Основные функции интервалики в классико-романтической гармонии

Несмотря на огромное разнообразие в использовании всевозмож­ных интервалов, в классико-романтической гармонии просвечивают основные, достаточно четкие принципы их употребления, с ясной функциональной дифференцированностью основных, узловых пред­назначений того или иного типа интервалики. Чтобы ясно разли­чить указанные функции интервалики в общей системе гармониче­ского мышления, необходимо упростить и схематизировать массу явлений, выделив наиболее важные моменты.

Тогда получаем следующее распределение общих функций ос­новной интервалики:

1. Унисон 1 : 1 (и октава 2 : 1) = основной тон, тональное единство, тоника*
2. Квинты 3 : 1 (3 : 2; и кварта 4 : 3) = тональные функции D, S
3. Терции 5 : 1 (= 5 : 4; также малая терция 6 : 5; и сексты) = аккорды (в том числе септаккорды)
4. Секунды (разных видов; но не септимы!) = мелодика, неаккордовые звуки

* Как уже было указано в главе 3, постоянство ощущения одного и того же тона в качестве центрального есть его самотождественность, сохраняемая во временном развертывании лада. Ощущение его как того же самого означает повторение его на той же высоте, то есть в отношении унисона (1 : 1).

В определенной мере подобная дифференциация свойственна и более ранним стилям гармонии.

Относительная, но удивительно последовательно соблюдаемая строгость интервальной дифференциации, вероятно, связана с одной из центральных идей времен венских классиков — с рационализмом эпохи европейского Просвещения.

Литература

1. Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии. Ч. 2. М., 1925. Гл. 2.

2. Мясоедов А. Я. Учебник гармонии. 2-е изд. М., 1983 (1-е изд. М., 1980). Гл. 7.

3. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969. Гл. III, разделы «Неаккор­довые звуки» и «Мнимые аккорды».

4. Тюлин Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Кн. 1-2. М., 1976-1977.

ГЛАВА 6. ПЕРВИЧНЫЙ ГАРМОНИЧЕСКИЙ УСТОЙ: ОРГАННЫЙ ПУНКТ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ ОРГАННОГО ПУНКТА

Феномен органного пункта для гармонии особенно значим, представляя собой генетически (и исторически) первое про­явление ее как многоголосного звучания тонов. Органный пункт — выдержанный звук в басу, на фоне которого дви­жутся другие голоса, временами образуя с ним функциональное про­тиворечие. Иное название — педаль. Приведение к функционально­му противоречию педали и верхних голосов — очень яркий, характе­ристический, однако, строго говоря, все же не обязательный момент. Возможен вариант органного пункта и без функционального проти­воречия. Помимо обычного положения в басу, органный пункт мо­жет быть и в других голосах (его часто называют в этом случае выдержанным звуком или выдержанным голосом*).

Сущность органного пункта — остановка, застывание мелоди­ческой линии (по-польски nuta stala) с целью подчеркнуть и усилить ладотональную функцию выдерживаемого звука. Так, органный пункт на доминанте есть увеличенная в своих размерах и своей значитель­ности функция звука V ступени. Соответственно и необходимость в органном пункте возникает там, где нужно более длительное сосре­доточение на звучании какого-либо тона — в большинстве случаев главного представителя данной тональной функции.

Входя в противоречие со звучащими аккордами, органный пункт подобен неаккордовым звукам. Отличие от них в том, что звук орган­ного пункта есть функционально главный момент по отношению к аккордам, а при неаккордовых звуках — обратное соотношение.

ЭТИМОЛОГИЯ

Термин «органный пункт» (нем. Orgelpunkt, англ. pedal point, итал. pedale d'armonia) восходит к эпохе органума. Слово «пункт» (лат. punctus) двояким образом могло повлиять на сложение термина. «Пунктом» («точкой») называлась нота, а «органным пунктом» (лат. punctus organalis) соответственно протянутая нота в главном голосе (он назы-

* О существенном различии между органным пунктом и выдержанными тонами говорилось в гл. 5 § 8.

вался «тенор», что по смыслу близко термину cantus firmus); в некото­рых видах органума на один такой протянутый звук приходилось не­сколько мелизматически-контрапунктирующих звуков во втором голо­се — по существу, такая структура уже напоминает наш органный пункт либо даже совпадает с ним. Но «пунктом» назывался также небольшой отдел музыкальной формы (по аналогии с «пунктом» как небольшим разделом речи; ср., например, puncta argumentorum у Ци­церона; также и в современном словоупотреблении).

Слово же «органный» (лат. organalis, organicus) может означать также две вещи: собственно «органный» (от «орган») и «органум­ный» (от «органум»), поскольку первоначально это было одно слово (греч. όργανον, лат. organum — инструмент, орудие, орган). Таким образом, «органный пункт» (лат. organicus punctus — термин теоре­тика XIII в. Франко Кельнского; см. CS I, 133а) сначала означал раз­дел органума, где выдержанному звуку кантуса (тенора) контрапунк­тировал мелодический рисунок другого верхнего голоса; «пунктом» был и сам этот выдержанный звук. Далее под органным пунктом стали подразумевать вообще долгий звук органной педали (отсюда другое название органного пункта — «педаль»). Французский термин point de orgue означает фермату, а также импровизационную каден­цию солиста-органиста; перенятый немецкими теоретиками (Й. Мат­тезоном, К. Ф. Э. Бахом), тот же термин в немецкой транскрипции Orgelpunkt впоследствии закрепился в нынешнем своем значении.

ВИДЫ ОРГАННЫХ ПУНКТОВ

Органные пункты подразделяются по ряду некоррелятивных друг другу признаков:

1) по тональной функции педального тона — тонический, доми­нантовый;

2) по положению в ткани голосов — басовый, сопрановый, в сред­них голосах (с возможным вышеуказанным подразделением на аль­товый и теноровый);

3) по количеству участвующих голосов — одинарный и группо­вой (двойной, тройной);

4) по фактурному изложению — протянутый звук, фигурацион­ный (в частности, остинато);

5) по местоположению и функции в форме — кодовый, предыктовый, начальный, срединный.

Менее существенно:

6) по стилистической характерности — эпохи органума, эпохи полифонии строгого письма, классико-романтической эпохи и др.

В некоторых стилях возможны свои детализации, например в музыке XX в. (и близких явлениях XIX в.) — по общекомпозицион­ной функции:

♦ функциональные (предыктовые на доминанте и т. п.);

♦ фоновые (колористические).

Наши рекомендации