Министерство спорта и туризма республики беларусь национальное агентство по туризму

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

ЗАСЛАВЛЬ - ГОРОД ДРЕВНИЙ

Настоящая документация не
может быть полностью или
частичновоспроизведена,

Тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения УП «Национальное агентство по туризму»

Минск 2007

«Согласовано»

Заместитель Министра спорта и туризма Республики Беларусь

Ч.К.Шульга
«_____ »_________________________ 2007 г.

«Утверждаю»

Директор УП «Национальное агентство по туризму»

Ю.А.Зеленская
«_____ »______________________ 2007 г.

технологическая карта экскурсии

«Заславль — город древний»

Тип экскурсии: загородная, историко-архитектурная Вид экскурсии: автобусно-пешеходная Протяженность маршрута: 50 км.

Продолжительность экскурсии: 4 часа экскурсионных (или 3 часа астрономических)

плюс 2 часа сопровождения

Для массовой аудитории Автор-составитель: Т.В. Биндель

Минск 2007

Цель экскурсии:

• способствовать воспитанию уважения к многовековой истории и культуре Беларуси, национального самосознания и гордость за свое историческое прошлое;

• содействовать расширению кругозора и формированию определенных гражданских позиций;

• привлечь внимание к истории, вызвать интерес к ее изучению, формировать позитивное отношение к сохранению наследия и бережного использования памятников материальной культуры.

Задачи экскурсии:

• на примере архитектурных и исторических памятников Заславля познакомить с историей и развитием города и дать представление о некоторых этапах истории Беларуси;

• с помощью конкретных объектов показать Заславль как историко-культурный заповедник, как один из культурных центров Беларуси;

• при проведении экскурсии с учащимися, опираясь на исторические объекты и факты, расширить и закрепить их знания по курсу истории Беларуси, вызвать интерес к ее изучению.

Общие методические указания:

• экскурсовод должен иметь большой запас знаний об истории города и страны;

• общий материал не должен преобладать над местным и быть только фоном для конкретных местных событий или личностей;

• объем материала давать с учетом состава группы, ее подготовленности и уровня знаний;

• с группой малоподготовленной и детьми продолжительные теоретические объяснения нежелательны;

• следить за чередованием длинного и короткого рассказов.

Общие организационные указания:

• при проведении экскурсии со школьниками не соглашаться на просьбы учителя (воспитателя) о проведении экскурсии в его отсутствие;

• четко указывать время и место сбора (отъезда), давать время на покупку буклетов, сувениров;

• при приезде на место приема группы проследить, чтобы не забыли в автобусе вещи.

Маршрут экскурсии:

• от места встречи с группой в Минске, на шоссе в Молодечно - по шоссе до Заславля - (налево) по объездной дороге и улице Дзержинской до Замэчка - Замэчек (остановка и выход) - обратно по улице Дзержинской и объездной дороге - въезд в Заславль по улице Великой - площадь (остановка и выход) - улица Замковая - городище "Вал" - обратная дорога в Минск.

Вступление к экскурсии:

• давать после посадки группы в автобус до начала движения - 2 - 3 мин.

в организационной части после знакомства с группой назвать свою фамилию, имя, отчество и представить водителя; оговорить необходимые организационные вопросы; ненавязчиво, без менторства, напомнить о правилах поведения в автобусе;

в информационной части дать краткое сообщение о теме экскурсии, упомянуть 2 - 3 наиболее интересные объекта, не давая их подробную характеристику; назвать место начала экскурсии.

Примечание к графической части:

• в графической схеме время, указанное в графе "4", включает как время показа объектов и рассказа о них, логического перехода, так и время переезда автобуса (или перехода группы) к следующему объекту;

• подробная расшифровка содержания информации в графе "5" и методических приемов в графе "7" вызвана самостоятельной работой экскурсовода по подготовке экскурсии по этой теме в данное время.

