Дидактический материал

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

18 ЧАСОВ

Лекция:Специфика фольклора как предмета

филологического изучения

Терминология и проблема происхождения фольклора. Фольклор и филологическая фольклористика. Фольклорная традиция. Специфика создания и бытования фольклорных произведений: устность, вариативность, контаминация, коллективность, анонимность, синкретизм.

Роды и жанры в русском фольклоре, проблема классификации, циклизации и взаимодействия. Образный универсализм и стилистические каноны фольклорной поэтики. Проблема синкретизма. Традиционность и новаторство, общерусское и локальное, общественное и бытовое, национальное и общечеловеческое в фольклоре.

Проблема художественного метода. Русский фольклор и фольклор других народов (чувашский). Фольклорная типология. Значение теории фольклора.

Лекция:Фольклористика как наука. История и современность

Историческое развитие русского фольклора и проблемы его периодизации. Первые записи фольклора, зарождение русской науки (истории и филологии) и изучение народного творчества. События русской истории и фольклор (Киевская Русь, Московская Русь, становление многонационального российского государства). Героические и социальные темы русского фольклора.

Записи и исследования русского фольклора в XVII-XVIII вв. (В.Н.Татищев, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). Сборники фольклорных материалов XVIII в. и их особенности (В.А.Левшин, М.Д. Чулков, К. Данилов).

Общественные направления XIX века и проблемы фольклористики: декабристы, революционные демократы, западники и славянофилы.

Этапные научные кружки и публикации фольклора в XIX веке. Кружок П.В. Киреевского. Принципы собирания и публикации. Русские писатели-собиратели фольклора. Собрание В.И. Даля, сб. А.Н.Афанасьева.

Сборники И.А. Худякова, Д.Н. Садовникова, Н.Е. Ончукова, Д.К.Зеленина, Б.М. и Ю.М. Соколовых. Собирание и изучение былинной традиции на русском севере (П.Н. Рыбников и А.Ф. Гильфердинг, А.В. Марков, А.Д. Григорьев, Н.Е. Ончуков). Принцип записи фольклорного репертуара сказителя.

Фольклорные издания 60-70-х гг. XIX в. (П.А. Бессонов, Е.В. Барсов, Л.Н. Майков, Д.Н. Садовников, П.В. Шейн. Первые собрания частушек. Императорское Русское географическое общество (РГО)).

Академические научные направления (школы и теории) в истории фольклористики XIX века: мифологическая школа (Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, О.Ф. Миллер). Традиции мифологической теории в современной фольклористике. Школа заимствования (миграционная теория). Т. Бенфей и В.В. Стасов. А.Н. Пыпин «Очерки литературной истории старинных повестей и сказок русских». Деятельность А.Н. Веселовского. Развитие теории заимствования в XX веке. Теория самозарождения сюжетов. Историческая школа. В.Ф. Миллер и его труд «Очерки русской народной словесности». Последователи В.Ф. Миллера.

Вклад ученых XX в. в собирание и исследование фольклора (Б.М. и Ю.М. Соколовы, В.И. Чичеров, Э.В. Померанцева, В.П. Аникин, Б.Н. Путилов, Н.В. Чистов, А.М. Новикова и др.).

Центры филологического изучения фольклора. Современная фольклористика как новый этап в изучении народного поэтического творчества. Дискуссии о специфике фольклора. Проблема периодизации фольклора в трудах современных ученых (В.П. Аникин, Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан). Многообразие методов и подходов к фольклору в современной науке. Новейшие исследования в фольклористике.

Лекция:Традиционный (классический) фольклор. Древние роды и виды фольклора. Повседневное воплощение народной духовности в обрядовом фольклоре и его традиционных жанрах.

Происхождение русского фольклора и его ранние формы. Теория трудового происхождения искусства. Древние русские трудовые песни, их поэтика.

Заговоры (заклинания), их классификация. Художественная система заговоров (персонажи, композиция, стиль). Язычество как мировоззренческая система.

Общая характеристика обрядовой поэзии. Проблема происхождения и классификации. Циклы и состав календарной обрядовой поэзии. Механизм слияния языческих и христианских традиций.

Жанровый состав и поэзия обрядовых песен: колядки, овсени, виноградья, масленичные песни, веснянки, волочебные, вьюнишные, хороводные песни, троицкие, купальские, петровские песни. Песни осенних обрядов. Магия и ритуал. Христианизация народного календаря.

Жанровый состав и классификация семейного фольклора. Свадебные песни (величальные, корильные, приговоры), их художественные особенности. Антитеза и художественный параллелизм как принцип построения свадебных песен и причитаний.

Причитания как жанр фольклора (похоронные, свадебные, рекрутские). Поэтическое своеобразие причитаний. Трагизм и драматичность (П.В. Шейн, П.В. Киреевский, Н. Майков).

