А Й. Гайдн. «Сотворение мира»
Б - Ф. Шопен. Вальс
В - P. Вагнер. «Лоэнгрин».
Г - К. Дебюсси. Прелюдия
Д - П. Чайковский. 1-й концерт для фортепиано с оркестром
E - П. Чайковский. 2-я симфония
Ж - М. Мусоргский. «Картинки с выставки»
З - М. Мусоргский. «Картинки с выставки»
И - А. Скрябин. 3-я соната
К - С. Рахманинов. «Есть много звуков»
пять аккордов минорной основы и три — мажорной), при анализе дал бы неверный результат (получилось бы, что из восьми аккордов пять — мажорные), пример 164.
Подобные упрощения могут быть допустимы в учебно-методических целях, но не при научно-теоретическом объяснении гармонии. Ср. также с примером 139Б.
Мнимость консонирования функциональных спутников в некоторых случаях наглядно доказывается замещением их полной, диссонантной формой аккорда. Например, последний оборот в примере-159Б без какого бы то ни было функционального смыслового изменения замещается такой диссонантной формой (пример 165).
А
(ср. с примером Б)
Б - Л. Бетховен. Соната ор. 81а, финал
(Особенно выразительно «сверхминорное», сгущенное-мрачное звучание аккорда °S6>: оба признака минорности — и терция, и секста — одновременно.)
Ф. Шопен
Скрытый диссонанс — также фактор тонального тяготения.
Тональность упрощенно может быть вообще понята как функция основного тона. Естественно поэтому, что категория основного тона получает в классической тональности богатую разработку.
Возможно различать четыре типа основного тона:
1. Основной тон тональности — t1 (тоника-звук).
2. Основной тон функции — Т1, D1, S1 (также и их «имитации» — DD1, побочные D и S и т. п.).
3. Основной тон аккорда самого по себе — местное значение основы аккорда, что может совпадать с основным тоном аккорда, но может не совпадать (например, в «спутниках» секстовой смены).
4. Мнимый основной тон (особенно в секстах аккордов, если их изъять из тонально-функционального контекста).
Рассмотрим их подробнее.
1. Основной тон тональности (ОТТ) пронизывает в тональной музыке все ладотональное построение целиком. Специфика ОТТ в том, что он ясно ощущается и тогда, когда реально слышимый, даже очень сильно звучащий основной тон в данный момент с ним не совпадает (например, в доминантовых предыктах, в кульминационных субдоминантовых отклонениях и т. п.). Мощь ОТТ дает возможность строить огромные классические музыкальные формы. Сквозное действие ОТТ обеспечивается непрерывной поддержкой находящихся в высшем ладоакустическом родстве ( ) функции D и S.
В тональности ОТТ — центральный тон.
2. Основные тоны функции (ОТФ) — звуки (1,) 5 и 4, которые в классической функциональной тональности постоянно ощущаются как опоры лада, повторяются чаще других звуков; так же важна их роль в качестве опорных тонов, регулирующих движение классической мелодии с ее пусть и полностью подчиненными общим тональным функциям, но все же не совсем с ними сливающимися модальными, монодическими ладомелодическими функциями звуков (не аккордов; см., например, структуру тональности в начальном восьмитакте «Фантастической пьесы» Шумана ор. 12 № 4 Des-dur или в начале темы «Свадебного марша» Мендельсона-Бартольди).
ОТФ представляют собой фундаментные основные тоны тональности.
3. Основной тон аккорда (ОТА) — главный звук аккорда, выявляемый из самой его структуры, прежде всего из консонантного ядра (см. главу 4).
По сравнению с фундаментными ОТА являются простыми.
4. Мнимый основной тон (мнимый ОТ) — тот, что в действительности таковым не является. Например, звук f1 в заключительной тонике a-c1-f1 мазурки Шопена ор. 17 № 4 a-moll (см. в главе 10 пример 139Б) при формальном терцовом понимании классических аккордов а-с1-f1 разложимо по терциям (f-a-c1 с основным тоном f), что, однако, в контексте мазурки Шопена было бы грубой ошибкой.
Секста в доминанте мажора (D6-T) — типичный мнимый основной тон. Очень часто сильное, заметное нарушение норм удвоения аккордовых звуков указывает на истинный ОТА.
Все эти типы основных тонов сосуществуют одновременно, создавая живую игру тональных сил, вступая подчас в противоречие друг с другом либо образуя богатую смысловыми оттенками двойственность значений звуков. (Например, светлые «миноры» +Sp или +Тр,