Перечень вопросов для зачета
Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям технического профиля укрупненная группа специальностей 15000 Металлургия, машиностроение и металлообработка.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:Учебная дисциплина принадлежит к общему гуманитарному социально-экономическому циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
-основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ и ХХI);
-сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ – начале ХХI вв.;
-основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
-назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
-о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента - 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 14 часов;
самостоятельной работы студента - 58 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
-составление терминологического словаря; -составление таблиц, схем, опорного конспекта; -конспектирование текста; -подготовка реферата, доклада, сообщения по теме; домашняя контрольная работа | |
Итоговая аттестация в формезачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «иСТОРИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента. | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Мир во второй половине ХХ века. | |||
Тема 1.1.Социально-экономическое и политическое развитие СССР в послевоенный период. | Содержание учебного материала. | ||
Раскол мира на «западный» и «восточный» блоки. Противостояние, «холодная война». Страны Западной Европы и США: ответы на вызов времени. Консерваторы и либералы. Социальное общество. Модели социализма: советская, восточноевропейская, азиатская ( общее и особенное). СССР в 50-80-е гг. Власть и общество. Попытки реформирования советской системы в 50-80-е гг. Кризис советского общества (истоки и последствия | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Советская модель социализма. Восточноевропейская модель социализма. Азиатская модель социализма). СССР в 50-80-е гг. Власть и общество. Попытки реформирования советской системы в 50-80-е гг. Кризис советского общества (истоки и последствия | |||
Тема 1.2. Советское общество второй половины 80-х до начала 90-х годов. Попытки обновления социализма и причины неудач | Содержание учебного материала. | ||
Сущность перестройки. Оценки событий. Периодизация перестройки. Экономические реформы. Последствия экономической перестройки общества. Политические преобразования. Формирование многопартийной системы. Демократическое движение в 1990-1991 гг. Кризис политики Горбачева. Предпосылки переворота августа 1991 года. Перестройка: причины провала. | |||
Практическое занятие Анализ и сравнение экономических показателей развития СССР в 60-80 годы | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Диалектика «нового политического мышления». Демократизация советского общества: противоречия, успехи, издержки. Политика «гласности» и необратимость общественных перемен в годы перестройки. | |||
Тема 1.3. Августовский переворот 1991 г | Содержание учебного материала. | ||
Распад СССР и образование СНГ. Оценки августовских событий. СССР накануне августовских событий. Ход событий. Причины поражения ГКЧП. Последствия поражения ГКЧП. Причины распада СССР. | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Основные программные положения российских политических партий. Обострение межнациональных проблем в 90-е гг. Основные направления внешнеполитической деятельности российского руководства. Роль и место России в мировом сообществе. | |||
Тема 1.4. События 1989 – 1991 гг. в странах Восточной Европы | Содержание учебного материала. | ||
Авторитарно-бюрократические режимы. Восточная Европа после социализма. | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Революции 1989 г в Польше, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, ГДР. Революционные события конца 80-х начала 90-х годов в Югославии. Крушение социалистической системы. Крах «железного занавеса». | |||
Раздел 2. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетия | |||
Тема 2.1. Военная и экологическая угроза человечеству | Содержание учебного материала. | ||
Ядерное и обычное оружие: проблема распространения и применения. Проблема ресурсов и загрязнения биосферы. | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий. Кризис современной цивилизации. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Глобальные проблемы человечества. | |||
Тема 2.2. Устойчиво-безопасное развитие: достижения и проблемы | Содержание учебного материала. | ||
Высокие технологии и международное сотрудничество. Экология и развитие. | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Устойчиво-безопасное развитие и проблемы, препятствующие переходу к нему в глобальном масштабе. Что такое ИРЧП, его показатели. Роль противоречия «север-юг» в достижении устойчиво-безопасного развития. Современный мир и кризис цивилизации. | |||
Тема 2.3. Современная ситуация в стране. Трудности, противоречия, ошибки в процессе преобразования всех сфер жизни Российской Федерации и их преодоление | Содержание учебного материала. | ||
Экономическое развитие. Радикальные реформы 1992-1993 гг. и их последствия. Противостояние исполнительной и законодательной власти. Октябрьские события 1993г. Принятие конституции. Россия в 1994-1996 гг. Россия на рубеже тысячелетия (1997-2002 гг.) Экономическая программа ХХI век: альтернативы будущего развития России. | |||
Самостоятельная работа студента:выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: «Революция сверху» в экономике. Реформа политической системы. Российский федерализм и межнациональные отношения. Президент России В.В. Путин. Чеченская проблема. | |||
Тема 2.4.Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации Тема 2.5. Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий. Кризис технократической цивилизации | Содержание учебного материала. | ||
Российская Федерация как новый субъект международных отношений. Россия и республики бывшего СССР. Россия и расширение НАТО на Восток. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион. Современная доктрина внешней политики РФ. События 11 сентября 2001 года и их воздействия на российскую внешнюю политику. | |||
Практическое занятие Наука, культура и образование в условиях рынка (работа с мультимедийным учебником). | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Возникновение феномена двух культур. События 11 сентября 2001 года – новый отсчет. Россия и страны СНГ. | |||
Содержание учебного материала. | - | ||
Развитие науки. Научно-техническая революция. Развитие техники и глобальные проблем современности. Глобальные проблемы и пути их преодоления. | |||
Практическое занятие Глобальные проблемы современности. | |||
Самостоятельная работа студента: Выполнение домашних заданий по теме. Примерная тематика самостоятельной работы: Современный этап развития НТР. Мировые войны и НТР. «Геном человека» - международный проект 1990 г. | |||
Всего: |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Промежуточная аттестация по дисциплине «История» для студентов - заочников.
