Терминологический словарь. Аверс – лицевая сторона монеты с изображением герба государства или портрета

Аверс – лицевая сторона монеты с изображением герба государства или портрета правителя,лицевая сторона монеты, медали, медальона.

Акинак– скифский меч.

Алтарь –наиболее важная для религиозного ритуала часть православного храма, отделённая от его основного пространства алтарной преградой либо иконостасом.

Алтын– старинная русская денежно-счётная единица. Во второй половине XVII – начале XVIII в. – название монеты.

Ампир – стиль в архитектуре и искусстве 1-й трети XIX в. в рамках позднего классицизма. Ориентирован на образцы античного искусства, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской славы: монумент формы массивных портиков, военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки и т.п.).

Амулет – обычно небольшой предмет (как правило, подвеска), наделяемый магическими свойствами.

Амфора – тарный глиняный сосуд античной эпохи с двумя ручками, широким туловом, узким горлом.

Анимизм– вера в духов и существование души человека.

Антропоним – (от греч. «антроп» – человек, «онима» – имя) – имя, прозвище, фамилия человека.

Антропонимы – названия объектов, основу которых составляют имена собственные (Ивановка, Сергеевка, Кантемировка и т. п.).

Анфилада– непрерывный ряд пространственных элементов (комнат, дворов), объединённых общей осью.

Арка –в широком смысле это криволинейное перекрытие проёма в стене или в пространстве между опорами. В монументальном искусстве так называется архитектурное сооружение с арочным перекрытием, возведённое в память о ратных успехах и подвигах (триумфальная арка).

Артефакт–любое творение человеческих рук, будь то сооружение, орудие труда, произведение искусства, жилище, сосуд или иной объект.

Ассигнации– русские бумажные деньги, выпущенные впервые в 1769 г. при Екатерине II достоинством 100, 75, 50 и 25 рублей.

Аттик– стенка, возведённая над венчающим архитектурное сооружение карнизом, часто украшаемая рельефными изображениями или надписями.

Балюстрада – сквозное ограждение из равномерно расположенных фигурных столбиков, поддерживающих поручень.

Барельеф– рельефное произведение скульптуры, в котором выпуклое изображение не более чем наполовину выступает над плоскостью фона. Помещается на мемориальных досках и памятниках. Изготавливается из металла или камня.

Барокко – основной стиль в искусстве и архитектуре Европы конца XVI – середины XVIII в., в России – XVIII в., которому свойственна упругость криволинейных форм, сочетающаяся с обилием сочных декоративных деталей, со скульптурной лепкой и резьбой.

Билон – сплав серебра (20–25 %) с медью или другим металлом, низкопробное серебро.

Билонная монета – неполноценная монета, в которой количество благородного металла составляет меньшую часть, а большую – лигатура.

Бореальный период– послеледниковый климатический период (7700–5500 тыс. лет до н. э.).

Бронзовый век – вторая половина III–II тыс. до н. э., открытие и применение бронзы для изготовления орудий труда наряду с камнем.

Бук – кадушка без дна для отбеливания холста золой (бучение золой).

Букрании– V-образные знаки и изображения, символизирующие рога быка.

Буссоль – геодезический прибор для измерения горизонтальных
углов на небольших участках местности.

Вал – земляное, каменно-земляное оборонительное сооружение, иногда с внутренними конструкциями.

Валюта– 1) денежная единица данной страны (рубль, франк, доллар и т. д.); 2) тип денежной системы (золотая, серебряная, бумажная).

Венчик– обломок верхней части сосуда.

Виньетка – выполненный графическим способом узор, используемый на мемориальных досках для украшения, чаще всего для обрамления текста по краям.

Возрождение (Ренессанс) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы от средневековой культуры к культуре нового времени. Ярче всего проявил себя в Италии в XIV–XVI вв. Отличительные черты: светский антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его.

Выброс (выкид) – грунт, вынутый при рытье земляной ямы (могилы, рва, построек и т. п.).

Гагат – поделочный мягкий камень черного цвета, обычно применялся для изготовления бусин, подвесок и т. п.

Гарпун – охотничье и рыболовное орудие из свободно насаженного на древо зазубренного наконечника.

