Жуковский - первопроходец романтизма
Год.
Творчество Дениса Давыдова
Еще до войны писал басни. Для него - это один из "пробных" камней (басня "Голова и ноги"). Оппозиционно-настроенная.
"Гусарская песня". От одической высокой поэзии военная тема получает более "человеческое" лицо, пафос человека, который в "гусарской песне" воспевает радости военного существования. Рыцарская тема, романтика привлекает внимание к Давыдову.
Автор идеи партизанских отрядов. Обращался к прозе - писал о партизанской войне 12 года. К его произведениям впоследствии обращались и Толстой, и Вальтер Скотт. Его творчество очень ценил Пушкин.
Давыдов, хоть и занимал оппозиционное положение к отношению власти, он не разделял идей декабристов и не приветствовал либеральные диалоги.
"Высокая (?) песня" - принципиальное неприятие либеральных ценностей и неприятие лже-либералов и лже-гуманистов.
Во время войны не писал, вел только какие-то записки для себя.
Жуковский
Вступил добровольцем в армию, участвовал в сражениях и по горячим следам отражал все в военной лирике "Певец восстания русских воинов" написано между Бородинским и Тарутинским сражениями.
Военная журналистика
А.П.Куницын - учитель Пушкина - писал заметки о войне, которые печатались в лучшем журнале того времени, специально организованном властью, "Сын Отечества".
Война объединила в противостоянии с общим врагом все сословия. Это была истинно народная война. 3 поколения литераторов, творивших в этот период:
1. Державин (продолжает творить до 16 года).
2. Жуковский и Батюшков
3. Денис Давыдов и пушкинский круг писателей.
Это привнесло некий элемент соревновательности. Наиболее ярко война 12 года отразилась в обращении Жуковского и Батюшкова.
Басня. Творчество Крылова
Фигура двух веков. По времени рождения принадлежит к поколению Державина и Карамзина, но продолжает творить до 1844 года. Происходит из социальных низов, "из народа". Активно воспринимает развитие комедиографической литературы.
1782г. - "Недоросль". Крылов воспринимает традиции Фонвизина. Также в его творчестве отражаются искания Грибоедова в "Горе от ума". 1836г. - "Ревизор".
Сам Крылов в 18 веке отдает дань классицизму и сентиментализму. В 19 веке он занимается в основном баснями. При этом он - один из трех "китов" русского реализма (помимо Грибоедова и Пушкина).
Особая авторская стратегия Крылова - он пытается посмотреть на окружающий мир глазами народа и описать его, воплотить в худ.слове языком самого народа.
"Философ и огородник" - эту басню не принимал Вяземский, предводитель либерального дворянства. Басни Крылова способствуют становлению национального самосознания. Она граничит со сказкой, фольклором.
"Эзопов язык" - язык вынужденных иносказаний.
Сборник басен Крылова - заявка на серьезный литературный вклад.
"Волк и ягненок": Волк - власть, Ягненок - народ. Есть и другие басни, где тема "власть-народ" отражается по-другому, не только как угнетенный и притесняемый народ.
1814 г. "Конь и всадник" - показывает печальные последствия и для Коня, и для Всадника, когда Всадник отпускает поводья и Конь движется по своему разумению. Народу нужна власть - разумная и гуманная, но обязательная.
Особенность творчества Крылова - сужение дидактики басни, ее морализирующего свойства. "Показывает, а не указывает на пороки" (с) Белинский
Крылов часто занимает неоднозначную позицию - сложно сказать, что является моралью с точки зрения автора. Автор скрывается под маской рассказчика. Ощущение простодушного, простоватого рассказчика, от имени которого и рассказывается басня (этот прием впоследствии часто будет использовать Пушкин в своих публицистических произведениях).
Крыловская басня широка по тематике - кроме народа и власти его волновало все пространство человеческой жизни, и он не мог не писать о событиях 1812 года. "Волк на псарне" - конкретная историческая подоплека басни: ситуация, когда Наполеон вошел в разоренную Москву, понимая, что обречен, пытался заключить мирный договор с Россией, а Кутузов на это не пошел. "Ворона и курица" - высмеивается один из исторических деятелей, Растопчин. Ворона остается и в конце концов попадает в суп. "Сочинитель и разбойник" - о тех опасностях, которые несет в себе сочинительство, потому что разрушительные идеи сочинителя остаются жить намного дольше, чем злодейства разбойника. Идея долговечности слова. За это басню либерально-настроенная аудитория обвинила в консерватизме и в противостоянии Вальтеру. Началась "анти-Крыловская" компания в западной прессе.
Басни использовались как пропагандистский материал. "Рыбьи пляски" - 2 редакции: Крылов шел на компромисс с цензурой, и примером этого является эта басня. В первой редакции Лев (власть) оказывался сторонником над рыбами (народом). Во второй редакции Лев казнит своих приспешников, когда понимает, что они несправедливо относятся к народу - облагораживание царя, уступка цензуре.
Язык Крылова. Басня позволяет вводить просторечия, слова простого народа. И Крылов делает это очень умело, не перегибая в сторону пошлости.
Иван (Жан) Лафонтена. Многие басни Крылова - перевод Лафонтена. Он совершенно гениально переложил на русский язык сюжеты Эзопа и Лафонтена.
Поэты-романтики
Значительнейшее место в развитии лит-ры в первой четверти 19 века занимают романтики. Романтизм как литературное направление зародился после французской революции. Этот период исторических потрясений зародил необходимость выявления причинно-следственных связей, лежащих в основе исторического процесса. Потребность в объяснении того, что происходит вокруг. Эпоха Просвещения таких ответов не давала. Оказалось, что разум отнюдь не объясняет все. Так стала необходима новая философия, которая отличалась бы систематичностью и способствовала раскрытию глобальных закономерностей. На первый план выдвигается проблема личности, высвобождающейся из пут патриархальных связей. Происходит индивидуализация личностного сознания. Такая философия начинает разрабатываться в Германии. Немецкая идеалистическая философия и легла в основу романтизма.
