Лекция №1 Тема: основы исторических знаний

План

1.Предмет и структура истории.

2..Функции и принципы истории.

3.Периодизация истории.

1. История- это гуманитарная наука, необходимая для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки человека.

Цицерон говорил об этой науке:- «история – учительница жизни».

Гегель, великий немецкий философ говорил об истории:- « история учит лишь тому, что она никогда ни чему не учит».

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни.

Содержанием истории является исторический процесс. Историю как науку можно разделить на отдельные отрасли знания:

История государства и права
военная
религии
политическая
социальная
экономическая
экономическая

история

Вспомогательные исторические дисциплины:

1.Этнография – изучает быт и культуру народов.

2.Археология – изучает историю по вещественным источникам древности.

3. Хронология – изучает разнообразные системы отсчета времени (летоисчисление).

4. Палеография - изучает древние рукописи и старинное письмо.

5. Нумизматика - изучает древние, старинные монеты, медали и ордена.

6.Топонимика - изучает происхождение географических названий.

7.Краеведение – история регионов, местного края.

Структура истории как науки науки

Всемирная (всеобщая) История История отдельных

история. континентов стран и народов.

2. Функции истории:

1. Познавательная (развивающая): способствует общему развитию человека как личности.

2. Практически – политическая функция: помогает выработать политические взгляды, убеждения человека, избегать субъективных решений.

3.Мировоззренческая функция – формирует взгляды человека на окружающий его мир и общество, создает объективную картину мира.

4. Воспитательная - история формирует такие гражданские качества, как патриотизм, гуманизм, нравственность, моральные качества.

Принципы истории:

1.Принцип историзма – изучать исторические явления необходимо в соответствии с конткретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи с другими явлениями.

2.Принцип объективности – опора только на факты без их искажений и фальсификаций.

3.Принцип альтернативности – на любой исторический факт у каждого человека могут быть различные точки зрения, свой, индивидуальный взгляд на историю.

3.

Существуют два основных подхода к периодизации истории:

1)Линейный подход- история человечества идет эволюционно: от простого общества к более сложному обществу. Основоположником данного подхода является немецкий учёный-философ К.Маркс. Маркс выделил следующие этапы истории (общественно- экономические формации).

1.Первобытно – общинный строй.

2. Рабовладельческий строй.

3.Феодальный строй.

4.Капиталистический строй.

5. Социалистический (коммунистический) строй.

2) Циклический подход – круговорот локальных, сменяющих друг друга цивилизаций (автор этой теории – английский историк А. Тойнби)

Все цивилизации в своем развитии проходят три стадии: зарождение, расцвет и закат (гибель) цивилизации.

Периодизация «всемирной истории»:

1. Первобытная эпоха(1,5 миллионов лет назад - до III тысячелетия до н.э.). На протяжении этой эпохи происходит становление человека современного типа (homo sapiens-человек разумный), постепенно совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.

2. Древний мир (III тысячелетие до н.э.-V век н.э.). Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широкого распространения рабства.

3. Средние века(V-XVII века). Период, когда церковь контролировала и регулировала все сферы жизни общества. Это время расцвета феодальных отношений.

4. Новое время(XVII-XIX века). Эпоха становления и утверждения промышленной, капиталистической цивилизации.

5. Новейшее время (конец XIX века- до наших дней). Расцвет индустриальной цивилизации, начало перехода к информационному обществу.

Проблема периодизации истории.

С вопросами общего направления развития человечества тесно связана проблема периодизации истории. Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление истории на периоды: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени и история Новейшего времени. (В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности — предысторию.) Данная периодизация отражает ряд объективных закономерностей, однако она построена в основном на материале западно­европейской истории. К другим регионам эта периодизация прикладывается во многом механически. В истории Азии, Африки, Америки существовали сходные в чем-то периоды, но они не совпадали по времени с европейскими. Для этих регионов можно выстроить свои периодизации, так же как можно разработать периодизацию истории каждой отдельной страны. Периодизация важна при исторических исследованиях. Но еще больше она важна при обращении к истории как учебному предмету. При изучении всемирной истории необходимо придерживаться единой периодизации, несмотря на ее недостатки для внеевропейской истории. По традиции историю всех стран делят на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Этого деления будут придерживаться и авторы учебника. Определенные коррективы в эту схему вносит материал по истории России. Здесь применяется своя периодизация, но она синхронизирована с общей периодизацией всемирной истории.

Периодизация истории России:

1. Догосударственный период (5-9вв.).

2. Киевская Русь (9-13 вв.).

3. Монгольское иго (13-15вв.).

4. Русь Московская (15- начало 17 вв.).

5. Феодальный период (17в.- вторая половина19в.).

6. Становление и развитие капитализма (вторая половина 19века - начало 20века).

7. Советский период (1917-1991гг.).

8. Новейший период развития России, переход к капитализму.

Вопросы и задания

1. В чем значение изучения истории? Каковы особенности истории как наук»?

2. Что такое исторические источники? Перечислите их.

3. Какие науки изучают исторические источники?

4. Что такое формационный и цивилизационный подходы к изучению истории? Какие стороны исторического процесса они помогают изучить?

5. Раскройте суть проблем периодизации исторического процесса.

Наши рекомендации