Древнегерманские племена и их языки

(4часа)

План:

1. Место германской группы языков среди индо-европейской языковой семьи. Современные германские языки.

2. Ранняя история германцев. Протогерманский язык. Руническое письмо

3. Классификация германских племен.

Основные понятия:

Протогерманский язык.

Руны.

Литература:

1. Берков В.П. Современные германские языки. Учеб. 2-е изд. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001.

2. Введение в германскую филологию. Арсеньева М.Т., Балашова С.П., Берков В.П., Соловьева Л.Н. М., 1980; 1998.

3. Жирмунский В.М. Введение в сравнительно-историческое изучение германских языков. М.-Л., 1964.

4. Хлебникова И.Б. Введение в германскую филологию и историю английского языка. М.,

Лекция 3. Общие особенности

Германского языкового ареала.

(4 часа)

План:

1. Фонетические черты германских языков. Ударение. Вокализм. Консонантизм.

2. Морфологические черты германских языков. Глаголы. Существительные. Прилагательные

Основные понятия:

Преломление..

Аблаут.

Умлаут.

Закон Гримма.

Закон Вернера.

Геминация.

Закон ротацизма.

Сильные глаголы.

Претерито-презентные глаголы.

Слабые глаголы.

Литература:

1. Берков В.П. Современные германские языки. Учеб. 2-е изд. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001.

2. Введение в германскую филологию. Арсеньева М.Т., Балашова С.П., Берков В.П., Соловьева Л.Н. М., 1980; 1998.

Лекция 4. Готский язык. Северогерманские языки

(4 часа)

План:

1. Краткий очерк истории готов. Значение готского языка для сравнительно-исторического изучения германских языков.

.

2. Северогерманские (скандинавские) языки.

Основные понятия: Остготы и вестготы. Крымские готы. Готская Библия и ее переводчик Вульфила.

Эпоха викингов и древнескандинавская колонизация.

Исландский язык.

Фарерский язык.

Норвежский язык.

Датский язык.

Шведский язык.

Литература:

1. Берков В.П. Современные германские языки. Учеб. 2-е изд. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001.

Лекция 5. Западногерманские языки

(6 часов)

План:

1.Общая характеристика подгруппы западногерманских языков.

2. Древнесаксонский язык.

3.Фризский язык.

4.Нидерландский язык.

5.Африкаанс.

6.Идиш.

7.Английский язык.

8.Немецкий язык.

Литература:

1.Берков В.П. Современные германские языки. Учеб. 2-е изд. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001.

2.Введение в германскую филологию. Арсеньева М.Т., Балашова С.П., Берков В.П., Соловьева Л.Н. М., 1980; 1998.

.

РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).

В данном разделе термины учебной дисциплины должны быть сгруппированы по алфавиту и темам учебного курса.

Тема 1:

Диахрония – изучение языка в его историческом развитии.

Синхрония – изучение временного среза языка, чаще всего современного.

Сравнительно-исторический метод – метод сравнения родственных языков на предмет выявления их исторического развития и общего источника. .

Тема2:

Протогерманский язык – общегерманский язык германских племен, отделившихся от индо-европейской общности в 15-10 веах до н.э. и расселившихся между Одером и Эльбой..

Руны – первая письменность германцев, буквы высекавшиеся на камне, вырезавшиеся на дереве и другом твердом материале, не имели продольных и округлых линий, часто магического характера.(В переводе – тайна.)

Тема 3:

Аблаут – спонтанное чередование гласных, используемое в слово- и формообразовании. Качественный А. предполагает полное изменение качества звука. Колоичественный А. – изменение его долготы..

Геминация – удлинение согласных.

Закон Грима – изменения индоевропейских согласных в германских языках, проходившие в три этапа. Выявлены Я. Гримом..

Закон Вернера – закон озвончения щелевых, полученных в результате первого акта закона Гримма.

Закон ротацизма – переход s→z→r.

Претерито-презентные глаголы – прототип модальных глаголов. Образуют формы настоящего времени по аблауту, формы прошедшего – прибавлением дентального суффикса.

Сильные глаголы – образующие формы по аблауту.

Слабые глаголы – германская инновация, образуют формы прошедшего времени прибавлением дентального суффикса.

Умлаут – вид ассимилятивных изменений. Наиболее распространенный тип – умлаут корневого гласного под влиянием последующего i.

РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).

Данный раздел должен включать в себя:

• примеры решения задач (практических ситуаций) по темам, на которые предложены аналогичные задания в экзаменационных (зачетных) билетах;

• тексты задач (практических ситуаций) для самостоятельного решения при подготовке к итоговой аттестации (не более 2-х).

Не имеется

РАЗДЕЛ6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.

Характер изменений в программе Номер и дата протокола заседания ка­федры, на котором было принято данное решение Подпись заведую­щего кафедрой, утверждающего внесенное изменение Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение
Изменений нет      

РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя Учебный год Факультет Специальность
Виноградова С.А., к.ф.н., доцент 2002-2003 ФИЯ 033200.00 иностранный язык с доп. специальностью  
Виноградова С.А., к.ф.н., доцент 2003-2004 ФИЯ 033200.00 иностранный язык с доп. специальностью  
Виноградова С.А., к.ф.н., доцент 2004-2005 ФИЯ 033200.00 иностранный язык с доп. специальностью 033200 иностранный язык
Виноградова С.А., к.ф.н., доцент 2005-2008 ФИЯ 033200.00 иностранный язык с доп. специальностью  
       

Указания по использованию формы программы учебной дисциплины:

• программа составляется по каждой из закрепленных за кафедрой дисциплин;

• форма программы хранится на кафедре в электронном варианте и на бумажном носителе, на котором ставятся подписи лиц, утверждающих программу (распечатывается кафедрой).

Наши рекомендации