Маршрут экскурсии Места остановок Объекты показа Время (мин) Основное содержание Организацио  
экскурсии. Перечень нные Методические указания
подтем и вопросов указания  
От места     Введение к теме Обязательно После информационного
приема       экскурсии. окончить при вступления и начала движения
группы на       "Древние города - подъезде к к первому объекту дать
шоссе       бесценный документ первому введение к теме экскурсии.
Минск -       нашей истории". объекту Образным вводным словом
Молодечно           установить эмоционально-психологический контакт с группой. Вводное слово должно быть динамичным и кратким, не утомлять экскурсантов.
По шоссе Проездом. Виленское Виленский тракт -   После обращения к дороге дать
Минск -   шоссе   свидетель общей   справку об общности
Молодечно       многовековой истории и жизни соседних стран. Общность исторической судьбы Литвы и Беларуси. Название "Литва" и "Беларусь", Вильня в духовной жизни белорусов до сентября 1939 г.   исторической судьбы Литвы и Беларуси. Объявить термины "Литва" и "Беларусь". Вариант логического перехода: "Дорога живое воплощение нерасторжимой цепи столетий. И совсем рядом один из примеров -курганный могильник".
  Проездом. Курганный могильник. Курганный могильник конца X - начала   С помощью жеста указать местонахождение курганного
        XII вв. - один из крупнейших в Беларуси этого периода.   могильника, объяснить его происхождение. Вариант логического перехода: "Могильник мог принадлежать жителям только многолюдного города, каким и был в то время Засласль".
Заславль, объездная дорога -ул. Дзер­жинская. Проездом. Панорама Заславля. Заславль - город с 1000-летней историей. Начальная история города - яркий пример междоусобной борьбы князей за власть. Летописи и легенды о Заславле. Автобус поворачивает после указателя "Заславль" налево по объездной дороге и далее по ул. Дзержин­ской до Замэчка. Обратить внимание на открывающуюся панораму Заславля. Дать справку о дате основания города и первых упоминаниях о нем. Использовать как подтверждение археологов, так и летописи и легенды.
У Замэчка. Перед крестом, затем на городище. Мемориальн ый знак-крест, холм, склоны городища, окружающая местность, городище, вал, ров. Городище Замэчек -древнейшее укрепление Заславля. Мемориальный знак-крест. Оборонительные сооружения городища. Предположения ученых о происхождении и назначении городища. Группа выходит из автобуса и подходит к мемориальном у знаку. Затем переходит к городищу. После После предварительного осмотра мемориального знака, объяснить его сооружение. После показа месторасположения городища объяснить его оборонные свойства: естественные препятствия, земляные укрепления. С помощью
        Летописи и легенды о жизни Рогнеды-Гориславы-Анастасии. Рогнеда и Изяслав в истории христианства в Полоцкой земле. окончания рассказа группа садится в автобус, возвращается на объездную дорогу и въезжает в Заславль по ул. Великой. данных археологии и включением собственного воображения дать реконструкцию древних деревянных укреплений крепости. Объяснить значение слова "город" в ту эпоху. С помощью образного рассказа дать описание драматических событий жизни здесь Рогнеды и Изяслава. Вариант логического перехода: "Облик Изяславля со временем изменился. А неподалеку разрастался поселок на берегах рек Свислочи и Черницы -нынешний Заславль".
Ул. Дзер­жинская -объездная дорога -ул. Велика я. Проездом. Панорама Заславля. Заславль - город с 1000-летней историей (продолжение подтемы). "Погост" - административный пункт управления округой, торгово-ремесленный посад. Создание нового укрепленного центра. Изменение названия города. Создание Автобус проезжает по ул. Великой и останавливает ся на площади. Группа выходит из автобуса. На показе панорамы города объяснить существование в Изяславле XI в. двух изолированных центров и создание на территории посада нового укрепленного центра. Дать справку о создании историко-культурного заповедника.
        историко-культурного заповедника.    
На площади. В центре площади. Улицы, памятный камень, башни церкви и костела. Формирование ансамбля Рыночной площади. Планировка города. Культовая и гражданская застройка. Группу расположить в точке лучшей видимости объектов. После предварительного осмотра объяснить планировку площади и улиц. Дать справку о памятном камне в центре площади. С помощью жеста показать башни церкви и костела. Объяснить две территории города: замок -резиденция феодала и Рынок -центр посада. Дать справку о гражданской застройке. Вариант логического перехода: "С одним из памятников связано пребывание в Заславле Сымона Будного ".
Площадь -музейно-выставоч­ный комплекс. У музея, перед костелом. Костел, объемы, башня, пригорок. Заславль - одно из мест работы Сымона Будного. Костел Рождества Наисвятейшей Девы Марии - памятник архитектуры XVIII в. Заславль - один из центров Реформации в Беларуси. Сымон Будный - белорусский первопечатник. Группа стоит у музейно- выставочного комплекса. После окончания рассказа по ул. Замковой пройти к месту Большой брамы. После предварительного осмотра дать описание композиции храма и справку об его истории. Не увлекаясь излишними подробностями, объяснить появление протестантизма. Общий материал - только фон для местного. Дать характеристику личности Сымона Будного, его жизни и деятельности. В рассказе использовать показ фотографии памятника в