Гидроним (от греч. «гидро» – вода, «онима» – имя) – собственное название реки, озера, ручья, болота, колодца и т. п.

Глазурь– стеклистое покрытие, которое придают керамике, посыпая ее стеклянным порошком с последующим обжигом.

Гончарный круг – круг, вращающийся в горизонтальной плоскости, облегчает формовку глины для сосудов.

Горельеф – рельефное произведение скульптуры, в котором выпуклое изображение более чем наполовину выступает над плоскостью фона (ср. барельеф).

Горн– высокотемпературная камера для плавки руды, обжига керамики и др.

Городище – поселение с системой укреплений (ров, вал, стена).

Горшок – глиняный сосуд.

Готика – художественный стиль, пришедший на смену романскому и завершивший развитие средневекового искусства в странах Европы между ХII и ХVI вв. Ведущим типом здания стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Устремленность вверх подчеркивают сложные ажурные конструкции, стрельчатые арки, развитой декор с широким использованием скульптуры.

Гравировка (гравирование) – метод изготовления надписей и изображений на мемориальных досках и памятниках, заключающийся в вырезании букв и рисунков на поверхности твёрдых материалов резцами и другими инструментами. При этом надписи и изображения могут быть как выпуклыми, так и углублёнными.

Граффити – надписи или изображения, нацарапанные на скалах, камнях, стенах.

Гривенник– серебряная монета достоинством в 10 коп., появилась в обращении при Петре I в 1701 г.

Гривенный– народное название медной монеты достоинством в 3 коп., которое она получила после денежной реформы 40-х гг. XIX в. в России.

Гривна– а) металлическое нашейное украшение в виде обруча; б) слиток серебра (денежная единица Древней Руси).

Гривна – весовая, денежно-весовая и денежно-счётная единица Древней Руси и других славянских земель. Киевская гривна – шестиугольной формы, весом 140–160 г. Новгородская гривна – длинная серебряная палочка весом около 204 г.

Группа – коллекция предметов различных типов, найденных в закрытом комплексе.

Гурт– ребро монеты, которое соответственно оформлялось, чтобы предотвратить злонамеренное обрезывание ценного металла в обращении.

Гурт– ребро монеты.

Двугривенный – название русской серебряной монеты достоинством в 20 коп., введённой в обращение в 1760 году.

Денга– серебряная русская монета XIV–XVIII вв. С конца XVIII в. слово «денга» стали писать как «деньга».

Денежная система – форма организации денежного обращения,
закреплённая в законодательном порядке и предусматривающая приведение различных элементов денежного обращения страны к определённому единству.

Денежное обращение – движение денег в сфере обращения, их функционирование в качестве средства обращения и платежа.

Денежные знаки– знаки стоимости, представляющие в обращении золотые и серебряные деньги. В виде дензнаков выступают также неполноценные монеты (из меди, никеля и т. п.) и бумажные деньги.

Деньги– особый товар, всеобщий эквивалент, форма стоимости всех других товаров.

Деньги бумажные – денежные знаки, номинальные знаки стоимости, заменяющие в обращении действительные деньги – золото и серебро. Имеют принудительный курс, выпускаются государством для покрытия его расходов и обычно неразменны на металл.

Дирхем – старинная арабская монета, чеканка которой началась в 695 г. н. э. Её вес в разные периоды и в разных частях Арабского халифата в среднем составлял 2,7–3,4 г.

Дольмен– наземная каменная гробница, сооруженная из вертикально поставленных плит, перекрытых сверху одной или несколькими плитами.

Древко– деревянный стержень для наконечников копий, стрел, булав, жезлов, штандартов, знамен и т. п.

Дротик– более легкое и меньшее по размерам, чем копье, метательное охотничье и боевое оружие.

Духовная культура – выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев, различных видов искусств, народного творчества, религиозных верований и представлений, которая передается как обязательная информация от поколения к поколению через рассказ или показ, через существующие формы воспитания.

Дюна – удлиненное или округлое песчаное всхолмление в пойме реки.

