Принципиальные моменты церковности христианства

Необходимость церковности христианства

Церковь изначально есть нечто большее, нежели обществен­ная организация, преследующая религиозные цели, пусть даже христианская по замыслу и оформлению. Повсюду, где есть люди, существует «церковь» в смысле религиозной организации. Даже те, кто протестует против церкви, объединяются там, где вообще существует религиозность и

ХРИСТИАНСТВО КАК ЦЕРКОВЬ

религиозная практика, в религиозно-социологическое сообщество и в этом, предварительном, чрезвычайно широком смысле образуют нечто вроде «церкви», даже если при этом называют себя «религиозно свободными». Если мы говорим, что христианство должно быть церковно офомлен-ным, то имеем в виду, что такое церковное сообщество - пока совершенно безразлично, каково будет конкретное его оформление, - составляет часть религиозной экзистенции человека как таковой. Оно непосредственно связано с вопросом о спасении человека и выполняет принципиально конструктивную функцию, важную для формирования отношения человека к Богу. В этом смысле мы утверждаем, что церковь имеет нечто общее с сущностью христианства, а не есть просто организация для религиозных отправлений, в своем подлинном значении представимых также и неза­висимо от такой религиозной организации.

Если мы усматриваем церковь лишь там, где вопрос о религиозной организации сам входит в подлинную сущность христиански-религиозного и таким образом сам обретает спасительное значение, то это не означает, будто всякий, кто не принадлежит к такому церковно оформленному хрис­тианству, утрачивает свое спасение или не может иметь последней, решающей связи с Богом, основанной на благо­дати Христовой. Но тот факт, что спасительное действие Божие обращено принципиально к каждому человеку и принципиально влияет на спасение человека, если оно принимается в повиновении нравственной совести, - этот факт не исключает того, что полное, достигшее своего исторического совершенства христианство Божьего само­сообщения есть в том числе христианство церковное.

Вопрос о церкви - не просто вопрос о человеческой целесообразности, но также в подлинном смысле вопрос о вере. Церковь по существу христианства должна пониматься так, чтобы она сама вырастала из существа христианства как самосообщения Бога человечеству - сверхъестественного, но проявляющегося исторически и обретающего свою

-[471]-

ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ

окончательную и историческую высшую точку в Иисусе Христе. Церковь составляет часть христианства как спаси­тельного события самого по себе. Мы не можем выносить общественное, социальное, интеркоммуникативное за скобки человеческой сущности, в том числе его сущности как субъекта религии, отношения к Богу. Если Бог не есть по существу дела некая частная реальность наряду со всеми прочими возможностями, но Источник и абсолютная Цель единого и целостного человека, тогда весь человек - то есть в том числе и в его интеркоммуникации и социальности -связан с этим Богом. Исходя из сущности человека, из сущности Бога и из сущности отношения человека к этому верно понятому Богу невозможно вынести социальное за скобки религиозного. Они взаимосвязаны, ибо человек во всех своих измерениях связан с этим единым Богом, спасающим всего человека. В противном случае религия стала бы просто частным делом человека и перестала бы быть религией.

Автономный характер обращения вести Иисуса Христа к человеку

Если религия представляет собой не план бытия, исходящий от человека, но призыв Бога, живого Бога, и если этот призыв свободного, личного Бога - без ущемления боже­ственности Бога - не может быть просто трансценден­тальным делом глубинной совести человека, но реализуется в истории, то это значит, что существенной чертой такой религии, помещенной Богом в историю, является то, что можно назвать авторитетностью. Религия как религия Бога, а не изобретенная человеком, религия, которая есть подлин­но историческая величина, должна проявляться в отно­шении к человеку так, чтобы становиться реальной вели­чиной в человеческой жизни не только тогда, когда человек сам, в собственном мышлении как бы начертит ее план и придаст ей форму. Для религиозного человека вопрос только в том, есть ли в пределах его опыта, его истории такая

4472}-

ХРИСТИАНСТВО КАК ЦЕРКОВЬ

величина, которая явно установлена независимо от него и имеет силу не как нечто, находящееся в распоряжении, а как некая сила, сама распоряжающаяся им. Если бы религия была по сути дела лишь тем, что испытывает каждый человек как изображение и интерпретацию его собственного чувства бытия и своего собственного толкования бытия, то религиозное было бы лишено какого-либо существенного основания и какой-либо существенной отличительной особенности.

Конечно, религия, для того чтобы быть религией, и христианство, для того чтобы быть христианством, должны реализовываться в воспринятом, переведенном, субъек­тивном виде; они есть по-настоящему только там, где есть личное решение веры, где есть надежда и любовь. И ко­нечно, объективное, авторитетное, институциональное никогда не может заменить этого личного христианства. Но подлинная субъективность, сознающая свое положение перед лицом Бога и потому изначально понимающая, что она должна управляться объективным, которое положено не ею самой, - такая субъективность видит, что представляет собой церковь внутри рамок религиозности, а именно, что здесь есть величина, обязывающая человека, образующая точку, по которой он может ориентироваться, появляющаяся не только в тот момент, когда этот человек со своей собствен­ной субъективностью начинает быть религиозным. Именно незаменимая, неотменимая субъективность человека требует по своей собственной сущности, чтобы ей отвечала объек­тивность, нормирующая эту субъективность.