Собирание и изучение обрядовой поэзии.

Христианство и двоеверие в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Лекция: Устная проза. Сказки как вид народной прозы.

Несказочная проза

Проза как разновидность эпического фольклора. Сказки и несказочная проза. Их отношение к действительности. Типизирующая функция сказочного вымысла и конкретно-информативная функция несказочной прозы.

Проблема определения жанровых разновидностей сказок и их художественного метода. Проблема классификации сказок: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые (анекдотические, новеллистические). Аарне – Андреев – Томпсон – опыт классификации. Типы героев и особенности поэтического построения. Сказочники-мастера. Фольклорная и литературная сказки. Жанрообразующие качества сказки. Поэтика сказок и стиль жанровых разновидностей сказок.

Антитеза – универсальный художественный прием сказок. Герои сказок – образы – типы. Особенности сказочных сюжетов (последовательность, однолинейность, замкнутость) и принципы композиции. Сюжеты одномотивные, кумулятивные и состоящие из замкнутой цепочки мотивов разного содержания. Контаминации. Утроения. Диалоги. Собирание сказок: А.Н. Афанасьев, Д.Н. Садовников, Н.Е. Онучков, Д.Н. Зеленин, Б.М. и Ю.М. Соколовы.

Общие признаки произведений несказочной прозы: достоверность повествования с точки зрения слушателей и рассказчика, невыделенность из потока обыденной речи, отсутствие специальных жанровых и стилевых канонов, временная, локальная, персональная приуроченность.

Формообразующее значение сюжета. Образование циклов.

Дискуссионность проблемы выделения жанров несказочной прозы. Приспособляемость произведений несказочной прозы к разным повествовательным жанрам, к местным условиям.

Предания, легенды, демонологические рассказы (былички, бывальщины). Жанровые признаки разновидностей несказочной прозы.

Собирание и изучение несказочной прозы.

Лекция:Былины.

Определение жанра былин. Проблема происхождения и исторической периодизации былин, ее дискуссионный характер в трудах исследователей. Процесс формирования состава русского эпоса. Географическое распространение былин, их циклизация (киевский, новгородский циклы). Историзм былин. Основное содержание русского эпоса. Поэтика былин. Принципы изображения людей и событий. Композиция былинных сюжетов. Антитеза и система утроений. Орнаментовка сюжета (запевы, исходы), общие места (loci communes) в былинах. Система повторений, приемы ретардации (замедления) повествования. Гипербола как основное средство создания образов. Особенности языка, стиля, былинный стих. Собирание и изучение былин. Географическое распространение былин (Север, Урал, Сибирь). Открытие былинной традиции в Поволжье (Языковы, П. Киреевский). Выдающиеся сказители. Важнейшие сборники былин: «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»; «Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года»; «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым».

Лекция:Лиро-эпические жанры традиционного фольклора. Исторические песни, баллады, духовные песни и стихи

Определение жанра исторических песен, отображение в исторических песнях народного сознания. Сходство и отличие исторических песен от былин. Художественные формы исторических песен. Основные циклы исторических песен (об Иване Грозном, о Смутном времени, о Степане Разине, о Петре Великом, о событиях 1812 года). Их содержание, типы героев (народный герой, царь, полководец), изображение народа, художественное своеобразие, жанровые разновидности.

Происхождение термина «баллада» и определение жанра. Проблема выделения баллад в фольклоре, их тематика и идейная направленность. Историческое развитие народных баллад (особенности сюжета, характер конфликта, принципы изображения героев). Поэтика народных баллад. Собирание и изучение баллад.

Определение духовных стихов и песен как комплекса эпических, лиро-эпических и лирических произведений религиозного содержания, неоднородных в жанровом отношении. Происхождение духовных стихов. Среда бытования и репертуар духовных стихов. Основная идея и поэтика духовных стихов как мира христианских чудес. История собирания и изучения духовных стихов.

Лекция:Лирические жанры русского фольклора: песни, частушки

Определение лирических песен как поэтического рода в фольклоре. Характер исполнения. Проблема происхождения народной лирической внеобрядовой песни и историческое развитие репертуара. Основные группы лирических внеобрядовых песен и проблема их классификации (принципы и подходы). В.Я. Пропп, Н.П. Колпакова, Т.М.Акимова и др.

Тематика традиционной крестьянской лирики. Содержание, типы героев. Поэтика народной лирики: сюжетные ситуации, параллелизм, приемы композиции: повтор сюжетных ситуаций, ступенчатое сужение образов, ассоциативно-цепочное построение. Монологи, диалоги, повествовательная часть. Приемы изображения персонажей: идеализация, юмор, сатира. Особенности языка и строфики. Собирание народных песен (П.В. Киреевский, Языковы, П.В. Шейн, А.И. Соболевский).