Ефимок– русское название талера, который в значительном количестве импортировался в Россию в XVI – XVII вв. из Европы и использовался не для обращения, а как металл для изготовления русских серебряных монет.

Жернов – круглая каменная плита с центральным отверстием для размола зерна на ручных или механических мельницах.

Жертвенник – примыкающее с севера к основному алтарному объему помещение церкви, в котором совершается начало литургии.

Жилище– термин для обозначения жилой конструкции или ее следов.

Захоронение – а) действие по помещению умершего в могилу; б) синоним «погребение»; в) останки человека в погребении.

Зернотёрка – каменная плита для растирания зерна с углублением по центру.

Зернь – мелкие золотые или серебряные шарики, напаянные на ювелирные изделия.

Златник – первая золотая монета, чеканившаяся в Киевской Руси в конце X – начале XI в. при Владимире Святославовиче, весом 4,2 г. Со временем стал русской единицей веса под названием «золотник» (4,266 г).

Золотые ремни – нашивки из ткани, расшитой «золотыми» нитками и блестками, на праздничной женской рубахе южнорусского костюма.

Изваяние – статуя, скульптурное изображение.

Империал – золотая монета, чеканившаяся в России в 1755–1899 гг. Содержал 11,61 г чистого золота и по стоимости равнялся 10 руб. В обращении был также полуимпериал (5,85 г), равнявшийся 5 руб.

Инновации– (от греч. «инноватио» – обновление) – новые элементы в материальной или духовной культуре социальных организмов, которые возникают в результате целенаправленной деятельности людей и намеренно сохраняются и наследуются в пределах этноса, становясь традицией.

Инфляция – переполнение каналов денежного обращения избыточной, по сравнению с потребностями товарооборота, массой бумажных денег, вызывающее их обесценивание по отношению к золоту.

Каннелюры – продольные желобки по поверхности ствола колонны или пилястры.

Карбованец– украинское название рубля, возникшее в XVIII в.,
когда на протяжении нескольких десятилетий выпускались рублевые монеты с косыми насечками на гурте – «карбами».

Кварцит – минерал, широко использовавшийся, наряду с кремнем для изготовления орудий труда в каменном и бронзовом веках.

Кельт – металлическое многофункциональное орудие труда: топор, тесло, мотыга.

Кенотаф – могила, не содержащая захоронения человека.

Кинжал – более крупное, чем нож, но меньших размеров, чем меч, режущее и колющее боевое и охотничье оружие, как правило, с обоюдоострым клинком.

Киот – углублённая или застекленная рама-шкафчик для крупной иконы или нескольких небольших икон.

Клад – набор предметов (монеты, бронзовые изделия, драгоценные металлы), спрятанный в земле или другом недоступном месте.

Классицизм– художественный стиль в европейском искусстве и архитектуре XVII – начала XIX в., в России с 60-х гг. XVIII в. по 40-е гг. XIX в. Его основа – творческое заимствование форм искусства античности и итальянского Возрождения. Для архитектуры характерны уравновешенность ясных симметрических композиций, монументальные лаконичные формы.

Колонна – архитектурно обработанная опора для зданий и сооружений. Отдельно стоящая колонна, иногда увенчанная скульптурой, с древнейших времён используется как памятник. Разновидностью является ростральная колонна(от лат. rostrum – нос корабля), ствол которой украшен скульптурными изображениями корабельных носов.

Колоннада– ритмический ряд колонн, несущих общее горизонтальное перекрытие.

Копейка– название государственной русской монеты, введенной в обращение с 1534 года и которая составляла 1/100 рубля. Чеканка серебряной копейки прекратилась в 1718 г. Медная копейка чеканилась с 1704 по 1916 год.

Копье – метательное и колющее охотничье и боевое оружие, состоящее из длинного древка и металлического наконечника.

Косарь – массивное серповидное орудие для выкашивания травы, камыша и мелкого кустарника.

Котел – крупный керамический или металлический сосуд для приготовления пищи.

Кремация – трупоссожжение.

Кремень– минерал, встречающийся в меловых и известковых отложениях. Широко использовался для изготовления орудий труда на протяжении каменного и бронзового веков.

