ПАРЕМИЯ, -и (paroemia). Народный речевой жанр малой формы, характеризующийся устойчивостью, клишированностью

Владимир Иванович Даль: более 36 000 пословиц, поговорок, скороговорок, пустобаек, примет, загадок, структурированных по 179 тематических разделов, содержит этот сборник. Открывается сборник разделом "Бог - Вера", далее в порядке определенном В. И. Далем следуют разделы, например, "Вера - Грех", "Добро - Милость - Зло", "Хорошо - Худо", "Радость - Горе", "Проступок - Грех", "Гульба - Пьянство", "Драка - Война", "Человек - Приметы", "Родина - Чужбина", "Русь - Родина", "Язык - Речь", "Ум - Глупость", "Торговля", "Загадки", "Тайна - Любопытство", "Свое - Чужое", "Божба - Клятва - Порука", "Болтун - Лазутчик", "Брань - Привет", "Причуда", "Суеверия - Приметы", "Пословица - Поговорка", "Припевы", "Присказки", "Скороговорки" и т.п.

собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». Пословицы на тему «Язык – речь»: Не спеши языком торопись делом; За правое дело говори смело (стой смело); Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.

1.Пословица - краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмически организованное изречение либо с общим прямым смыслом, либо с переносным, многозначным, основанном на аналогии.Функция пословиц как утверждения или отрицания, подкрепляющих речь говорящего отсылкой к общему порядку вещей и явлений.Пословицы: 1.С прямым смыслом (нет иносказательности, способно изменять объем применения). Функция: либо общее утверждение(синекдоха), либо общее отрицание.2.С прямым смыслом по аналогии (сравнение)Ф.: утверждение или отрицание.3.Многозначные пословицы с иносказанием(односоставны, пословица как знак).Некоторые возможно берут начало в побасенках(Потебня).

Побасенки (пустоговорка,приговорка,пустобайка) - это малого объема диалоги, сценки, характерные ситуации и положения, воссоздающие коллизии и обстоятельства с установкой на ироническую иносказательную оценку в речи подобных, реальных. Много видов иронии.

Приметы - краткие словесные формулы пословичного типа и просто форма кратких свободных суждений.Прогностическая, предсказывающая функция.Приметы: погодные, бытовые житейские.

Поговорки - клишированный компонент свободного предложения("синтаксическая незамкнутость").Удерживает свежесть сопоставления элементов сравнения.В предложении могут определять лицо, действие или обстоятельство.Функции:1.Воплощение абстрактных явлений2.Эмоционально-оценочная и изобразительная.

Приемы образности паремий:собственные имена(синекдоха),олицетворение,простые и развернутые сравнения,метонимия,тавтология,антитеза,ирония.Стиль:обобщенно-личные предложения с повелительными формами глагола.Композиция:параллелизм,звукопись,рифмы.

В.И.Даль, сборник "Пословицы русского народа" (1861-1862). Переиздавался много раз (последнее издание 1957 г вышло с предисловием М.А. Шодохова). Даль включил в него пословицы, пословичные изречения, поговорки, присловья, скороговорки, прибаутки, загадки, поверья, приметы, суеверья и много речений. Хотел показать все, что собрал ("покажи, что есть"). Но жанровое разделение так провести и не смог. Ему советовали напечатать все отдельно, но он отказался.

