Побочные функции. отклонения (хроматические субсистемы). расширение тональности

Один из важнейших путей расширения тональности — разветвле­ние сети гармонических связей, продление функциональных контак­тов за пределы первого «пояса неустойчивости» (то есть за пределы D и S, непосредственно соотносящихся с тоникой). Возможно образова­ние, так сказать, «второго пояса» функциональных отношений, где аккорды обращены своими тяготениями не сразу в тонику, а сначала в окружающие тонику гармонии D или S. Такие функции уже не будут основными, а будут «второстепенными», находящимися во второй сте­пени связи с тоникой. Фактически являются ими и местные доминан­ты (или субдоминанты) к нетоническим гармониям в секвенциях, и несомненно аккорды DD, и «эмансипировавшееся» от производящей его минорной субдоминанты фригийское (неаполитанское) трезвучие. Но в силу ряда условий все они очень близко стоят к основным функ­циям и в большинстве своем (за исключением DD) не должны фигури­ровать как ярко выраженные типы побочных функций.

В собственном смысле слова побочные функции — это хромати­ческие побочные доминанты и субдоминанты, то есть аккорды, за­имствуемые из других тональностей (пример 196).

побочные функции. отклонения (хроматические субсистемы). расширение тональности - student2.ru

Во многих связях (однако все же не буквально во всех) побочные функции могут быть представлены как альтерационная (вводнотоновая) хроматизация соответствующих чисто диатонических гармоний (пример 197).

Не следует отождествлять побочные функции с функциональны­ми спутниками. Различие между ними состоит в том, что функцио­нальные спутники суть видоизменения основной коренной гармо­нии, представляющей данную функцию, а побочные функции — это

побочные функции. отклонения (хроматические субсистемы). расширение тональности - student2.ru

побочные функции. отклонения (хроматические субсистемы). расширение тональности - student2.ru

в чистом или измененном виде дру­гие гармонии, противопоставленные данной.

Принцип побочных функций схе­матически изобразим следующим об­разом (см. рис.): в двойном квадра­те — ЦЭ; в простых квадратах — ос­новные неустойчивые функции; в кружках — побочные функции.

Местное отношение побочной до­минанты к своей тонике вполне по­добно модуляционным явлениям. Такое окружение (обычно предварение) какого-либо аккорда его собственной доминантой называется отклонением. Отклонение пред­ставляет собой хроматическую субсистему в противоположность диатоническим натурально-ладовым аналогичным оборотам, кото­рые только подобны этим подлинным отклонениям.

Специфическая особенность, отличающая отклонение от модуля­ции (а следовательно, расширение тональности от ее смены), заклю­чается в том, что местная тоника в отклонении сохраняет свою цен­тральную функцию в качестве какого-либо неустоя, причем эта ос­новная функция ощущается непосредственно и служит основой для гармонического движения в более крупном плане. Отклонения часто и возникают как «вставки» побочных функций к аккордам, элемен­тарно связанным в ладотональном отношении (пример 198).

побочные функции. отклонения (хроматические субсистемы). расширение тональности - student2.ru

Поскольку гармонии разрешения ничуть не меняются от того, что им предшествуют в отклонениях побочные функции, то общая функ­циональная связность лишь обогащается дополнительными отноше­ниями, но нисколько не колеблется. Отсюда и ощущение основной тоники при последовании со включенными побочными функциями. Взаимодействие тоник «микротональностей» послужило С. И. Танее­ву отправным положением для создания им теории объединяющей тональности. С позиций этой теории, местные тоники d-moll и G-dur в отклонениях, приведенных в примере 196А, взаимно неродствен­ны друг другу, но они совместно родственны третьей тональности — C-dur, на ступенях которой они находятся. Поэтому последование тональных гармоний d-moll — G-dur отрицает и ту и другую в каче­стве тоник и вызывает тяготение к истинной, объединяющей тональ-

ности — C-dur, переход в которую и является разрешением их кон­фликта (в частности и в особенности разрешением распределенного между трезвучиями d-moll и G-dur тритона фа-си).

Необходимо заметить, однако, что вопрос о том, имеем ли мы дело с отклонением (и расширением функциональности) или с моду­ляцией, не является чисто гармоническим и решается лишь в кон­тексте целостного формообразования (см. об этом в главе 12).

Эстетическое значение подобных функций видится прежде всего в огромном обогащении ряда прямо или опосредованно подчинен­ных тонике созвучий, в образовании новых тончайших функцио­нальных оттенков и переплетений. Если взять только лишь простей­шие основные и побочные функциональные созвучия (без мажоро-минорных смешений, различных диссонансов, без линеарности и т. д.), то в пределах расширенного лада C-dur мы получим много­красочный комплекс гармоний (пример 199).

побочные функции. отклонения (хроматические субсистемы). расширение тональности - student2.ru

В рамках последования под главенством единой общей тоники стремительно растут перекрестные «омнитональные» связи внутри рас­ширяющейся тональности. В результате и гармония в целом приобре­тает многообразие и богатую разветвленность, особенно свойственную расширенной тональности позднеромантического типа (пример 200).

Наши рекомендации