            Несвиже с комментированием его личности. Вариант логического перехода: "Торгово-ремесленный посад примыкал к укрепленному детинцу, с этой частью города, замком, его планировкой и системой оборонительных сооружений мы познакомимся на его территории".
От площади по ул. Замков ой к месту Большой брамы замка. У Большой въездной брамы. Руины брамы, место брамы. Заславский замок -один из первых бастионных замков Беларуси. 1. Замок - место бывшего детинца, центр обороны города. Брамы -традиционные въездные сооружения в Беларуси. Большая и Малые брамы. От Брамы группа направляется к Спасо- Преображенск ой церкви. С помощью зрительного монтажа и образного рассказа дать реконструкцию внешнего облика Большой Брамы. Объяснить понятие "замок", "место", "брама". Вариант логического перехода: "В центре замка возвышается храм оборонного типа, известный как Спасо-Преображенская церковь".
От Брамы к церкви. Перед южным фасадом церкви. Здание церкви, башня, валы. 2. Спасо- Преображенская церковь - бывший кальвинистский сбор. Группу расположить на расстоянии 40-50 м от храма. По окончании При подходе к храму дать справку о кресте как знаке освящения церкви. После предварительного осмотра храма дать краткое описание его композиции и объяснить
          рассказа подняться на южную куртину вала. его архитектуру как кальвинистского сбора оборонного типа. Вариант логического перехода: "Храм хорошо смотрится с высоты земляного вала".
От церкви на вал. На южной куртине вала. Здание церкви, башня, крыша, стены, окна, русты, ярусы. б) Спасо- Преображенская церковь - памятник архитектуры конца XVI - конца XVII вв. Композиция храма. Его перестройки. История. Группу расположить на валу напротив церкви. По окончании рассказа экскурсовод жестом предлагает группе повернуться лицом к юго- западному бастиону. После предварительного осмотра церкви дать описание ее композиции. Объяснить архитектурные термины: "апсида", "руст", "аттик". Дать справку о других каменных сооружениях на территории замка. Вариант логического перехода: "Как показали раскопки, одновременно с началом каменного строительства происходит генеральная перестройка укреплений ".
На валу На южной куртине. Вал, место детинца. 3. Заславский замок -первое фортификационное сооружение бастионного типа в Беларуси. а) Детинец и его Группа стоит лицом к юго-западному бастиону. С помощью вала показать укрепления древнего детинца. Объяснить историю замка как историю всего поселения. Дать реконструкцию событий первого упоминания в летописях для лучшего
        укрепление. История замка - история поселения. Первое упоминание в летописях. Генеральная перестройка укреплений.   представления атмосферы того времени. При рассказе об истории Изяславля общий материал не должен преобладать над местным. Рассказ об исторических событиях давать с учетом состава группы и уровня знаний. Вариант логического перехода: "На месте древнего детинца возводится бастионный замок по образцу европейской средневековой фортификации ".
  На юго- западном бастионе. Вал, бастионы, куртины, ров, места промежуточ ных бастионов, место Большой брамы б) Бастионная система укреплений. Роль бастионов. Группа стоит на юго-западном бастионе. С помощью сохранившихся бастионов, куртин, рва воссоздать первоначальный облик замка конца XVI -начала XVII вв. Объяснить понятие "бастион", "куртина" и их роль в обороне замка. Показать особенности фортификационных укреплений. Дать реконструкцию замка, дополнив показом рисунка архитектора С. Багласова. Вариант логического
            перехода: "Феодальные замки почти всегда стоят в стороне от населенных пунктов и отделяются от них системой водных препятствий".
  На северо­западном бастионе. Реки Свислочь, Черница, Княгинька, окрестности. в) Географическая характеристика расположения замка. Природная защита. Создание водной преграды. Укрепление частновладельческих городов - защита власти магнатов и основа обороны государства. Группу расположить на северо­западном бастионе лицом к р. Свислочь. На показе панорамы местности дать географическую характеристику расположения замка. С помощью рек Свислочи, Княгиньки, Черницы, болот и образного рассказа экскурсовода показать замок как островное укрепление - место удобное для обороны. На примере Заславля объяснить развитие частновладельческих городов и их роль в обороне государства. Вариант логического перехода: "Крепость и другие Заславские древности теперь сами нуждаются в защите".
    Панорама Заславля. г) Создание историко-культурного заповедника " Заславль". По окончании рассказа пригласить группу в музейно- выставочный Дать справку о реставрированных объектах и создании комплекса музеев.

Министерство спорта и туризма республики беларусь национальное агентство по туризму - student2.ru

министерство спорта и туризма республики беларусь национальное агентство по туризму

Автор Т.В.БИНДЕЛЬ

Наши рекомендации