Частушка – определение жанра и его свойства. Типы частушек. Проблема возникновения. Тематика и поэтика частушек. Сборники В.И. Симакова, Е.Н. Елонской, З.И. Власовой и др. Русские частушки, записанные в Чувашской Республике.

Лекция:Народное драматическое творчество. Фольклорный театр.

Народная драма

Драматический род в фольклоре.

Истоки народного театра. Театральные формы фольклора. Скоморохи. Балаганы. Театр передвижных картинок (раек). Драматическое начало в эпических и лирических жанрах.

Народный кукольный театр, его виды (театр Петрушки, Вертеп).

Народные драмы. Время их создания, особенности бытования. Жанровый состав.

Народные бытовые сатирические пьесы «Барин», «Мнимый барин», «Маврух» (тематика, приемы сатирического изображения).

Народные героико-романтические драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан». Проблема происхождения, идейная направленность, образы, поэтика. Сборник Н.Е. Онучкова «Северные народные драмы», антологии П.Н. Беркова, Н.И. Савушкиной, А.Ф. Некрыловой.

Лекция:Эволюция традиционного фольклора в XX веке.

Фольклор и современность

Фольклор и историческая действительность. Эволюция традиционных жанровых форм и появление новых (частушки) в новых исторических условиях («новое время – новые песни»). Песни литературного происхождения. Фольклор рабочих. Фольклор советской эпохи: периода революции, гражданской войны и первых пятилеток. Фольклор и самодеятельность.

Фольклор периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Жанровое своеобразие. Специфика городской фольклорной культуры. Жанровые разновидности городских песен, их поэтика. Исследователи песен литературного происхождения: И.Н. Розанов, А.М. Новикова, В.Е. Гусев, Я.И. Гудошников и др. Сборники городских песен.

Анекдоты и афористические жанры. Проблема происхождения анекдота, его поэтика. Современные присловья, остроты, шутки. Сборники анекдотов.

Фольклор постсоветской эпохи. Проблемы изучения и собирания.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема:Русские писатели-собиратели и исследователи фольклора

1. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.В. Кольцов, Н.М. Языков, П.В.Киреевский как фольклористы-собиратели.

Задание:

1. Познакомьтесь с записями фольклора и собирательской деятельностью названных писателей в книге «Литературное наследство» Т. 79, ред. Д.Д. Благой, А.С. Бушмин и др. Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П.В. Киреевского. – М.: Наука, 1968.

2. Прочитайте вступительные статьи и комментарии к записям текстов песен.

3. Проанализируйте принципы собирания песен писателями.

4. Подготовьте выступление групп по темам:

А.С. Пушкин как фольклорист.

Н.В. Гоголь и фольклор.

А.В. Кольцов – собиратель народных песен.

П.В. Киреевский и его собрание народных песен.

Песни, собранные Языковыми, в собрании П. Киреевского.

К темам докладов подобрать библиографический список, оформить на карточках.

Литература

1. Песни, собранные писателями. Новые материалы. Из архива П.В. Киреевского. Литературное наследство / Под ред. Д.Д. Благой и др. – М.: Наука, 1968. – Т.79.

2. Собрание народных песен П.В. Киреевского. Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях. – Л.: Наука, 1997. – Т.1.

3. Гоголь Н.В. 1. О малороссийских песнях. 2. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенности. В кн. Н.В Гоголь. Собр. соч. – М.: Худ. лит., 1978. – Т.6. – С.102-110; 332-372.

4. Азадовский М.К. История русской фольклористики. – М., 1958. – Т.1.

5. Соймонов А.Д. П.В. Киреевский и его собрание народных песен. – Л., 1971.

6. Джанумов С.А. Традиции песенного и афористического фольклора в творчестве А.С. Пушкина: Уч. пособие. – М., 1998.

7. Абашева Д.В. Языковы в истории литературы и фольклористики. – Москва: Издательство «Таганка», 2009.

8. Смолицкий В.Г. А.С. Пушкин – собиратель фольклора // Живая старина. – 1999. – №2. – С.39-40.

Тема:Поэтика обрядового фольклора

Задание:

1. Прочитайте в словарях о термине «поэтика», продумайте, как соотносится этот литературоведческий термин с анализом фольклорного текста.

2. Прочитайте по учебным пособиям разделы «Календарно-обрядовая» и «Семейно-обрядовая поэзия».

3. Познакомьтесь со сборниками обрядовой поэзии, дайте одному из них полную характеристику в Вашем читательском дневнике по плану: полное название сборника, сведения о составителях и собирателях (время, место записи и исполнители), годы изданий, переизданий, состав сборника, характер материала, принципы его композиции, достоинства и недостатки.

4. Изучите лек. 5 «Жанрообразование» в кн. В.П. Аникин. Теория фольклора. Курс лекций. – М.: КДУ, 2004. – С.93-115. Составьте план.