Крица – сыродутное (неплавленное) железо в виде ноздреватой массы, требующее дополнительной проковки для удаления шлаков.

Кромлех– каменная ограда вокруг могильного сооружения.

Кубок – высокогорлый сосуд с выпуклыми боками, часто на под­доне, обычно без ручек.

Кувшин – узкогорлый сосуд с одной ручкой и сливом.

Культ– поклонение, почитание стихий и сил природы (солнце, огонь, вода и т. д.), животных и растений и т. п.

Культура материальная – любая человеческая деятельность, представленная артефактами.

Культурный слой – слой почвы, образовавшийся на поселенческом памятнике в результате человеческой деятельности.

Курган– округлая или продольная (земляная, каменно-земляная) насыпь эпох энеолита – средневековья над одним или несколькими захоронениями.

Курильница – мелкая глиняная миска на ножках, использовавшаяся при отправлении погребальной обрядности.

Лазурит – поделочный и декоративный полудрагоценный камень голубого цвета.

Легенда –надпись на монете.

Лепнина – рельефные украшения архитектурных сооружений, изготовленные из алебастра или бетона.

Лигатура – примесь недрагоценных металлов в монете для придания сплаву большей прочности или для его удешевления.

Лог – широкий овраг с пологими склонами.

Лук– боевое и охотничье оружие для метания стрел, состоящее из изогнутой деревянной пластины с привязанной к её концам тетивой.

Лунница – средневековая подвеска серповидной формы из разных металлов.

Магия– колдовство, знахарство, вера в способность человека сверхъестественным путем влиять на окружающий мир.

Малахит – поделочный материал – медная руда с высоким содержанием меди.

Материальная культура – объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определенные временные периоды. Это жилища, хозяйственные постройки, орудия труда, одежда, предметы быта, украшения и т. п.

Материк – не потревоженная коренная порода, подстилающая культурный слой на поселениях.

Мезолит – средний каменный век (12–7 тыс. лет до н. э).

Мезонин – верхний этаж над средней частью дома, характерный для классицизма.

Мемориальный комплекс – сооружение, состоящее из большого количества архитектурных и скульптурных элементов, создание в память об отдельных лицах или исторических событиях и предполагающее пространственно-развитое, ансамблевое решение образа.

Меч– колюще-рубящее оружие ближнего боя с обоюдоострым клинком.

Могильник– древнее кладбище с серией близких по времени или разновременных (могильник длительного накопления) захоронений.

Молот – крупное каменное орудие.

Монета– слиток металла определенной формы, веса, пробы и достоинства, который служит узаконенным средством обращения. Термин «монета» происходит от имени греческой богини Юноны Монеты (Наставницы), при храме которой на Капитолии в Риме находился монетный двор, где чеканились деньги.

Монетная стопа – количество монет, отчеканенных из определенного веса металла.

Монетный двор – государственное предприятие, чеканящее металлические монеты, изготавливающее ордена, медали и другие знаки отличия. В настоящее время в России два Монетных двора – Санкт-Петербургский и Московский.

Монисто– шейное нагрудное украшение из лент и нитей с бисером, блестками, деталь женского южнорусского костюма.

Моногамия – (от греч. «моно» – один, «гамос» – брак) – форма брака, представляющая собой единобрачие.

Монумент– то же, что памятник. Зачастую этим термином обозначают величественный по своим габаритам и обилию скульптурных и архитектурных элементов памятник.

Мотыга – каменное, костяное или металлическое орудие для рыхления земли.

Навершие – каменная, костяная или металлическая, определённым образом оформленная, отдельная или выделенная верхняя часть булавы или жезла.

Надгробие, надгробный памятник – архитектурный (обелиск, пирамида, стела и т. п.) или скульптурный (бюст, статуя) памятник, сооружённый над могилой.

Натуральный памятник – реальный предмет (танк, пушка, паровоз и т. п.), установленный на постамент для увековечения памяти о каком-либо событии.

Некрополь(от греч. «город мёртвых») – архитектурно оформленный комплекс могил с надгробными памятниками.

