Переплетение исторического и личного времени
КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ № 2
Время личное и время историческое настолько тесно взаимосвязаны, что представляются единым целым.
Если в мире беда (война, революция, репрессии, безжалостный режим), то человек в полной мере испытывает на себе все ужасы этой вселенской трагедии.
Если время летит вперёд, происходят открытия, например, полёт в космос, то и человек гордо и уверенно смотрит в будущее.
Воспоминания личные обязательно соприкасаются с исторической памятью.
Человек быстрее взрослеет, если вокруг происходят события, требующие приложения и физических, и интеллектуальных, и духовных сил каждого из нас.
Все мы в течение жизни преодолеваем себя, и результаты этих преодолений зависят от характера человека, его целеустремленности, от окружения, от времени, в котором тот живёт.
Каждый из нас понимает, что время циклично: прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны. Не зря же говорят: «Будущее не придёт к тому, кто забыл прошлое».
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
в форме вопроса | в форме цитаты | в форме назывного предложения | В форме повествовательного предложения |
Какую жизнь можно считать прожитой не зря? | "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё" (Фалес Милетский) | Герой своего времени | Шагнувшие в бессмертие |
Что значит жить, опережая время? | «Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь». (русская пословица) | Взгляд через века | Память неподвластна времени |
Что значит родиться не в своё время? | «Времена не выбирают...» (А.Кушнер) | О скоротечности времени | Время – лучший лекарь душевных ран |
Историческое время – стрела или вихрь? | «Единственной мерой времени является память»(Владислав Гжегорчик) | Потерянное время | Победившие время |
Какое оно, время? | «На крыльях времени уносится печаль». (Жан де Лафонтен, французский поэт, баснописец) | Человек и эпоха | Время может отнять у нас все, кроме любви |
Что неподвластно времени? | «Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев".(И.С.Тургенев) | Старая фотография | Писатель – летописец истории страны |
Надо ли торопиться жить? | «Связующая нить времён...» (Б.Пастернак) | Время поиска | Истинные нравственные ценности – на века |
Можно ли победить время? | «У влюбленных обыкновенно часы бегут вперед». (Уильям Шекспир) | Ценности времени | Воспоминания помогают жить. |
ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ К ТЕМЕ «ПОБЕДИВШИЕ ВРЕМЯ...»
Вариант вступление | Пример | Тезис, «вытекающий» из вступления, и скрепа | Советы к аргументации |
1) эмоциональный ввод в тему | День приближается к концу. Обычный осенний день... А я сижу за столом и смотрю на чистый тетрадный листок... В школе задали написать сочинение на тему «Победившие время...». Странное название... Разве можно победить то, что никому и ничему не подчиняется? Взгляд случайно упал на книжную полку... Пушкин, Лермонтов, Толстой... Так вот же они, победившие время! | Действительно, знаменитые писатели прошли сквозь века и остались любимыми и востребованными. Давайте вспомним мастеров слова и их произведения, преодолевшие время | Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (М.Б.Лермонтов. «Герой нашего времени», И.С.Тургенев. «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе», А.Н.Островский, пьесы и др.) |
2) вступление в спор с воображаемым собеседником или приглашение к разговору | Не кажется ли вам странной тема сочинения «Победившие время»? Согласитесь, время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. И у всего в этом мире есть конец. Ответьте, разве можно отодвинуть этот конец или вообще его избежать? Думаю, нет. И все же есть вещи, понятия, ценности, которые никогда не умрут. | Например, такие нравственные ценности, как честь, дружба, человеколюбие, любовь, останутся вечными. Вечным останется и наше стремление к познанию, к чтению. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература | Обратитесь к произведениям, в которых раскрываются проблемы любви, дружбы, милосердия, чести (А.С.Пушкин. «Капитанская дочка», А.И.Куприн. «Гранатовый браслет», И.А.Бунин. «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», В.Распутин. «Уроки французского» и др.) |
3) обоснование причин обращения к этой теме | Всё течет, все изменяется. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает... Увы, закон жизни. Однако меня всегда интересовал вопрос: можно ли нарушить этот закон и все-таки преодолеть смерть, приобрести бессмертие? И однажды я поняла: смерть можно победить, и в этом человеку помогает память. | Никогда не умрёт тот, кто остаётся в памяти людской. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к художественной литературе. | Обратитесь к литературе, в которой воспевается подвиг героев Великой Отечественной войны, например, к роману А.А..Фадеева «Молодая гвардия» или «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. |
4) использование оригинальной цитаты | «- Вы не Достоевский, - сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым. - Ну, почем знать, почем знать, - ответил тот. - Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно. - Протестую, - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бессмертен!». Знакомые строчки из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарит». Уверена, «Достоевский бессмертен», как и все писатели-классики! | Есть непреходящие ценности, которые не подвластны времени. Это искусство – искусство слова... За доказательствами моей точки зрения обратимся к произведениям художественной литературы | Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (или нескольких) |
5) оформление вступления в виде вопросов | Разве можно победить время? Если предположить, что такое возможно, то что же нужно сделать для того, чтобы одержать победу? | Думаю, необходимо совершить подвиг во имя людей, и тогда память о тебе останется в веках. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. | Вспомните поэму Маргариты Алигер «Зоя», в которой воспевается подвиг Зои Космодемьянской. Можно обратиться к книге Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына». В ней рассказывается о простом мальчике Володе Дубинине, который погиб во время Великой Отечественной войны, защищая свою Родину. Посмертно награжден орденом Красного Знамени |
Вы видите, тема одна, но тезис сформулировать можно не один, а значит, и раскрыть эту тему можно на разном литературном материале