Лекция №1 Тема: основы исторических знаний
План
1.Предмет и структура истории.
2..Функции и принципы истории.
3.Периодизация истории.
1. История- это гуманитарная наука, необходимая для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки человека.
Цицерон говорил об этой науке:- «история – учительница жизни».
Гегель, великий немецкий философ говорил об истории:- « история учит лишь тому, что она никогда ни чему не учит».
История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни.
Содержанием истории является исторический процесс. Историю как науку можно разделить на отдельные отрасли знания:
История государства и права |
военная |
религии |
политическая |
социальная |
экономическая |
история |
Вспомогательные исторические дисциплины:
1.Этнография – изучает быт и культуру народов.
2.Археология – изучает историю по вещественным источникам древности.
3. Хронология – изучает разнообразные системы отсчета времени (летоисчисление).
4. Палеография - изучает древние рукописи и старинное письмо.
5. Нумизматика - изучает древние, старинные монеты, медали и ордена.
6.Топонимика - изучает происхождение географических названий.
7.Краеведение – история регионов, местного края.
Структура истории как науки науки |
Всемирная (всеобщая) История История отдельных
история. континентов стран и народов.
2. Функции истории:
1. Познавательная (развивающая): способствует общему развитию человека как личности.
2. Практически – политическая функция: помогает выработать политические взгляды, убеждения человека, избегать субъективных решений.
3.Мировоззренческая функция – формирует взгляды человека на окружающий его мир и общество, создает объективную картину мира.
4. Воспитательная - история формирует такие гражданские качества, как патриотизм, гуманизм, нравственность, моральные качества.
Принципы истории:
1.Принцип историзма – изучать исторические явления необходимо в соответствии с конткретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи с другими явлениями.
2.Принцип объективности – опора только на факты без их искажений и фальсификаций.
3.Принцип альтернативности – на любой исторический факт у каждого человека могут быть различные точки зрения, свой, индивидуальный взгляд на историю.
3.
Существуют два основных подхода к периодизации истории:
1)Линейный подход- история человечества идет эволюционно: от простого общества к более сложному обществу. Основоположником данного подхода является немецкий учёный-философ К.Маркс. Маркс выделил следующие этапы истории (общественно- экономические формации).
1.Первобытно – общинный строй.
2. Рабовладельческий строй.
3.Феодальный строй.
4.Капиталистический строй.
5. Социалистический (коммунистический) строй.
2) Циклический подход – круговорот локальных, сменяющих друг друга цивилизаций (автор этой теории – английский историк А. Тойнби)
Все цивилизации в своем развитии проходят три стадии: зарождение, расцвет и закат (гибель) цивилизации.
Периодизация «всемирной истории»:
1. Первобытная эпоха(1,5 миллионов лет назад - до III тысячелетия до н.э.). На протяжении этой эпохи происходит становление человека современного типа (homo sapiens-человек разумный), постепенно совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.
2. Древний мир (III тысячелетие до н.э.-V век н.э.). Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широкого распространения рабства.
3. Средние века(V-XVII века). Период, когда церковь контролировала и регулировала все сферы жизни общества. Это время расцвета феодальных отношений.
4. Новое время(XVII-XIX века). Эпоха становления и утверждения промышленной, капиталистической цивилизации.
5. Новейшее время (конец XIX века- до наших дней). Расцвет индустриальной цивилизации, начало перехода к информационному обществу.
Проблема периодизации истории.
С вопросами общего направления развития человечества тесно связана проблема периодизации истории. Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление истории на периоды: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени и история Новейшего времени. (В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности — предысторию.) Данная периодизация отражает ряд объективных закономерностей, однако она построена в основном на материале западноевропейской истории. К другим регионам эта периодизация прикладывается во многом механически. В истории Азии, Африки, Америки существовали сходные в чем-то периоды, но они не совпадали по времени с европейскими. Для этих регионов можно выстроить свои периодизации, так же как можно разработать периодизацию истории каждой отдельной страны. Периодизация важна при исторических исследованиях. Но еще больше она важна при обращении к истории как учебному предмету. При изучении всемирной истории необходимо придерживаться единой периодизации, несмотря на ее недостатки для внеевропейской истории. По традиции историю всех стран делят на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Этого деления будут придерживаться и авторы учебника. Определенные коррективы в эту схему вносит материал по истории России. Здесь применяется своя периодизация, но она синхронизирована с общей периодизацией всемирной истории.
Периодизация истории России:
1. Догосударственный период (5-9вв.).
2. Киевская Русь (9-13 вв.).
3. Монгольское иго (13-15вв.).
4. Русь Московская (15- начало 17 вв.).
5. Феодальный период (17в.- вторая половина19в.).
6. Становление и развитие капитализма (вторая половина 19века - начало 20века).
7. Советский период (1917-1991гг.).
8. Новейший период развития России, переход к капитализму.
Вопросы и задания
1. В чем значение изучения истории? Каковы особенности истории как наук»?
2. Что такое исторические источники? Перечислите их.
3. Какие науки изучают исторические источники?
4. Что такое формационный и цивилизационный подходы к изучению истории? Какие стороны исторического процесса они помогают изучить?
5. Раскройте суть проблем периодизации исторического процесса.