Неоклассицизм –течение в архитектуре и искусстве конца XIX –
1-й половины ХХ в. Для него характерно обращение к традициям искусства античности, классицизма или Ренессанса. Архитектурные сооружения отличаются парадной представительностью и подчеркнутой монументальностью.

Неолит – новый каменный век (6–5 тыс. лет до н. э.).

Нефрит – прочный полудрагоценный камень зеленоватого или молочно-белого цвета, служивший для изготовления украшений и предметов парадного назначения.

Нивелир – оптический прибор для определения горизонтальных уровней.

Номинал– обозначение достоинства на монетах и банкнотах.

Нуклеус – каменная заготовка для изготовления пластин или отщепов методами отбивки или отщепа.

Нумизматика– наука о монетах (от греч. «номос» – закон, законное платежное средство и «номизма» – монета). Термин применяется со времен средневековья. Объектом изучения нумизматики являются товаро-деньги, бумажные деньги, боны, ордена и медали. Нумизматика помогает решать многие вопросы из различных областей знаний: истории,
археологии, политический экономии, языкознания, искусствоведения и т. д.

Обелиск – архитектурное сооружение в виде гранённого, суживающегося кверху каменного или металлического столба с заострённой
пирамидальной вершиной, использующееся в качестве памятника.

Овраг – глубокая, длинная и часто разветвленная в верхней части промоина на поверхности земли.

Орнамент– узор из периодически повторяющихся элементов геометрического, растительного или другого характера. Иногда используется для украшения мемориальных досок или надписей на памятниках.

Оссуарий– вместилище (сосуд) для человеческих костей, погребальная урна.

Острог – а) древнегреческое деревянное украшение; б) тюрьма, окружённая стеной.

Острога – рыболовное орудие, состоящее из двух зазубренных наконечников, насаженных на рукоять.

Охра – окись железа желтого, коричневого, красного или фиолетового цветов. Применялась для окрашивания предметов, тела человека, нанесения рисунков на стены и полы жилых, хозяйственных и погребальных сооружений.

Очаг – место для разведения открытого огня в жилище, определяется по останкам золы, угля или изменению цвета почвы.

Палеолит - древнекаменный век (2,5 млн – 12 тыс. лет до н. э.).

Памятник– произведение изобразительного искусства или архитектурное сооружение, созданное для увековечения памяти о событиях или людях и устанавливаемое на открытой местности.

Парапет– невысокая ограждающая стенка по краю крышки на зданиях, постамента на памятниках, лестницы и т. п.

Пережиток – явление, чуждое современному состоянию общественной и культурной жизни, являющееся наследием пройденных ступеней культуры, которое сохраняется членами данной этнической общности по привычке или из подражания. Пережитки довольно часто могут быть остатками древних обрядов и обычаев, игравших некогда важную роль в жизни общества.

Пест – как правило, каменное изделие цилиндрической или конусовидной формы для дробления или растирания зерен, краски, руды и т. п.

Песчаник – осадочная порода, зернистый камень различной прочности и цвета. Применялся для изготовления орудий труда и абразивов.

Пешня – ударное орудие для проделывания лунок во льду. Обычно тяжелый наконечник с долотовидной рабочей частью, насаженный на рукоять.

Пилоны – массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий либо стоящие по сторонам въезда.

Пирамида – архитектурное сооружение, имеющее форму правильной четырёхугольной пирамиды, используемое в древнем мире в качестве грандиозных надгробных памятников правителям. В годы Великой Отечественной войны в Советском Союзе получили широкое распространение в качестве надгробий погибшим воинам невысокие вытянутые вверх четырёхгранные пирамидки из дерева, бетона или листового металла.

Повязка– древний головной убор в виде обруча или перевязки,
деталь костюма южнорусского крестьянства.

Погребальное сооружение – термин для обозначения разнообразных способов обустройства мест захоронений людей (курган, дольмен, пирамида, катакомба, склеп и т. п.).

Подвеска – широкая категория предметов из различного рода материалов (камень, металл, кость и т. п.), служивших украшениями или амулетами.

Поддон – кольцевое утолщение по краю на днище сосуда.

Подъемный материал – артефакты, костный материал, угли, камни и т. п., собранные на археологических памятниках без проведения раскопок.

