Методология истории русского славянства
направление в русской философии и социальной мысли, ориентированное на выявление самобытности России, ее типовых отличий от Запада. Преимущественное внимание в славянофильстве уделялось философии истории. Возникло в конце 30-х гг. 19 в. как оппонент и идейный антипод западничества. Манифестом, возвестившим о его становлении, явилась рукописная работа А. С. Хомякова «О старом и новом», вскоре дополненная сочинением И. В. Киреевского, также рукописным — «В ответ А. С. Хомякову». Оба выступления датируются 1839. Уже в них были сформулированы исходные принципы, которыми славянофильство руководствовалось впоследствии. Сложился кружок, который коллективно разрабатывал славянофильскую доктрину. Хомяков не только стоял у истоков славянофильства, он стал его признанным лидером. В его «Записках о всемирной истории» философско-исторические воззрения славянофильства представлены наиболее полно и обстоятельно. К числу идеологов славянофильства относятся также И. В. Киреевский, К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин. А. И. Кошелев, будучи состоятельным человеком, финансировал издания, а оставленные им «Записки» позволяют рассматривать его и как историографа славянофильства. Среди славянофилов были филологи, историки, представители других профессий. П. В. Киреевским были собраны тысячи народных песен и былин. Дело по изучению русского народного творчества продолжил А. Ф. Гильфердинг. В. И. Даль создал словарь русского языка. Труд И. Д. Беляева «Крестьяне на Руси» стал первым обобщающим исследованием по истории русского крестьянства. Славянофильские идеи широко распространялись через философскую лирику Хомякова, Н. М. Языкова, Ф. И. Тютчева.
Возникшие еще в нач. 18 в. неприятие подражательности Западу и поиск самобытности составили тот общий фон, на котором осуществлялась деятельность славянофилов. Славянофилы испытали также влияние романтизма, Шеллинга и Гегеля.
27. Методология истории Кареева Философия истории Н.И.Кареева представляет для нас особый интерес. Во-первых, его труды 70-80-е г. XIX в. являются важнейшим элементом теоретического обоснования позитивистской парадигмы. Ему принадлежит приоритет в постановке целого ряда проблем философии истории. Во многом идеи Кареева оказались симптоматичными для последующего развития философско-исторической мысли. Подчеркивая свой приоритет в постановке ряда дискутировавшихся в начале ХХ в. проблем, Кареев попытался заново систематически изложить свои взгляды, что было им проделано в «Теории исторического знания» (1913) и в «Историологии (Теории исторического процесса)» (1915). особенно основательно в начале века были скорректированы представления исследователя о ходе всемирной истории. Н.И.Кареев был не только выдающимся историком, но и крупным социологом. На формирование его методологических взглядов несомненное воздействие оказала его принадлежность к школе «субъективной социологии» в России. Кареев посвятил целый ряд специальных работ анализу «позитивной философии» . Как и у других отечественных историков-позитивистов, с этой философией у Кареева ассоциировалось устранение метафизических предположений изучения реального мира, стремление поднять уровень исторических исследований за счет широкого использования опыта естественных наук, помочь истории опереться на разработки номологических наук об обществе – социологии и психологии. Все науки, по Карееву, одинаково основываются на фактических данных, подчиняются логическим законам и стремятся к открытию истины. По общему признанию, высшей задачей безразлично всех наук является «открытие и исследование законов причинности и развития, которым подчинены все предметы, факты, события и явления, как в мире природы, так и в мире человека». И с этой точки зрения история ничем не выделяется из ряда других наук. Наконец, гуманитарные науки, указывает он, сделали громадный шаг вперед на пути понимания человеческой жизни, заимствовав у естествознания самые важные условия научности – реализм и объективизм. Из того, что история использует естественнонаучный образец, утверждает Кареев, еще не следует, что гуманитарные науки безусловно и целиком должны быть подчинены принципам и методам естествознания. Что касается собственно кареевского подхода к поставленной проблеме, то он заключался в стремлении утвердить специфику исторического познания, сохранив основные нормативные требования к нему, выработанные на материале естественнонаучного исследования. Кареев выявил самое слабое звено, «ахиллесову пяту» позитивистской парадигмы в истории – гносеологию, и предложил собственные методологические разработки.
