинным положительным героем в комедии, по словам писателя, явился смех.
Именно поэтому гоголевский комедийный мир подчеркнуто однороден. Ни среди действующих лиц, ни среди персонажей внесценических мы не встретили таких, которые были бы «взяты в образец», сигнализировали бы о существовании иного морального и этического уклада. Все гоголевские герои выкрашены в один цвет, вылеплены из одного и того же теста, все они выстраиваются как бы в единую и ничем не нарушаемую перспективу. Это перспектива последовательного комизма.
Следует отметить еще одну новаторскую особенность комедии. В «Ревизоре» писатель смело вынес действие за пределы семейно бытовых, любовно лирических отношений.
В основу комедии положены острые общественные конфликты, которыми определено все ее внутреннее развитие. Социальная практика действующих лиц выступает в комедии как решающий критерий оценки человеческих качеств. Герои «Ревизора» терпят поражение не просто вследствие своей моральной ущербности, а в силу своей общественной несостоятельности. Основной идее комедии подчинена и обрисовка семьи городничего, принимающей столь активное участие в пышной встрече приезжего из столицы – ревизора.
Кстати сказать, не Гоголь впервые ввел «ситуацию ревизора» в литературу. Она разрабатывалась и до него. Но глубина и последовательность художественного решения Гоголя не входит ни в какое сравнение с решениями предшественников.
«Ревизор» – произведение более глубокое. Смысл этой комедии вовсе не в том, чтобы обличить группу чиновников в злоупотреблениях. Эта тема была уже достаточно освещена в сатире и комедиографии XVIII века. Гоголь чрезвычайно расширил границы своей комедии, в различных ситуациях которой отразились самые разнообразные стороны всего строя жизни России. Избегая лобового обличительства, весело и непринужденно писатель познакомил нас с жизнью своих героев и показал, какой грандиозной разрушительной силой обладает смех.
Гоголь, по словам Добролюбова, владел «тайной смеха». Он умел видеть смешное в общественных и бытовых неурядицах, в характере и поведении человека, в его манерах, в языке. Юмор проникает во все поры гоголевского текста – его содержания, стиля и языка.
56. Первый том «Мертвых душ» (1842), жанр произведения.
Роман
1. С начала работы называет романом
2. Отсутствует стремление охватить всю полноту русской жизни
3. Цель – показать только темные стороны жизни:
a. Как в «Ревизоре»
4. Реакция Пушкина на первые главы:
a. Стал очень мрачен
b. «Как грустна наша Россия!»
5. Неудача с «Ревизором»:
a. Поняли не так, как он хотел
6. Решает: быть полноте!
a. Вся Россия отразится там!
b. Общенациональный хар-р!
Поэма
1. Сюжет о похождениях Чичикова остаётся
2. Но на 1 план – хар-ры помещиков
a. Воссоздаются неторопливо
b. Вбирают общероссийские явления:
i. Маниловщина
ii. Ноздревщина
iii. Чичиковщина
3. Повествование – летописный хар-р
a. Претензия на всестороннее описание
b. Интерес с авантюры на анализ противоречий русской жизни
4. Социальные пороки из-за духовного омертвения людей
a. Все хорошее связано с духовным преображением русской жизни
5. Жанр «роман» перестаёт отвечать природе замысла – теперь «поэма»
6. Ориентир на Данте:
a. 1 том = ад современной русской реальности
b. 2 том = намечается выход из ада к очищению и возрождению
c. 3 том = торжество светлых начал