С. Прокофьев. Токката (схема)
и хроматических, например [c]-d-dis-[e] (в кружках — аккордовые звуки).
В подавляющем большинстве случаев проходящие строго ограничены рамками аккордовых звуков (как одинарные, так и групповые) (пример 27).
Но иногда применяются и прерываемые проходящие, когда целевой звук достигается не непосредственно после направленного к нему проходящего, а после отвлечения от прямого пути (посредством вставки аккордового либо неаккордового звука) (пример 28).
В примере 28А прерывание облегчается допустимостью функции звука b1 как сексты в тонике.
Крайне редко, но все же встречается отсутствие исходного аккордового звука, то есть начало линии проходящих звуков сразу с неаккордового звука. Однако в этом случае требуется специальное обоснование самой его возможности (здесь — возможность четырехзвучной тоники d-moll d-f-a-b)(пример 29).
Проходящие могут быть групповыми — двойными, тройными, четверными и более многозвучными (пример 30).
Полноаккордовые проходящие при однонаправленности движения образуют параллелизм аккордов. Качество проходящего звука претворяется в особого рода функцию — функцию проходящих аккордов (см., например, начало главной партии I части сонаты Бетховена ор. 81а; вступление к песне Марфы «Исходила младешенька» из «Хованщины» Мусоргского).
А - С. Прокофьев. «Война и мир»
П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра
И. С. Бах. Бранденбургский концерт №3
Приходясь на тяжелую долю такта (особенно в момент вступления новой гармонии), проходящий звук превращается в проходящее задержание (см. пример 21 А).
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ. КАМБИАТЫ
Вспомогательный — неаккордовый звук на легкой доле между аккордовым и его повторением (независимо от того, входит ли он в тот же аккорд или в другой); вспомогательный отстоит на секунду от аккордового (чаще всего на диатоническую сверху и на малую — с диатоническим либо хроматическим звуком — снизу).
Простые вспомогательные состоят из трех моментов:
Вспомогательные также могут быть групповыми — двойными, тройными и более многозвучными.
А - Н. Римский-Корсаков. «Китеж»
Б - И. С. Бах. Бранденбургский концерт № 1
Одна из связей с аккордовым звуком может отсутствовать (либо до вспомогательного — это чрезвычайно распространенный прием, либо после вспомогательного, что встречается намного реже), вспомогательный оказывается скачковым.
Взятый скачком вспомогательный обнажает острый неаккордовый, активно тяготеющий, часто хроматический элемент гармонии. Отсюда его острая, яркая выразительность (пример 32).