С. Прокофьев. Токката (схема)

С. Прокофьев. Токката (схема) - student2.ru

и хроматических, например [c]-d-dis-[e] (в кружках — аккордо­вые звуки).

В подавляющем большинстве случаев проходящие строго ограни­чены рамками аккордовых звуков (как одинарные, так и групповые) (пример 27).

Но иногда применяются и прерываемые проходящие, когда целе­вой звук достигается не непосредственно после направленного к нему проходящего, а после отвлечения от прямого пути (посредством встав­ки аккордового либо неаккордового звука) (пример 28).

В примере 28А прерывание облегчается допустимостью функции звука b1 как сексты в тонике.

Крайне редко, но все же встречается отсутствие исходного аккор­дового звука, то есть начало линии проходящих звуков сразу с неак­кордового звука. Однако в этом случае требуется специальное обо­снование самой его возможности (здесь — возможность четырех­звучной тоники d-moll d-f-a-b)(пример 29).

Проходящие могут быть групповыми — двойными, тройными, четверными и более многозвучными (пример 30).

Полноаккордовые проходящие при однонаправленности движе­ния образуют параллелизм аккордов. Качество проходящего звука претворяется в особого рода функцию — функцию проходящих ак­кордов (см., например, начало главной партии I части сонаты Бетхо­вена ор. 81а; вступление к песне Марфы «Исходила младешенька» из «Хованщины» Мусоргского).

А - С. Прокофьев. «Война и мир»

С. Прокофьев. Токката (схема) - student2.ru

П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра

С. Прокофьев. Токката (схема) - student2.ru

И. С. Бах. Бранденбургский концерт №3

С. Прокофьев. Токката (схема) - student2.ru

Приходясь на тяжелую до­лю такта (особенно в момент вступления новой гармонии), проходящий звук превращает­ся в проходящее задержание (см. пример 21 А).

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ. КАМБИАТЫ

Вспомогательный — неаккордовый звук на легкой доле между аккордовым и его повторением (независимо от того, входит ли он в тот же аккорд или в другой); вспомогательный отстоит на секунду от аккордового (чаще всего на диатоническую сверху и на малую — с диатоническим либо хроматическим звуком — снизу).

Простые вспомогательные состоят из трех моментов:

С. Прокофьев. Токката (схема) - student2.ru

Вспомогательные также могут быть групповыми — двойными, тройными и более многозвучными.

А - Н. Римский-Корсаков. «Китеж»

С. Прокофьев. Токката (схема) - student2.ru

Б - И. С. Бах. Бранденбургский концерт № 1

С. Прокофьев. Токката (схема) - student2.ru

Одна из связей с аккордовым звуком может отсутствовать (либо до вспомогательного — это чрезвычайно распространенный прием, либо после вспомогательного, что встречается намного реже), вспо­могательный оказывается скачковым.

Взятый скачком вспомогательный обнажает острый неаккордо­вый, активно тяготеющий, часто хроматический элемент гармонии. Отсюда его острая, яркая выразительность (пример 32).

Наши рекомендации