Внутриэтой свободно, личностно данной ей возможности такая объективность должна выступать как нормирующая эту субъективность, она должна быть религией Бога, а не просто экспликацией моего собственного чувства бытия как величина, могущая действовать силой собственного автори­тета. Христианство становится религией требовательного Бога, как бы вызывающего человеческую субъективность из нее самой, только тогда, когда оно является человеку в церковности, носящей характер авторитета. В противном

4 473}-

ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ

случае конкретный человек - который есть не только трансцендентальность, но действительно конкретный человек с телом и душой, с исторической обусловленностью, с субъективной субъективностью - остается жертвой своей собственной нищеты, проблематичности и возможности искажения и ложного толкования религиозности. Если Христос есть не только идея, но конкретный человек, если спасение во Христе происходит не только через сообщение определенной идеологии, которую в принципе можно было бы усвоить и независимо от Иисуса и Его вести, если спасение зависит от конкретного события Его распятия, смерти и воскресения, то это спасение не может быть дано лишь через субъективно-внутреннее и основано на нем; тогда эта конкретность Иисуса Христа, обращаясь с требованием к человеку, должна проявляться для этого человека в том, что мы называем церковью, и эту церковь создает не сам человек, она утверждается не на его желаниях и рели­гиозных потребностях, а проявляется в миссии, в задании, в провозвестии, подлинно являющей человеку реальность его спасения.

Историчность и социальность должны служить посредниками спасения

Можно было бы свести всю проблему церкви к очень простой формуле: религиозен ли человек лишь в своем трансцен­дентальном отношении, как бы его точнее ни интерпрети­ровать, или же это естественно данное фундаментальное отношение Бога к человеку и человека к Богу в том, что мы называем духом и благодатью, само по себе есть осязаемая конкретная история? По сути дела при всем разнообразии и смешении религиозных форм в конечном счете существует только две возможности. Либо история сама по себе имеет значение для спасения, либо спасение происходит лишь в субъективном, в конечном счете трансцендентальном внутреннем, так что остальная человеческая жизнь с этим в

4474]-

ХРИСТИАНСТВО КАК ЦЕРКОВЬ

общем никак не связана. Если по-настоящему подлинно человеческим является первое решение, то это значит, что церковь принадлежит истории спасения через божественную благодать не только в качестве полезной религиозной организации, но как категориальная конкретность и опосредование самого благодатного спасения, и только это и делает церковь настоящей церковью.

Миновала та эпоха, в которую человек мог верить, что главное в его бытии, подлинно человеческое и личное может жить и осуществляться в таком интимном уединении, которое не имеет ничего общего с суровыми человеческими буднями, с человеческим обществом, его конкретной интеркоммуникацией, с широкой социализацией. Правда, еще существует иллюзия, будто люди могут создать для себя разумное общественное устройство, и на этом устройстве может основываться все прочее их мировоззрение. Но со временем будет становиться все яснее, что даже самое про-фанное, поддерживаемое властными средствами общество не может обойтись без «идеологического», мировоззрен­ческого основания, и что оно обязательно создаст и будет отстаивать такое основание. Это не означает, что идеология будущего, высокоорганизованного общества будет либо идентична христианству, либо необходимо окажется анти­христианской. Но развитие, в русле которого мы движемся, показывает ведь, что существуют такие тесные связи и взаимоотношения между общественным в человеке и человеческим в человеке, в том числе и его мировоззрен­ческой интерпретацией своего бытия, что две эти величины не могут существовать просто независимо друг от друга в мировоззренчески нейтральном обществе. Таким образом становится ясно, что человек и в своем мировоззрении остается социальным. Поэтому, если христианство утверж­дает, что человек как христианин в своем последнем отно­шении к Богу церковен, то это не какое-то давным-давно устаревшее мнение, а нечто такое, что будет совершенно очевидно и для людей грядущих эпох.

4475]_

ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ

Такое указание на то, что, в соответствии с сущностью человека как такого сущего, которое осуществляет свою трансцендентальность исторически, и в соответствии с автономным характером обращения вести Христовой к человеку, христианин должен быть церковным христиани­ном, не должно, конечно, затемнять того ясного факта, что свободное приятие церкви и ее авторитета есть также акт свободы и решения, за которое всякий христианин - в том числе и католик - принимает на себя ответственность в уединении своей собственной совести, и в этом пункте истории своей свободы он уже не может опереться на авторитет церкви как таковой. И как раз на этом «одиноком» решении всегда основано фактическое действие авторитета церкви на отдельных христиан. В этом пункте нет никакого существенного различия между католическим христиан­ством и тем евангелическим христианством, которое вообще признает какую-либо авторитетную инстанцию (например, Священное Писание) как приходящую «извне» и потому обязательную.

Наши рекомендации