Социологическое направление
Элиот, Томас Стернз
(1888-1965)
Томас Стернз Элиот (1888—1965) — американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии.
Томас Стернз Элиот родился 26 сентября 1888 года в Сент-Луисе (США) в почтенной и богатой протестантской семье. Его дед был священником, построившим церковь и основавшим университетский колледж. Отец был президентом промышленной компании, мать увлекалась литературной деятельностью.
Семейные традиции Элиотов, строгое воспитание, постоянная привычка к самоанализу и к соотнесению своих действий с четким нравственным идеалом оказали большое влияние на будущего поэта. Твердые пуританские принципы Новой Англии и верность своему долгу определяли жизнь Элиота в течение многих лет.
Духовная элита и непросвещенная масса…
Сорокин Питирим Александрович
(1889-1968)
Сорокин Питирим Александрович (1889-1968), социолог. Родился в России. Лидер правых эсеров; с 1920 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной "идеалистической" культуры. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
Социокультурная динамика
С проблемами стратификации связано учение Сорокина о социокультурной динамике. Основой концепции является рассмотрение общества и культуры как единого социокультурного феномена — суперсистемы. На базе огромного эмпирико-статистического изучения искусства, науки, религии и права Сорокин делает вывод о существовании трех основных суперсистем, периодически сменяющих друг друга в истории: идеациональной, идеалистической и чувственной. Для идеационального типа культуры характерна всесторонняя ориентация на трансцендентные (потусторонние, или сверхчувственные) ценности. В культуре чувственного типа преобладают ценности материальные. В идеалистическом типе культуры синтезированы ценности обоих типов. Существует также и четвертый тип культуры, характерный для эпохи упадка, где ценности трех основных типов эклектически сосуществуют, не образуя органической интеграции.
Вебер Альфред
Вебер (Weber) Альфред (30.7.1868, Эрфурт, ‒ 2.5.1958, Гейдельберг), немецкий буржуазный экономист и социолог. Брат М. Вебера. Профессор экономики и социологии Пражского (1904‒07) и Гейдельбергского (1907‒58, с перерывами в годы фашизма) университетов.
В 1909 выдвинул теорию размещения промышленности («штандорт»), согласно которой промышленное предприятие стремится занять наиболее выгодное место по отношению к источникам сырья и рынку рабочей силы, обеспечивающее наименьшие издержки для предпринимателей. Эта теория не утратила влияния в буржуазной политической экономии, однако подверглась критике за то, что игнорировала наличие различных экономических районов, взаимосвязь отраслей промышленности, борьбу монополий. «Социология истории и культуры» В. сформировалась под влиянием М. Вебера и В. Дильтея. Историю, по В., можно расчленить на социальный (формирование социальных институтов и структуры), цивилизационный (поступательное развитие техники и естествознания, ведущее к унификации цивилизации) и культурный (творчество ‒ искусство, религия и философия) процессы. Они связаны, но протекают по различным законам. Специфичность исторических и социальных изменений определенной эпохи В. связывал с иррациональным характером культурного процесса, творцом которого является интеллектуальная элита. Таким образом, историю, по В., направляет игра духовных сил, что означало отрицание объективных закономерностей в истории и её познаваемости.
Парсонс, Толкотт
(1902-1979)
один из основоположников современной социальной науки. Ученый стоял у истоков зарождения профессиональной социологии, создания Американской социологической ассоциации, президентом которой являлся. Создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии. Парсонс рассматривает общество как бесконечное множество взаимодействий людей, в котором присутствуют аспекты относительно устойчивого (структуры), имеющие определенные роли и значения (функции). Им вводится также понятие процесса - парного к понятию структуры. Функция связывает структуру и процесс и устанавливает их значение для системы. Фундаментальным для структурно-функционального подхода Парсонса является постулирование четырех основных функциональных требований к рассматриваемой системе, которые обеспечивают ее сохранение и выживание: адаптация, целедостижение, интеграция и поддержание модели. На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию поддержания модели - система верований, мораль и агенты социализации (семья, учреждения образования и др.). Разработанный Т. Парсонсом структурно-функциональный метод плодотворно используется современной политической наукой. Основные работы Парсонса - «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Теория действия и человеческое существование» (1978).
Функционализм