Второе послание к фессалоникийцам: исправление представлений о Втором пришествии
Павел написал 2 Фессалоникийцам в Коринфе во время своего второго миссионерского путешествия, вскоре после 1 Фессалоникийцам160. (160 Некоторые ученые располагают 1 и 2 Фессалоникийцам в обратном порядке; однако такое мнение не подтверждается древними рукописями и, помимо прочих соображений, 2 Фес. 2:15 («вы научены... посланием нашим»), по всей вероятности, ссылается на 1 Фессалоникийцам.) За время, прошедшее между двумя посланиями, церковь в Фессалонике стала склоняться к фанатизму. Этот фанатизм развился из веры в немедленное возвращение Иисуса. Очевидно, эта вера, в свою очередь, возникла из желания избавиться от гонений (в данном случае желание было «отцом мысли»). Поэтому Павел пишет свое Второе послание к фессалоникийцам, чтобы урезонить их фанатизм, исправив те эсхатологические представления, которые его вызвали.
План-конспект Второго послания к фессалоникийцам
Вступление: приветствие (2 Фес. 1:1-2)
I. Гонения (2 Фес. 1:3-12)
A. Благодарение Богу за возрастание фессалоникий-ских христиан в вере несмотря на гонения (2 Фес. 1:3-4)
Б. Уверение в избавлении от гонений и в Божием суде над гонителями при парусин (2 Фес. 1:5-10)
B. Молитва за фессалоникийских верующих (2 Фес. 1:11-12)
II. Парусия, восхищение в сретение и день Господень (2 Фес. 2:1-17)
А. Опровержение того, что день Господень уже наступил (2 Фес. 2:1-2)
Б. Утверждение о необходимости предшествующих событий (2 Фес. 2:3-15)
1. Восстание против Бога (2 Фес. 2:3)
2. Человек греха (2 Фес. 2:3-15)
а) Его претензия на божественность (2 Фес. 2:3-5)
б) Нынешнее препятствие к его явлению (2 Фес. 2:6-7)
в) Его участь (2 Фес. 2:8)
г) Его лживость (2 Фес. 2:9-12)
д) Спасение фессалоникийских христиан от его лживости и от его участи (2 Фес. 2:13-15)
В. Благословение (2 Фес. 2:16-17)
III. Призывы (2 Фес. 3:1-15)
A. К молитве, любви и терпению (2 Фес. 3:1-5) Б. К усердному труду (2 Фес. 3:6-13)
B. К вразумлению непослушных членов Церкви через отстранение от них (2 Фес. 3:14-15)
Заключение: еще одно благословение и заключительное приветствие, с примечанием, что несколько последних строк Павел написал собственноручно, чтобы засвидетельствовать подлинность этого послания (2 Фес. 3:16-18)
После вступительного приветствия Павел снова благодарит Бога за преуспевание фессалоникийских верующих в христианской жизни и за их терпение во всех гонениях и скорбях; однако эти похвалы заметно короче, чем в 1 Фесса-лоникийцам. Быстро переходя к теме эсхатологии, Павел красочно описывает Второе пришествие, когда гонители будут осуждены, а гонимые избавлены от своих страданий. Павел хочет поддержать фессалоникийцев, терпеливо переносящих скорби, обещав им перемену ролей при возвращении Христа. Далее Павел переходит к их неправильному пониманию парусин, указывая, что она не произойдет немедленно. Поэтому фессалоникийцам надлежит вернуться к своему повседневному труду и занятиям. Ожидание возвращения Христа не означает прекращения обыкновенной жизни. Он может не вернуться еще в течение какого-то времени. См. 2 Фес. 1:1 —3:18.
Предостережение Павла фессалоникийцам не обманываться ни лжепророчествами, ни устными или письменными поучениями, ложно приписываемыми Павлу, подразумевает, что руководители фанатиков в Фессалонике прикрывались его авторитетом. Выражение «человек греха» (2 Фес. 2:3) относится к антихристу, всемирному вождю нечестивых и вдохновителю гонений в последние дни. Это воплощенное зло потребует поклоняться себе в храме Божием; иными словами, антихрист попытается принудить евреев поклоняться своему образу, который поставит в Иерусалимском храме (ср. Мк. 13:14; Мф. 24:15; Отк. 13:1-18). Предположение, будто бы данная концепция антихриста имеет своим источником миф о Нероне воскресшем (Nero-redivivus), согласно которому Нерон должен воскреснуть из мертвых, противоречит датировке этой концепции периодом до Нерона либо заставит нас без достаточных на то оснований оспаривать подлинность 2 Фессалоникийцам, датируя это послание периодом после мученичества Павла и после смерти Нерона. Выдвигалось также предположение, что Павел имел в виду невыполненный приказ императора Калигулы в 40 г. по Р. X., о том, чтобы его статуя была установлена для поклонения в Иерусалимском храме. Это возможно, однако пророчество Даниила о «мерзости запустения» (Дан. 9:27; 11:31; 12:11), осквернение храма Антиохом Епифаном в 168 г. до Р. X. и указание Иисуса (см. выше ссылки на Евангелие) о грядущей мерзости запустения представляют собой главные ассоциации с данными высказываниями Павла.
Павел не считает нужным указать, кто или что не допускает антихриста явиться до назначенного срока, так как фессалоникийцы уже знали об этом из его устных поучений. Согласно двум наиболее вероятным предположениям, антихрист удерживается благодаря 1) институту земной власти, олицетворяемой правителями, такими как римский император и его представители, которые предназначены Богом для охраны закона и порядка (антихрист придет как «беззаконник»); либо 2) действию святого Духа, удерживающего антихриста или непосредственно, или же через посредство Церкви. По мнению других ученых, Павел имеет в виду, что не допускает антихриста миссионерская проповедь, а сам Павел, как ведущий миссионер, и является «удерживающим»; однако трудно допустить, чтобы Павел рассчитывал на особое восхищение себя в качестве необходимого условия явления антихриста, так как в других местах он уповает на пару-сию точно так же, как все христиане. И наконец, подчеркивая, что собственноручно написанные им строки свидетельствуют о подлинности этого послания, Павел, вероятно, подразумевает, что от его имени было ложно составлено некое послание в поддержку фанатизма в Фессалонике.
Большие послания Павла