Цивилизационный подход
В основе каждой общественно-экономической формации лежит свой способ производства материальных благ.
Отношения между классами антагонистические (антагонизм – непримиримое противоречие).
Ученики Маркса Карл Каутский и Эдуард Бернштейн (впоследствии названные ревизионистами) выступили с предложением пересмотреть теорию Маркса, предъявив ряд претензий:
1) Под сомнение ставился факт неизбежной гибели капитализма.
2) Не всегда общественно-экономические формации закономерно сменяют друг друга (у восточных славян не было рабовладельческой ступени развития).
3) Не всегда базис и надстройка соответствуют друг другу (Древняя Греция; чуть позже остановимся подробнее)
Источники марксизма:
Немецкая классическая философия: Гегель, Фейербах.
Диалектику Гегеля Маркс распространил на человеческое общество [диалектический идеализм Гегеля Маркс превратил в диалектический материализм]
2) Английская политическая экономия: Адам Смит, Давид Рикардо(трудовая теория стоимости).
На базе трудовойтеории стоимости Маркс создал теорию прибавочнойстоимости, вскрыв сущность капиталистической эксплуатации.
I путь увеличения прибавочной стоимости: путем увеличения продолжительности рабочего дня (мог существовать лишь на ранних этапах зарождения капитализма, пока работники не научились бороться за свои права).
II путь увеличения прибавочной стоимости:путем увеличения интенсивности труда.
[в обоих случаях за отрезок в 2 часа работодатель не платит вообще]
3) Французский утопический социализм: Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.
Роберт Оуэн вложил свои средства в «эксперимент»: основал в Америке колонию (фаланстер) «Новая гармония», где реализовал принципы имущественного эгалитаризма и коммунизма. Колония существовала, пока у Оуэна не кончились средства.
Маркс на основе этого источника создает:
а) теорию классовой борьбы;
б) социалистической революции;
в) установления диктатуры пролетариата;
г) построения социализма.
Эгалитаризм = «уравнение», «принцип уравнительности».
Социал-дарвинизм – получил популярность на рубеже 19-20 вв. Теоретическая основа: труды Дарвина. Идея борьбы за существование между биологическими организмами, в ходе которой выживает сильнейший, наиболее совершенный. Между человеческими обществами идет аналогичная борьба.
Цивилизационный подход
В начале 20 века немецкий философ Освальд Шпенглер в своем труде «Закат Европы» разделил и противопоставил понятия «цивилизация» и «культура».
Цивилизация – высшая стадия культуры. на которой происходит ее окончательный упадок.
Культура – это цивилизация, не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста.
Считал, что цивилизации замкнуты и неспособны понять друг друга.
Н. Я. Данилевский в труде «Россия и Европа» выдвинул теорию культурно-исторических типов. Основой КИТ являются 4 элемента: религия, культура, политика, экономика. В цивилизациях преобладает какой-то один из компонентов, и только в России осуществляется гармоничное сосуществование всех 4 элементов.
В современной науке конкурируют две теории:
а) теория линейно-стадиальных цивилизаций
б) теория локальных цивилизаций (А. Тойнби, О. Шпенглер, Данилевский Н.Я.)
Цивилизация (как живой организм) проходит в развитии ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение, гибель.
Какова продолжительность «жизни» цивилизаций? Тойнби и Шпенглер считали, что не более тысячи лет, Гумилев – полторы тысячи лет.
Древнеегипетская цивилизация просуществовала три тысячи лет.