Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
История Древнего мира, как часть всеобщей истории, включает пять разделов: Теория и предыстория Древнего мира, Древневосточные цивилизации, Древние Европейские цивилизации (кельто-германский мир), Цивилизации Доколумбовой Америки, Античные цивилизации Средиземноморья. Согласно учебному плану БГПУ, 4 раздела изучаются в первом семестре, раздел 5 - во втором семестре. В первом семестре студенты аттестуются в форме зачета, а по истории Античных цивилизаций во втором семестре – в форме экзамена. По дисциплине, начиная с третьего курса, студенты могут писать курсовую работу, выбрав тему из предлагаемого списка.
В течение учебного года по дисциплине история Древнего мира студенты выполняют ряд самостоятельных задний, которые составляют рейтинговый балл прохождения дисциплины, который учитывается в контрольных точках технологической карты, а также при сдаче зачета и экзамена.
Курс истории Древнего мира относится к вариативной части профессионального цикла специальных дисциплин направления «Педагогическое образование» (050100), формирующих общую и профессиональную культуру бакалавров педагогического образования. Ее изучают студенты профиля «история».
Согласно учебному плану изучение проблем истории Древнего мира является частью модуля дисциплин Всеобщей истории. Также ее изучение идет параллельно с изучением этого же периода времени в рамках дисциплин «История», «История Средних веков», что позволяет студентам понять единство исторического процесса и его вариативное многообразие.
Помимо исторических дисциплин история Древнего мира связана с изучением таких дисциплин общегуманитарной подготовки, как: культурология, история педагогики, философия; а также специальных и вариативных дисциплин по выбору: археология, вспомогательные исторические дисциплины, этнология.
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Не предусмотрена
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050100 № 788 от 22.12.2009 г.
Разработчик:
К.и.н., доцент
кафедры всеобщей истории
и культурного наследия Т.А. Леонова
Эксперты:
зав. кафедрой всеобщей истории
и культурного наследия
д.и.н., профессор В.А. Иванов
к.и.н., доцент БГУ Е.А. Круглов
МОДУЛЬ 2 . МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дисциплины История Древнего мира
направление (специальность) 050100 Педагогическое образование
курс 1 семестр 1 и 2
Тематический план лекций первого семестра
№ п/п | Раздел курса и темы лекций | ЛК | НН |
1. | Теория и предыстория Древнего мира. Предмет и задачи курса. | 1 нн | |
2. | Первобытная или дописьменная история человечества. | 1 нн | |
3. | Геополитические условия формирования и типология древних цивилизаций мира | 2 нн | |
4. | Древнее Двуречье: Месопотамская цивилизация | 2-3 нн. | |
5. | Древнеегипетская цивилизация | 3-4 нн. | |
6. | Древнекитайская цивилизация | 5-6нн | |
7. | Понятие «варвары», культурное пространство «мира варварства»: кельты и германцы | 7нн. | |
8. | Майяская цивилизация | 8нн. | |
9. | Ацтекская цивилизация | 9нн. | |
Всего |
Более половины лекционных занятий проводятся с использованием тематических презентаций, а также с проверкой знания основных понятий и терминов истории Древнего мира
Тематический план лекций второго семестра
№ п/п | Раздел курса и темы лекций | ЛК | НН |
1. | Античные цивилизации Средиземноморья. Крито-Микенская цивилизация. | 20 нн. | |
2. | Античная греческая цивилизация | 20 нн. | |
3. | Классический период Греческой античной цивилизации (V-IV вв. до н.э.) | 21-22 нн. | |
4. | Период эллинизма | 23 нн. | |
5. | Царский период в истории Римской античной цивилизации. | 24 нн. | |
6. | Римская республика. | 24-25 нн. | |
7. | Римская империя. | 26 нн. | |
8. | Поздняя Римская империя. Доминат. | 27 нн. | |
Всего |
Более половины лекционных занятий проводятся с использованием тематических презентаций, а также с проверкой и закреплением знания основных понятий и терминов истории Древнего мира
Краткий план содержания лекций по истории Древнего мира
Раздел I. Теория и предыстория Древнего мира.
Тема 1. Предмет и задачи курса.
Место истории Древнего мира в системе исторических дисциплин. Основные подходы к изучению древней истории человечества. Сравнение цивилизационного и формационного подходов к изучению истории. Соотношение понятий "цивилизация", "культура" и "общественно-экономическая формация". Основные теории и определения цивилизации в отечественной и зарубежной науке: Н.Я. Данилевский, Б.С. Ерасов, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Бродель, С. Хантингтон, школа «Анналов».
Доцивилизованный период в истории человечества. Генезис ранних цивилизаций. Основные признаки появления цивилизаций. Цивилизации Востока и Запада. Первичные и вторичные цивилизации, основы их типологии. Проблемы периодизации древних цивилизаций