35. Частушки. Ч. – новый жанр русского народного поэтического творчества. Их возникновение относится ко второй половине 19 века. Ч. – малый жанр народной лирики, обычно четырёхстрочные или двустрочные песенки, являющиеся живим откликом на явления жизни, с ясной положительной или отрицательной оценкой, при которой важную роль играют шутка и ирония: частушки выражают непосредственную реакцию их авторов и исполнителей на изображаемое в них. Причинами, вызвавшими к жизни миниатюрную форму народной лирики – частушки, были: значительная ломка жизни, быстрая смена её явлений, что вызвало необходимость быстро выражать отношение к ним и определило многотемность частушек. Ч. возникли в крестьянской среде. Ч. возникла на общефольклорной основе и восходит ко многим жанрам, как бы объединяя их особенности. С некоторыми жанрами она в то же время связана особенно тесно. Процесс рождения Ч., связан с трансформацией традиционной лирической песни и её сокращением в новых условиях. К жанровым особенностям частушек относятся их предельная краткость и экономность выражения и передачи жизненного содержания, сюжетных ситуаций и переживаний героев. Ч. имеет несколько структурных типов. Основные из них: -дву; -четверо; -шестистишия. Кроме этого можно выделить ещё два типа: Ч. без припева и Ч. с припевом. двустишья чаще всего представляют собой любовные частушки (Я страдала, страдать буду, Кого люблю – не забуду). четверостишия – самая распространённая форма Ч. В ней выражаются все основные формы и ситуации (Говорят, что не бела. Что же делать, дорогой? Девки красятся и белятся, Я моюся водой.). шестистишия – редкая форма; она, очевидно, более старая и более связана с традиционной песней (Утром рано-раненько Будила меня маменька: - Вставай, доченька, вставай, - Работушка поспевши. Не хотелось мне вставать, С милым посидевши.). Все эти три формы обычно не имеют припева. Однако, есть частушки, в которых припев выполняет важную выразительную роль; он вместе с тем может связывать частушки в целые спевы.Ч. Раскр. Тему через выр.свойств многим волнений. Образ исполн-ля. На игрищ,посид,гулянках. Выкрикив,декламир.

37. Загадка - образец фольклора с игровыми художественными функциями, в них отражены представления и понятия о всем том, что окружает человека в быту.Классификация:1) Эмоциональные (Эротичны); 2) Интеллектуальные (истинные) требуют интел. Усилия; 3) Информативные (монашеские) требуют знаний в области религиозной догматике.Всякая загадка - метафора.Многие загадки идут от слов-обозначений, принятых в условной тайной речи (охотники, скотоводы, пахари). "Гадать" - раньше "говорить ", т.е. вечера загадок у славян - уроки, которые давали старшие младшим, помогая овладеть условными словами. Большинство загадок взяли за основу бытовую образность. Новые образы появляются с развитием истории, с появлением новых реалий.

Поэтика. Образы ярки, исполнены разнообразных звуков, предметы очерчены резко, отчетливо, полны движения. Мир предстает в развитии.С развитием фольклора появляются шуточные вопросы, построенные на игре слов, арифметические загадки-головоломки, книжные загадки (с введением христианства). Метафора, метонимия, придуманные слова, олицетворения, формы сравнений, форма диалога иногда. Ритмика служит изобразительным функциям и четко членит образ на композиционные части. Звукоподражательные слова. Традиционные системы уподоблений и сравнений.

Используя все раннее собранные материалы, Д.Н. Садовников в 1876 издал большой сборник "Загадки русского народа", включающий более 3500 загадок. В основу расположения был положен предметно-тематический принцип: люди и строение их тела, одежда и украшения, жилище, внутреннее убранство, домашнее хозяйство, двор, огород и сад, на пасеке, земледельческие работы, в поле, лес, мир животных, земля и небо, явления природы. Этими же тематическими кругами загадывали загадки на вечерах у славян.

38. Истоки и виды народного театра.Народная драма по происхождению связана с архаической культурой магического обряда и с теми игровыми действиями, которые составляли часть религиозно-магической практики.Формирование осуществилось в17-18вв.

Классификация:

1) Зрелища с элементами театрализации(сложился к 16в):вождение медведя(цепь сменявшихся действий с бойкими приговорами-пояснениями поводыря, комизм,сарказм,сопровождалась ряженьем козой),игрища(сложный комплекс разнородных календарных обрядово-ритуальных действий с ряженьем,использованьем масок),ряженье(разные животные),драма-игра "Маврух"(ряжение в бояр,генералов и пр.).

2) Театр кукол:петрушка,или рататуй на юге и Украине(устойчивая сценарная основа с импровизацией),культовый театр вертеп(приобщение к христианству,театрализация сцен священной истории,использовали марионетки,мистерия перетекала в комедию)

3) Театр живого актера(религиозно-житийные и светские сюжеты):"Царь Масимилиан","Лодка"(серьезная)

Иногда постановкам предшествовало выступление балаганных дедов(созывали на постановку)

Наши рекомендации