Противоречие суть логической ошибки (рационалисты). Объяснение противоречий логическими ошибками нельзя, т.к. существует нерешаемое противоречие, которое суть жизни, основа, благодаря которой происходит развитие жизни (романтики). Диалектическая философяи - неотъемлемая часть романтизма.
Лирическое "Я" выдвигается на первый план, но осознается его внутреннее противоречие. Ощущение амбивалентности жизни и человеческого сознания.
Соотношение идей оптимистических и пессимистических (понимание непобедимости окружающего зла), скептических. Связь идеально-мечтательного и скептически-пессимистического.
Романтизм - дитя немецкой идеалистической философии. Идеи этой философии и эстетики уделяли большое внимание средневековому искусству, в противовес канонным, античным установкам классицизма. Именно средневековое искусство намного ближе связано с национальным творчеством - корнями самобытности народа. Романтисты стремились к самобытности, к национальному искусству. Этому много способствовал Гердер, друг Гете.
Также для романтизма характерен мистический рационализм, отраженный в средневековой литературе.
Мир - это борьба, противоречия.
Шлигель: "современные народности пришли к осознанию внутренней раздвоенности". В литературе авторы стремятся понять эту раздвоенность, внутренние противоречия и слить их воедино. Для романтиков античность - не канон, а то, что нам достичь не дано, но к чему мы стремимся.
Еще одна отличительная черта романтиков - повышенное внимание к иронии, как к ощущению бесконечной противоречивости мира и неокончательности любых оценок, невозможность прийти к истине.
Стремление познать человека в неких уникальных, исключительных ситуациях. Установка на исключительные обстоятельства, когда обостряются все чувства и переживания человека. Отсюда любовь к экзотике и Востоку (ориентальные мотивы). Уникальные, исключительные личности в уникальных, исключительных ситуациях.
Обилие изобразительных средств. Гиперболизировано все. Это влияние романтической эстетики.
В романтизме выделяются различные течения. Выделим два основных, связанных с особенностью подхода, разностью акцентов в важных противоречиях: философско-религиозное (Жуковский) и "гражданский романтизм" (поэты-декабристы, Рылеев).
Жуковский - первопроходец романтизма.
"Жуковский перевел на русскую почву романтизм" © Белинский
Жуковский - один из величайших переводчиков в русской литературе. Прославился переводами с немецкого и английского, т.к. Франция была классической страной классицизма, а родина романтизма - Германия и Англия.
Внебрачный сын дворянина Бунина. Много занимался образованием и самообразованием.
1797 - дебют Жуковского в печати. Классицистские и сентименталистские настроения.
1802 - элегия "Сельское кладбище" - достаточно свободный перевод из английского поэта Грея. Идея о социальном равенстве людей: "все на кладбище окажемся одном и предстанем перед судом Бога". Стихотворение было напечатано в "Вестнике Европы" Карамзина. Жуковского заметили.
1806 - любовь к Маше Потасовой. Огромное количество стихотворений.
Элегия "Вечер" - первое оригинальное произведение Жуковского. Выдвигает тезисы, говорящие о его понимании мира и ценностях - любовь, дружба, чувства человечности и человеческие, близость природе, стремление воспеть природу (это основные темы поэзии Жуковского). От романтизма в этой элегии Жуковоского отличает отсутствие мистического. Это - пограничное состояние между сентиментализмом и романтизмом.
1808-1825 - расцвет творчества Жуковского. В этот период он становится первым поэтом России. 1808 - первые баллады Жуковского. Баллады - лироэпический жанр (!). Около 30 баллад появляется в эти годы. Первая - "Людмила", вольный перевод из Бюргера. Жуковский заменяет немецкие имена на русские, место действия (Россия, 16 век). Вместе с тем он оставляет серьезное мистическое начало, темный, страшный колорит и печальный финал. Акцент на страшном, ужасном, трагическом. Жуковский к этому сюжету трижды: первый раз начинает переделывать в том же 1808 году, в итоге в 1813 выходит из-под пера абсолютно самобытная, русская "Светлана" - с радостным финалом. Оптимистически-христианская идея "Светланы".
Баллады Жуковского - всегда маленькие драмы. Психологизм баллад. Антитеза настроений - отчаяния и упования. "Людмила" и "Светлана" - яркое противопоставление героинь и двух идей жизни.
"Невыразимое" (1819) - проблема философии искусства, законы творчества. Также эта идея прослеживается в "Лаларук" (1821), "Таинственный посетитель" (1824). Это определенный цикл, посвященный проблемам искусства, хотя он таким не задумывался.
"Певец восстания русских воинов" (1812) - гражданская лирика Жуковского. В стихотворении есть черты песни (рефрен), гимна (прославление храбрецов и героев), оды (возвышенный тон и идея гос.независимости). Не только патетика, но и переживания. Описывает внутреннее состояние человека, который ощущает боль военных будней. Воспевает любовь. "За веру, царя и Отечество" - за что шли в бой. Но Жуковский добавляет любовь, которая помогает пережить эти бедствия. Привносит человеческое в военную тему.
После 25 года Жуковский как будто уходит со сцены. Отчасти потому, что начинает активно заниматься воспитанием Александра 2. Собственно литературой в эти годы занимается мало. В начале 1830м затеял с Пушкиным соревнование в написании народных сказок. Переводил Гомера.
В 1841 году уехал из России в Германию, женился. В 1852, после известия о смерти Гоголя, вскоре умер. Похоронен по завещанию в Петербурге, рядом с могилой Карамзина.