Методы и приемы обучения

Средство Рассказ, монолог, диалог, беседа Учебник, хрестоматия, литература Наглядность предметная, условно-графическая, иллюстративная Лепка, вырезание, склеивание, выпиливание
МЕТОД Устный (слово) Печатно-словесный (текст + слово) Наглядный Практический
Прием Разработка сюжетного рассказа, аналитического, картинного описания Анализ документов, выписывание понятий, составление плана, таблицы, вычленение смысловых единиц Анализ картины, выполнение рисунка, заполнение контурной карты Изготовление моделей, макетов, лепка орудий труда

Приемы умственной деятельности:

Выявление существенного, Анализ, Синтез, Концентрация, Сравнение, Абстрагирование, Обобщение, Доказательство.

Исследовательский метод в обучении:

1.Включение поиска в задания по работе с документами, картинами и иллюстрациями, картами, таблицами, схемами, археологическим материалом

2. Раскрытие учителем познавательного процесса

доказательство, изложение идей.

3. Проведение научного исследования – доклады, сообщения, рефераты.

Классификация методов обучения: по

ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ УРОВНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Устный Объяснительно-иллюстративный
Печатно – словесный Репродуктивный
Наглядный Проблемный
Практический Частично-поисковый
  Исследовательский

Прием учебной деятельности как историко – методическая категория

Учебный исторический материал

Методы и приемы обучения - student2.ru

Методы и приемы обучения - student2.ru

Урок – основная форма организации обучения в школе.

Типы и виды уроков.

Основной формой обучения в массовой школе является классно – урочная форма. Класс это группа учащихся примерно одинакового возраста и постоянного состава и получающая единые базовые знания.

Урок это занятие с классом учеников продолжительностью 40-45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план школы, а их содержание - Госстандарт и школьные программы.

Классификация уроков производится по - разному. Одни классифицируют их на основе содержания, другие на основе дидактической цели, третьи на основе способов проведения, четвертые – звеньев процесса обучения.

Сочетание звеньев обучения называется структурой урока. Традиционно преобладает в обучении комбинированный урок, особенно в средних классах.

Форма урока – понятие, отражающее основной способ подачи материала, метод.

Этапы подготовки учителя к урокам и последовательность этих этапов:

1.Анализ Госстандарта, школьных программ, изучение учебников и поурочных пособий. 2. Разработка тематического и поурочного планирования.

3.Определение целевых установок раздела, темы.

4.Анализ познавательных возможностей класса.

5.Выбор методического варианта урока.

6.Отбор методических приемов и средств обучения в соответствии с целевой установкой.

7.Составление конспекта или развернутого плана урока.

Классификация уроков

По соотношению структурных звеньев обучения По ведущему методу По характеру деятельности По характеру материала
Урок изучения нового материала, Комбинированный, Контрольный, Повторительно – обобщающий. Урок – лекция, Киноурок, Урок – беседа, Лабораторное занятие. Урок простого воспроизведения, Урок обобщения, Проблемный урок. Урок счета лет, Урок изучения фактов, Практическое занятие.

Это классические типы уроков, к ним относится :

Лабораторное занятие, Практикум, Лекция, Семинар, Экскурсия, Конференция (Традиционные формы уроков)

К нетрадиционным формам уроковотносятся такие :

Представления ( Заочное путешествия, Спектакль, салон, ассамблея, бал, Презентация, аукцион ),

Оценочные

( Суд, съезд, Соревнование, турнир),

Дискуссионные (брифинг, пресс-конференция, круглый стол, телемост, телепередача, киностудия, кино, видео и теле уроки),

Урок-фантазия, Урок-открытых мыслей, Урок-эврика, Урок-зачет, Урок-игра, Урок-сказка, У-КВН, Интегрированный урок, Урок-путешествие.

Структурные компоненты комбинированного урока:это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Наши рекомендации