1.Пояснительная записка.
Программа промежуточной аттестации студентов заочного отделения курса по истории разработана на основе рабочей программы по истории, соответствующей Государственному образовательному стандарту, «Положению о промежуточной аттестации». Студентам предлагается одна из форм аттестации:
Устный зачет – в 1 семестре.
Цель промежуточной аттестации:
Выявление:
- уровня усвоения знаний по основным разделам курса истории, указанным в обязательном минимуме содержания дисциплины;
- уровня сформированности умений оперировать историческими знаниями, применять их в новой ситуации.
Задачи:
- Определить уровень знаний у студентов исторических фактов, событий, дат, имен, терминов.
- Определить уровень сформированности умений владения элементами исторического анализа.
- Определить уровень понимания студентами значения курса истории в становлении развитой личности.
- Создать условия для формирования культуры диалога.
Планируемый результат:
1. Знание основных исторических событий, терминов
2. Усвоение основных исторических представлений, понятий, идей.
3. Умение оценивать исторические явления, действия людей в истории.
4. Умение оперировать историческими знаниями, извлекать их из исторических источников.
5. Владение элементами исторического анализа (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, сравнение, определение сущности событий и др.)
II. Материалы для зачета.
1. Перечень зачетных или экзаменационных вопросов.
2. Критерии оценки устного ответа.
Критерии оценки устного ответа:
Оценка «5» (отлично) ставится, если студент:
· грамотно, в полном объеме раскрывает содержание вопросов; хорошо и легко ориентируется в них; умеет делать выводы из всего сказанного и подводить итоги.
· Свободно владеет политической лексикой
· Хорошо ориентируется в хронологии событий;
· Активно владеет навыками устной речи;
· Отвечает на дополнительные, возможно, предложенные преподавателем вопросы.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если студент:
· грамотно раскрывает содержание вопросов; хорошо и легко ориентируется в них;
· Владеет политической терминологией;
· Ориентируется в хронологии событий;
· Владеет навыками устной речи;
· Отвечает на дополнительные или наводящие вопросы.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если студент:
· В полном объеме раскрывает содержание вопросов
· Имеет понятие о смысле тех или иных политических терминов
· Владеет навыками устной речи
· Отвечает на наводящие вопросы преподавателя.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если студент:
· Не может раскрыть содержание вопросов
· Не имеет понятия о значении тех или иных исторических терминов
· Слабо владеет навыками устной речи
· Не отвечает на наводящие вопросы преподавателя.
Перечень вопросов для зачета.
Семестр.
1. Оценки августовских событий. СССР накануне августовских событий.
2. Ход событий. Причины поражения ГКЧП. Последствия поражения ГКЧП.
3. Распад СССР и образование СНГ. Причины распада СССР.
4. Авторитарно-бюрократические режимы. Восточная Европа после социализма.
5. Радикальные реформы 1992-1993 гг. и их последствия
6. Противостояние исполнительной и законодательной власти. Октябрьские события 1993 года.
7. Принятие Конституции 1993 г.
8. Россия в 1994 -1996 гг.
9. Россия на рубеже тысячелетия (1997-2002 гг.)
10. Экономическая программа ХХI век: альтернативы будущего развития России.
11. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
12. Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий. Кризис технократической цивилизации.
13. Экономическая программа ХХI век: альтернативы будущего развития России.
14. Военная и экологическая угроза человечеству.
15. Российская Федерация как новый субъект международных отношений. Россия и республики бывшего СССР.
16. Россия и расширение НАТО на Восток
17. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион.
18. Современная доктрина внешней политики РФ
19. События 11 сентября 2001 года и их воздействия на российскую внешнюю политику
20. Развитие науки. Научно-техническая революция. Развитие техники и глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы и пути их преодоления.