Полиандрия(от греч. «поли» – много, «андре» – муж) – форма брака, представляющая собой многомужество. Распространена у народов Тибета.

Полигамия (от греч. «поли» – много, «гамос» – брак) – форма брака, представляющая собой многоженство. Распространена у народов Востока.

Политеизм(от греч. «поли» – много, «теа» – бог) – религиозные верования в форме многобожия.

Полушка– серебряная (ХV в. – 1645 г.) или медная (1700–1810 гг.) монета, которая равнялась ½ московской денги – «полуденга».

Портал – художественное обрамление входа.

Портик– выступающая вперёд часть здания, образуемая колоннами или арками с опирающимся над ним фронтом.

Порча монеты– уменьшение государственной властью веса или пробы монеты при сохранении ее прежней номинальной стоимости с целью получения прибыли.

Поселение – термин для обозначения достаточно длительного и постоянного местообитания людей.

Постамент– архитектурное сооружение, служащее основанием для скульптурного памятника.

Признак – любой элемент материальной или духовной культуры человеческого общества.

Проба– содержание чистого драгоценного металла в сплаве, из которого чеканятся монеты или изготавливаются ювелирные изделия.

Пронизь (пронизка) – украшение в виде короткой трубочки из кости или различного рода металлов, обычно входившей в состав ожерелья.

Проушина – сквозное (в отличие от втулки) отверстие в предмете (топоре, булаве и т. п.) для крепления рукояти.

Пьедестал – то же, что постамент.

Разменная монета – неполноценная монета. От ее чеканки государство получает доход в размере разницы между номинальной стоимостью этих монет и действительной стоимостью содержащегося в них металла.

Разрез– вертикальное обозначение слоёв, выявляющее их стратиграфию.

Раса– группа людей, выделяемая антропологами на основании родства по происхождению, проявляющегося внешне в сходных физических признаках и общности древних и современных территорий. Этнографы большей частью имеют дело с группами людей, чьи физические особенности являются результатами исторических контактов различных рас и их подразделений. Такие группы называются антропологическими типами.

Ребро – грань в месте соединения под углом двух ровных поверхностей (ребро на лезвии клинка, на тулове сосуда и т. п.).

Реверс– оборотная сторона монеты или медали (ср. аверс).

Реверс– оборотная сторона монеты, медали, медальона (ср. аверс).

Резец– орудие труда каменного века с резцовым сколом, обычно на пластине, для обработки кости или дерева.

Ритон – сосуд для питья из рога или в виде рога животного.

Рококо – стиль в европейском искусстве и архитектуре 1-й половины XVIII в. В России появился в середине XVIII в. в отделке дворцовых зданий, преимущественно интерьеров эпохи барокко. Для него характерны потерявшие силу и упругость барочные формы, прихотливо изогнутые; манерно-утончённый, подчеркнуто изящный и усложнённый декор, использование резных и лепных узоров и завитков.

Ротонда – круглое в плане сооружение, обычно завершённое куполом, который опирается на стены или колонны.

Саман – кирпич из необожженной глины, смешанной с навозом, соломой, рубленой травой и т. п.

Селище – неукрепленное поселение эпохи раннего железного века и Средневековья, одновременное городищу.

Семейно-брачные отношения – комплекс обрядов и обычаев, отражающий формы брака и формы семьи.

Семья – форма сожительства брачной пары для самовоспроизводства, в классовом обществе – самостоятельная социально-экономическая ячейка в наиболее распространенной форме (моногамная семья).

Сердолик – полудрагоценный камень красно-бурого цвета, использовался для изготовления украшений.

Серп – жатвенный нож овальной формы.

Скань – тонкие золотые или серебряные проволочки, напаянные на ювелирные украшения.

Скипетр – жезл, символ власти. Представлял собой рукоять с оригинальным навершием.

Скобель – каменный или металлический инструмент для строгания дерева.

Скребок – каменное орудие с выпуклым рабочим краем для мездрения (удаления жирового слоя) шкур животных.

Собор – главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужения с участием епархиального архиерея.

Солярные знаки – крестообразные знаки, окружности, фестоны, треугольники и др., ассоциирующиеся с изображением солнца.

