Самостоятельная работа №3

«Анализ Повести временных лет»

(2 часа)

Задачи:

§ дать понятие о древнерусской летописи, рассмотреть стилистические и идейно-художественные особенности «Повести временных лет».

§ закрепить навыки работы с историческим источником, уметь его анализировать, структурировать, выделять причинно – следственные связи, формулировать самостоятельно выводы.

§ воспитать у обучающихся гордость за культурное наследие предков.

Оформление:работа выполняется в письменном виде на листах формата А4.

Ход работы:обучающийся самостоятельно производит анализ источника. План анализа исторического источника.

1.Происхождении источника:

§ Кто автор источника, каково его социальное положение, должность, занятия, причастность к описываемым событиям.

§ К какому виду источников он относится (письмо, дневник, официальный документ и т.д.). Когда он был написан, при каких исторических условиях.

§ Что представляет собой текст: полный документ или отрывок (если это фрагмент, то на каком основании был выбран именно он).

§ Текст приводится на языке оригинала или в переводе.

2.Содержании источника:

§ Каково содержание текста, о чем в нем говориться выделить его основные положения.

§ Разделите мысленно содержание текста на ряд смысловых частей, выделите главные мысли каждой части.

§ По ходу изучения текста формулируйте главные мысли источника и записывайте их в виде тезисов или цитат, ключевых слов.

§ Каковы наиболее важные слова, персоналии, события, упоминающиеся в источнике.

§ Какой информации вам не хватает для понимания источника: неизвестные слова, персоналии и т.д. Узнайте о них.

3.Достоверность информации, содержащейся в источнике:

§ Свидетелем первой или второй очереди является автор текста? (Если автор присутствовал во время события, им описываемого, то он является первоочередным свидетелем)

§ Первичным или вторичным является источник? (Первичный текст современен событию, вторичный текст берет информацию из первичных источников или подобных ему вторичных. Первичный текст теперь может быть написан автором «второй очереди», т.е. быть созданным много позже самого события)

4.Предвзятость автора источника (все источники в определенной мере предвзяты, так как автор видит события с собственных позиций, либо не осознавая этого, либо действуя с определенной целью, стремясь извлечь какую-то пользу или защитить кого-то (что-то) - это можно обнаружить в использовании особых прилагательных, а также в подборе описываемых событий):

§ Были ли у автора специальные намерения. Если да, то какие.

§ Является ли автор квалифицированным обозревателем. Понимает ли он, что видит.

§ Есть ли у автора особые симпатии, предпочтения.

§ Каким языком пишет автор.

§ Является ли автор представителем определенной точки зрения или он предлагает оригинальный взгляд на события.

§ В чем совпадают или в чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту. Какой из этих источников более достоверен. Почему.

5. Ваше отношение к источнику:

§ Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа. (Если да, то почему).

§ Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа.

§ Как источник помог вам узнать больше об историческом событии, особенности жизни в соответствующий период, к которому он относится.

§ Какова значимость этого источника в сопоставлении с аналогичными, посвященными этим же событиям, проблемам.

Литература основная:

1. Артемов В.В. История. - Москва, 2014 г.

Дополнительная литература:

1.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006.—528 с.

Самостоятельная работа №4

«Посещение Государственного исторического музея»

(5 часов)

Задачи:

§ воспитать у обучающихся гордость за культурное наследие предков.

§ приобщить обучающихся к посещению музеев, просмотру экспонатов, их осмыслению и систематизации полученных знаний.

Оформление:работа выполняется в письменном виде на листах формата А4. Обязательным является приложения билета и фотоотчет (фотографии на фоне и внутри музея). Количество фотографий неограниченно.

Объем – не менее 3 страниц (без фотоотчета).

Ход работы:Обучающийся пишет самостоятельно отчет о посещение музея.

Алгоритм написания отчета.

1.Дата посещения музея.

2.Общая информация о музеи.

3.В какой форме проходило посещение музея (индивидуальный осмотр экспозиций, экскурсия). Почему был выбран данный способ.

4.Как долго длилась экскурсия.

5.Какие экспонаты увидел (описать подробно те экспонаты, которые запомнились больше всего).

6.Какую новую информации узнал для себя.

7.Общее впечатление от музея (плюсы и минусы).

Адрес музея:

Государственный исторический музей.109012, Москва, Красная пл., 1 (м. Охотный Ряд, Театральная).

Дополнительна литература:

1.Российская музейная энциклопедия. В 2-х томах.

2. Шинкарук М., Музеи России. – М., 2008 г.

3.Кириченко Е. И. Исторический музей: Путеводитель. — М., 2010 г.

4.Датиева Н.С. Исторический музей. Архитектура. Интерьеры. – М., 2015 г.

Наши рекомендации