28. Специфика истор-го познания Историческое познание специфично, что объясняется рядом причин, но прежде всего особенностями объекта и субъекта познания. Познание прошлого: субъект включается, точнее, вживается в предмет исследования, можно сказать, переносит свои ценностные установки, ориентации в тот открывающийся ему далекий материал. И в силу этого происходит некий синтез современного с прошлым. Предмет же познания (объект) переносится в форме получаемых знаний на субъекта. Прошлое, как только оно становится историческим, вливается в духовный мир историка, окутывает его своим покрывалом, приобретает современное, актуальное значение. Историк должен вжиться в события прошлого, заново пережить их и таким образом сделать их вновь живыми.В той мере, в какой историческое познание имеет направленность от настоящего к прошлому, оно ретроспективно. Достоинство ретроспекции состоит в том, что опора на знания, берущая начало от современности, позволяет более глубоко, адекватно оценивать прошлое - ведь былое уже состоялось, стали известными его причины и следствия, получены разные оценки произошедших событий. Историкам хорошо известно, что современникам чаще всего не дано познать смысл событий их времени, он открывается позднее потомкам, которые осваивают ею с далекого расстояния. Все второстепенное, несущественное уходит из памяти людей, остается только самое крупное, имеющее историческое значение.Ретроспективный подход вместе с тем заключает в себе и познавательную ограниченность. Историку крайне трудно на языке своей эпохи точно отразить не только внешние проявления изучаемого прошлого, но и главное - вникнуть в его внутренние значения и смыслы, раскрыть мотивы. Поэтому в историческом познании могут допускаться и архаизация, и модернизация в понимании предмета исследования. Здесь крайне важно правильно пройти между своего рода Сциллой и Харибдой, не искажая исторического в угоду настоящему, инаоборот.Историческое познание по своей природе и реконструктивно. Такая черта его вызывается тем, что прошлое не дано исследователю непосредственно- чувственно. Более того, историческое бытие для историка всегда фрагментарно, мозаично, ибо источники, посредством которых прошлое становится историческим, не полны, не исчерпывают всего богатства исторической действительности. Кроме того, источники, различаясь между собой, нередко содержат в себе немалый налет субъективности, не адекватных утверждений и т.д.Например, это проблема соотношения эмпирического и теоретического в исторической науке, форм исторической рациональности, закономерностей развертывающегося процесса истории и многих других. Но это уже предмет внимания в последующем.
29. Категории исторической науки Большое значение в исторической науке имеют категории, т.е. понятия, которые отражают наиболее общие и существенные связи изучаемого мира. К числу фундаментальных категорий принадлежит историческая закономерность-объективно существующая, необходимая, постоянно воспроизводимая в пространстве и времени связь явлений общественной жизни. Первые попытки выявить историческую закономерность и социальную детерминацию были осуществлены в рамкахгеографическогодетерминизма,подчеркивавшего связь между географической средой и общественным укладом (Ш.Монтескьё, Э.Реклю, М.Ковалевский и др.).ИСТОРИЧЕСКАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ-проявление внешних неустойчивых связей в действительности, проявление результата пересечения (совпадения) независимых процессов или событий; проявление неотъемлемого дополнения к законам необходимости. Историческая необходимость - закон, диктующий ход, направление значимого исторического процесса. И. н. формируется не вне истории, ее источник в человеке, в человеческой деятельности.необходимость вовсе не исключает свободы, и, наоборот, свобода не исключает необходимости.Свобода состоит в познании необходимости и в ее практическом использовании.Альтернатимвная истомрия (АИ) -- жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов пошла по другому пути. Основоположником жанра альтернативной истории считается римский историк Тит Ливий, описавший возможную историю противостояния Рима и империи Александра Македонского, предположив, что Александр не умер в 33 года, а продолжил жить и править своей империей.Криптоистория -- разновидность альтернативной истории. Криптоистория изображает реальность внешне не отличающейся от обычной истории, но показывающей участие в исторических процессах неких иных сил (пришельцев, магов и т. п.), либо описывает как якобы состоявшиеся события, оставшиеся неизвестными.
30. Методы исторической науки Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические(анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:– конкретно-исторический или идеографический метод;суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;– историко-генетический метод;связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;– ретроспективный метод;заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;– историко-типологическийметод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)–хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.