Спираль – орнамент из кривой линии постоянно возрастающего диаметра.

Сплав – соединение металлов, дающее более высокие или заданные характеристики, чем по отдельности.

Сребреники – первые серебряные монеты, чеканившиеся в Киевской Руси в конце Х – начале ХI в.

Стела – вертикально поставленная плита или колонна, иногда
антропоморфная (например, каменная баба), иногда покрытая различными изображениями и резьбой.

Стела – вертикально стоящая каменная плита с надписями или скульптурными элементами, сооружаемая для памятников иного назначения.

Стоянка – недолговременное неукрепленное поселение каменного и бронзового веков.

Стратиграфия – закон напластований, утверждающий, что отложение, размещенное выше другого, должно сформироваться позже, чем нижележащее.

Тамга – иероглифоподобные изображения на предметах, знак собственности у кочевников.

Теодолит – геодезический прибор для измерения вертикальных или горизонтальных углов на поверхности и определения расстояний.

Тёрочник – абразивные инструменты, совокупность песта и зернотерки.

Тигель – керамическая емкость для плавки металла.

Топоним(от греч. «топос» – место, «онима» – имя) – всякое собственное географическое название.

Топор– каменный или металлический тяжелый рубящий инструмент или оружие.

Топор боевой – каменное, бронзовое или железное оружие ближнего боя с отверстием для рукояти, обух выполнен в виде молотка, выпуклости или острия (бойка). Часто церемониального назначения – символ власти.

Тотемизм– представление о родстве группы людей (обычно рода) с каким-либо животным (растением) и почитание этого животного (растения) как мифического предка.

Традиция(от греч. «традитио» – передача) – явление материальной или духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания этноса.

Традиция культурная – последовательность культур, стилей одежды, керамики, орудий труда и т. п., каждая из которых развивается из предыдущей.

Трапезная – а) столовая палата в монастыре; б) пониженная западная часть церковного здания, примыкающая к его главному объекту и нередко включающая в себя храм.

Удила – деталь узды для управления, главным образом лошадью; два подвижно соединенных между собой металлических стержня, вкладывающиеся в рот животного и крепящиеся к уздечке.

Урна – сосуд средних и крупных размеров околоцилиндрической формы, как правило, без ручек. Обычно использовался в качестве оссуариев.

Уровень – а) горизонтальная линия или плоскость, перпендикулярная радиусу земли; б) геодезический инструмент для определения горизонтальной линии или плоскости.

Урочище – местность, выделяющаяся определенным своеобразием в окружающем ландшафте (роща или болотце в степи, крупная западина или одинокий холм в поле и т. п.).

Фасад– наружная сторона здания или сооружения. Различают главный, боковые, дворовый, уличные фасады.

Фетишизм– поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Фибула– декоративная застежка (брошь) в виде безопасной английской булавки для верхней одежды. Обычно изготавливалась из бронзы.

Фольклор– устное народное творчество. Основные жанры фольклора – былины, песни (исторические, обрядовые, трудовые, хороводные, игровые, плясовые, колыбельные и т. п.), календарная обрядовая поэзия, заговоры, заклинания.

Фронтон – завершение здания, портика, колоннады, чаще всего треугольное и ограниченное двухскатной крышей.

Халцедон – тертый минерал, использовался для изготовления украшений, изредка орудий труда. Разновидности – агат, сердолик.

Храм-памятник – церковь или собор, посвящённые при строительстве или в последующие годы какому-либо знаменательному историческому событию светского характера.

Цоколь – выступающее подножие здания, по высоте примерно
соответствующее уровню пола в нижнем основном этаже.

Часовня– небольшое по своим размерам культовое религиозное сооружение без алтаря.

Чеканка– а) метод получения рельефных изображений на листовом металле путём ударов молотка по инструменту, называемому чеканом; б) обработка поверхности литых художественных изделий, скульптуры из металла после выхода из формы с целью заглаживания неровностей и швов.

