Функция пролетарского сознания в классовой борьбе
Глава «Классовое сознание»
В самом начале главы автор задает основной вопрос указанного раздела книги: «Что означает тогда классовое сознание?», который для облегчения дальнейшей логики рассуждений делит на три составляющие:
1.С точки зрения теории, что следует понимать под классовым сознанием?
2.С практической точки зрения, какова функция так понятого пролетарского сознания в самой классовой борьбе? И идет ли речь в случае классового сознания об «общем» социологическом вопросе, или вопрос этот означает для пролетариата нечто совершенно иное, чем для всех других, выступавших на исторической сцене, классов?
3.С социологической точки зрения является ли классовое сознание чем-то единым по своей сущности и функции, или в нем можно выделить разного рода слои и ступени? И если можно, то в чем тогда состоит их практическое значение для классовой борьбы пролетариата?
Мы в обзоре не будем отходить от заданной автором структуры повествования и воспользуемся ей.
Определение классового сознания
Если обратиться непосредственно к тексту, токлассовое сознание – «рационально уместная реакция, которая, относится к определенным типичным положениям человека в производственном процессе. Это сознание не является, ни суммой, ни средней величиной того, что отдельные индивидуумы, образующие классы, думают, воспринимают и т. д.
И все же, исторически значимые действия класса как тотальности определяются, в конечном счете, классовым сознанием, а не мышлением, восприятием и т. д. отдельного человека, и познаются они также из перспективы классового, а не индивидуального сознания».
Из данного определения следует, что между классовым сознанием и личными мыслями людей об их жизненном положении существует некоторая дистанция, которая является, во-первых, неодинаковой у различных классов, сообразно их разному отношению к социально-экономическому целому, частями которого они являются (см. табл. 1).
Таблица 1
Докапиталистические эпохи | Эпоха капитализма |
· Классовое сознание не способно обрести ясной формы своего выражения. · Не способно сознательно повлиять на исторические события. Причина: классовые интересы никогда не могут получить в этом обществе ясного экономического выражения. Элементы экономики тесно связаны с политическими, религиозными и проч. элементами («нераспутываемый клубок связей»). | Появляется общественный порядок, при котором социальное расслоение стремится исключительно к классовому делению. Части капиталистического общества обладают меньшей самостоятельностью и в экономическом смысле более и многостороннее взаимосвязаны. Экономические моменты не скрыты более «за» сознанием, но присутствуют в самом сознании. |
И, во-вторых,эти различные отношения между объективной экономической тотальностью, вмененным классовым сознанием, и реально-психологическими мыслями людей об их жизненной ситуации для развития общества имеют практическое значение. То есть, классовое сознание обладает практически-исторической функцией.
Чисто экономически структурированное общество à классовое сознание вступило в стадию способности стать осознанным. «Теперь общественная борьба проявляется в идеологической борьбе за сознание, за сокрытие или разоблачение классового характера общества».
Призвание определенного класса к господству равносильно тому, что исходя из его классовых интересов, из его классового сознания, можно организовать общество в целом сообразно этим интересам. И вопрос, который, в конечном счете, предрешает исход любой классовой борьбы, состоит в том, какой класс в данный момент обладает этой способностью, этим классовым сознанием.
Функция пролетарского сознания в классовой борьбе.
Таблица 2
Тип сознания | Характеристика |
Крестьянское сознание | Идеологическая форма крестьянского сознания более переменчива, чем идеологии других классов, она всегда для этого сознания «как бы снята с другого плеча». Классовое сознание и классовые интересы находятся в контрадикторной противоположности друг к другу à нет собственно крестьянского сознания. |
Буржуазное сознание | Соотношение классового сознания и классового интереса тоже является противоположностью и противоречием, но диалектическим: · положение буржуазии в производственном процессе и возникающие из этого интересы толкают буржуазию к развитию классового сознания (но находится в противоречии с самим собой и, как следствие, само себя упраздняет[1]). В объективно-экономическом развитии буржуазия действует как класс, но осознать ход этого развития она может только в качестве объективно-закономерного и внешнего для нее процесса, совершающегося над ней самой, à классовое сознание буржуазии формально настроено на сознание экономическое. |
Сознание пролетариата | Единство сознания и пролетарского (исторического) действия. Ложное сознание пролетариата обременено внутренними антагонизмами и противоречит тем действиям, к которым толкает пролетариат его экономическое положение. Диалектическая связь непосредственного интереса и объективного воздействия на общественное целое перемещается в самосознание пролетариата (не в виде объективного процесса, существующего вне). |
Таким образом, в революционной победе пролетариата автор видит не «прямое осуществление общественно данного бытия класса, но его самоупразднение». Иными словами, в сознании пролетариата «ложное сознание» (его заблуждения) все равно содержит в себе интенцию к верному, в отличие от буржуазного «ложного сознания». Следовательно, пролетариат выступает в качестве непротиворечивого двигателя исторического процесса.
«Пролетариат должен действовать по-пролетарски, однако его собственная, вульгарно-марксистская теория заслоняет ему картину правильного пути. И это диалектическое противоречие между экономически необходимым пролетарским действием и вульгарно-марксистской (буржуазной) теорией следует понимать как постоянно обостряющееся. Это значит, что ускоряющее или замедляющее действие правильной или ложной теории возрастает по мере приближения решающих сражений в классовой войне. «Царство свободы», завершение «предыстории человечества» как раз и означает, что опредмеченные [vergegenstandlichte] отношения между людьми, овеществленные отношения начинают передавать свою власть человеку. Чем ближе этот процесс к своей цели, тем большее значение приобретает осознание пролетариатом своей исторической миссии, тем важнее становится его классовое сознание, тем сильнее и непосредственней должно определять оно каждое действие пролетариата».
Другими словами: если настал окончательный экономический кризис капитализма, «то судьба революции (а вместе с ней судьба человечества) зависит от идеологической зрелости пролетариата, от его классового сознания».