Циклические концепции в истории мировой философии и истории
Наиболее подробно циклическое развитие вселенной было обосновано в работах Платона. Так, в диалоге «Политик» Платон говорит об универсуме, сотворенном вначале Демиургом из первичной массы хаотически движущейся материи. Демиург ассоциируется с идеей Бога, в Античную эпоху он воспринимался не столько как Бог, сколько как ремесленник, создающий мир. Затем, после первоначального толчка, полученного от Демиурга, универсум начинает вращаться вокруг своей оси в заданном направлении до тех пор, пока импульс движения не исчезает. С этой точки начинается движение в противоположном направлении. В течение этого периода возвращения, согласно Платону, история поворачивается вспять: старое становится молодым, и мир стремится в процессе обратного течения времени к состоянию первобытного беспорядка, с которого все началось. В этот момент Демиург из жалости к миру вмешивается в его дела еще раз и побуждает универсум начать крутиться вновь вокруг своей оси в исходном направлении до тех пор, пока все не повторится. И так до бесконечности.
Теория Платона, которая рациональным мышлением воспринималась исключительно как мифологическое построение, получает неожиданную поддержку в современной космологии и физике. Она необычайно близка к так называемой теории осцилляции. Согласно этой теории, перед последним большим взрывом существовала бесконечная череда других больших взрывов. После каждого большого взрыва вселенная, согласно этой теории, расширяется четырехмерно до той точки, в которой увеличение энтропии исчерпывает себя, и начинается неудержимое движение возврата к первоначальному атомному скоплению (вселенная – бесконечно надувающийся и сдувающийся воздушный шар). На вопрос, что случается в период каждого такого возвращения, большинство физиков предпочитают не давать ответ, так как боятся быть заподозренными в отступлении от законов научного мышления. Однако некоторые из них, такие, например, Стивен Хокинг, придерживаются мнения о возможности возобновления истории. Они полагают, что в истории вселенной может наступить момент, когда старый начнет превращаться в молодого.
Существует и другое доказательство цикличности вселенной, его обычно приписывают Цицерону. Суть: если принять, что мир состоит из определенного количества первичных элементов, то рано или поздно наступит момент, когда все возможные комбинации этих элементов будут исчерпаны, и тогда с необходимостью начнется воспроизведение ранее существовавших комбинаций. Цикличность – прямое следствие материалистического мировоззрения.
Гесиод. Теорию цикличности обычно ассоциируют начиная с Возрождения с его поэмой «Труды и дни». В этой книге изложена теория пяти веков человеческой истории, из которых каждый последующий был хуже, чем предыдущий. Он использует не слово «век», а «поколение».
· Золотой век – под эгидой Кроноса, древнегреческий тиран. Люди отличаются благочестием и добротой, они не знают болезни и старости, время проводят исключительно в танцах. Едят мед, орехи, овечье молоко и желуди. Смерть наступает как сон. После смерти они становятся «благостными демонами», которые опекают последующие менее счастливое поколение людей.
· Серебряный – люди горды, глупы и неблагочестивы, богам прекращают приносить жертвы, основой пищи становится хлеб божественного происхождения. Продолжительность жизни резко сокращается и достигает всего ста лет. Царит полный матриархат. После смерти помещаются Зевсом в Аид.
· Медный век – люди страшны и могучи, их любимое занятие – война, грабеж и насилие. Основы рациона – хлеб и мясо, появляются орудия из меди. После смерти – в Аид, в самое худшее место. Со 2 века до конца владычествует Зевс.
· Героический – Боги, наблюдая с Олимпа, как вырождается человеческая порода, решают улучшить ее. Бог спит со смертной, рождается герой. Герой – семейная, генеалогическая характеристика. В этот период происходят события, с нашей точки зрения, мифологические, но для грека эпохи Гесиода – абсолютно реальные и достоверные: Троянская война, поход Аргонавтов, осада Фив. Люди героического века были слишком увлечены своими подвигами, поэтому забывали отдавать необходимые почести богам, за что и были перенесены после смерти на Острова Блаженных.
· Железный век – орудия из железа. Это самый ужасный век, с точки зрения Гесиода. Он сам жил тогда. Он полагал, что это предельная точка человеческого падения. Царит всеобщий эгоизм, насилие сильных над слабыми, всеобщее озлобление, зависть, тяжкий труд, болезни и т.п.
Схема пяти веков имеет 2 логических изъяна:
1. причины перехода людей из одного века в другой не указываются,
2. регрессивная теория пяти веков, изложенная в «Трудах и днях», противоречит прогрессивной исторической теории, сформулированной в другой поэме «Теогонии». Мировая история в ней начинается с господства бесформенных стихий (хаос, земля, тартар и эрос) и всех их бесчисленных порождений. Затем происходит отстранение от власти Кроноса и воцарение Зевса. Зевс ставит предел неукротимым стихийным проявлениям Урана и его детей (титанов). Зевс является олицетворением мирового разума и воли, победителем враждебных человеку стихийных сил, олицетворяемых образами титанов, родоначальником Олимпийским богов и земных героев. Он является учредителем всеобщего разумного порядка. Таким образом, одна концепция Гесиода гласит о всеобщем падении, развале и нарастающей злобе, а другая – о победе разума над неразумными стихиями и торжестве благоустроенного космоса над безликим и дисгармоничным хаосом. Следовательно, историческая теория Гесиода не обладает внутренней цельностью.
Если рассматривать схему Гесиода («Легенда веков») объективно и беспристрастно, то в ней нет никаких указаний на то, что на смену железному веку вновь придет век золотой и так до бесконечности. Кирдык всеобъемлющ и неприрекаем. Однако, начиная с эпохи Возрождения, (и, видимо, под воздействием аналогии с распространенными в Античности циклическими мифами) Легенду веков Гесиода стали отождествлять с концепцией цикличности. При этом в каждом цикле видели и нечто положительное, некий прогресс по отношению к предыдущему, и нечто отрицательное, некую деградацию.
Лекция 11 (25.04.2012)