Червонец – название, которое дали в России зарубежным золотым монетам, главным образом голландским дукатам. Оно происходит от цвета высокопробного золота, которое тогда называлось «червонным золотом». В России первый червонец, соответствующий стандарту золотого дуката (3,4 г), был выпущен в 1701 г. и чеканился до Первой мировой войны достоинством в 10 и 5 руб. (см. империал).

Четвертак– народное название русской серебряной монеты достоинством в ¼ рубля. Обозначение на монетах: с 1654 г. – «полуполтина», с 1701 г. – «полуполтинник», с 1825 г. – «25 копеек».

Шаманизм – вера в способность отдельных людей общаться с духами, лечить болезни, быть прорицателями.

Экзогамия(от греч. «экзо» – вне, «гамос» – брак) – буквально «брак вовне», существенный признак рода.

Эндогамия(от греч. «эндо» – внутри, «гамос» – брак) – буквально «брак внутри», Важнейший признак племени не только как первой этнической общности, но и как высшей формы социальной организации доклассовой эпохи.

Энеолит(халколит) – медно-каменный век (IV тыс. – первая половина III тыс. до н. э.).

Этнографическое краеведение – важнейший раздел комплексного изучения микрорайона. Охватывает все стороны культуры, быта и народного творчества местного населения. Изучает поселения, жилища и хозяйственные постройки, хозяйство, общественный и семейный быт, народные знания и приметы, суеверия, обряды и обычаи, народное
художественное творчество, фольклор.

Этнос (дословно от древнегреч. «народ») – группа людей, связанных единством происхождения и общностью культуры, включая язык. В качестве синонима «этноса» часто употребляется понятие «этническая общность», а часть этноса называется «этнической группой».

Юстировка – действия по регулировке оптических средств геодезических измерений (теодолит, нивелир, буссоль и т. п.).

Яма хозяйственная – яма, вырытая на поселении в культурном слое или в материке для хозяйственных нужд.

Янтарь– окаменевшая смола хвойных деревьев желтого, светло-коричневого оттенков, материал для изготовления украшений, начиная с каменного века.

Ярус – каждая из частей сооружения, расположенных друг над другом, имеющая чёткие границы по горизонтали.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература.

1. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее. Ч.1. Костанай, 2003.

2. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее. Ч.2. Костанай, 2007.

3. Черныш П.М., Хан В.Н. Корейцы Костанайско области. Костанай, 1998.

4. Кузембайұлы А., Абиль Е. История Казахстана. Учебное пособие. Алматы, 2000.

5. Назарбаев НА. В потоке истории. Изд. «Атамура». Алматы, 1999.

6. Козыбаев М.К. История и современность. Алма-Ата, 1991.

7. История Казахстана. С древнейших времен до наших дней в 4-х томах, т. I. Алматы, Атамура, 1996.

8. История Казахстана в 5-ти томах. Атамура, Алматы, т. 2., 1997.

9. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. т. 3-5. Алматы. Атамура, 2000-2010 ж.

Дополнительная литература.

1. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. – М., 1980

2. Ахметова С.М. Историческое краеведение в Казахстане.- Алматы,1982

3. Акназаров Н.В. Историческое краеведение. Уч. Пособие. – Алматы,2000

4. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение.- М., 1987

5.Алексеенко Н.В. Хранители памятников. Документальный очерк о краеведении Казахстана. Алматы, 1988

6. Казахи. Историко-этнографическое исследование.- Алматы, 19959

7. Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. Сб. статей.- М., 1989

8. Жанузакова Т. Очерк казахской ономастики.- Алма-Ата, 1982

9. Хасанаев М.Ж. Архивное строительство в Казахстане в первые годы установления советской государственности (1920-1921).- Алматы,2000

10. Общие вопросы школьного краеведения.-М.,1971

11. Закон РК «Об охране и использовании историко-культурного наследия»(1992)

12. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе.- М.,1982

13. Даринский А.В., Кривоносова Л.Д., Круглова В.А., Луканенкова В.К. Краеведение. Пособие для учителей.- М

14. Нумухамедов Н.Б. Искусство Казахстана.- 1970

15. Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла.- Алма-Ата,1979

16. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики.- М.,1979

17. Мурзаев Э.М. География в названиях .- М., 1982

18.Адри

Наши рекомендации