5. Прочитайте тексты обрядовой поэзии и описание обряда в хрестоматии, выучите наизусть образцы обрядового фольклора (по выбору студента), дайте комплексный анализ этих текстов. Для этого необходимо разделить тексты на смысловые отрезки, проследить, какими смыслами организованы обрядовые произведения, как развиваются смыслы в текстах. Что объединяет разные смыслы обрядового произведения? Обратитесь к языку обрядовых песен, проанализируйте связи между отдельными частями текста через «жизнь» слова в нем.

Как определено пространство и время в обрядовой поэзии? Какое дополнительное семантическое содержание приобретают обычные обозначения времени года, периоды человеческой жизни. Каково назначение рефренов в обрядовых стихах? Найдите в тексте ключевые слова, раскрывающие развитие основных смыслов текста. Проследите за способами создания ритмов в обрядовых текстах.

Сделайте вывод: Что является определяющим в организации текста обрядового фольклорного произведения? Как его композиция связана с семантикой обряда, к которому относится текст.

План занятия

I. Календарно-обрядовая поэзия:

1. Колядка как жанр фольклора, ее место в календаре русского народа.

2. Темы, образы и поэтика подблюдных песен.

3. Народные масленичные песни и их поэтика.

4. Песни весеннего и осеннего календарных циклов, их поэтика.

II. Поэзия семейно-обрядовых ритуалов: свадебные величания, корильные песни, свадебные причитания, похоронные причитания, родильно-крестильный фольклор.

III. Повседневное воплощение народной духовности в обрядовом фольклоре и христианизация Руси.

IV. Темы для самостоятельного размышления:

* Какие черты ментальности русского народа выражаются в обрядовом фольклоре?

** Сравните обрядовый фольклор русского народа с обрядовым фольклором народа, язык которого Вы изучаете.

Литература

1. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия: Уч. пособие. – М., 1970.

2. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. – Л., 1991.

3. Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. – М., 1991.

4. Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. – М., 1990.

5. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. – Вып. 1, III / Сост., подготов. текстов, вступ. ст. и коммент. Ю.Г. Круглова. – М., 1997.

6. Обрядовая поэзия / Сост., вст. ст. подг. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. – М., 1997.

7. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. – Л., 1957.

8. А.В. Юдин. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994. – Гл. 3 – С.135-206.

Тема:Жанр пословиц в русском фольклоре. Поэтика пословиц

Задание:

1. Прочитайте главу по учебнику.

2. В.И. Даль. Пословицы русского народа. – М.: Худ. лит., 1984. – Т.I-II. Составьте план-конспект «Напутного» слова В.И. Даля к своему сборнику. Изучите комментарии последующих издателей сборника. Из 3-х - 5-и разделов сборника выпишите по три пословицы, выучите их наизусть.

Подберите подобные по смыслу пословицы в фольклоре народа изучаемого языка**. Составить план статьи М.А. Рыбниковой «Содержание и форма пословицы и поговорки». В книге С.И. Минц, Э.В. Померанцева. Русская фольклористика. Хрестоматия. – М., 1971. – С.335-342.

План занятия

1. Подготовиться к выступлению по вопросам в аудитории:

1) Определение жанра пословиц. Тематика пословиц.

2) Пословицы и поговорки, сходство и различие между ними.

3) Художественный стиль пословиц, средства их поэтической образности: символика, ритмичность, роль звуковых повторов, особенности композиции.

4) Собирание и изучение русских пословиц. Рецензия Н.А. Добролюбова на сборник Ф.И. Буслаева.

5) В.И. Даль – выдающийся знаток и собиратель русских пословиц.

6) Источники сборника пословиц Даля.

7) Принципы распределения пословиц в сборнике.

8) Группы пословиц, выделяемые В.И. Далем.

Литература

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Исследования и тексты. Пособие для учителей. – М.: Учпедгиз, 1957.

2. Аникин В.П. Владимир Иванович Даль и его сборник пословиц // Пословицы и поговорки русского народа: Из сб. В.И. Даля / Под общей ред. Б.П. Кирдана. – М., 1987. – С.637-648.

3. Лингвоведческий словарь // Под ред. В.П. Фемецына, Ю.Е.Прохорова. – М., 1979.

4. Малые жанры русского фольклора. Хрестоматия // Сост. В.Н.Морохин. – М., 1979.

Сообщения на тему:

Из истории русской фольклористики. В.И. Даль (биографический очерк);

В.И. Даль – собиратель и издатель пословиц.

Литература к докладу:

1. М.Я. Бессараб. Владимир Даль. – М., 1968.

2. В.П. Порудоминский «Даль». – М.: «Молодая гвардия», 1971.

Тема:Поэтика былин

Задание:

1. Прочитайте главу «Былины» в учебнике.

2. Прочитайте все былины, рекомендуемые программой, по хрестоматии или по одному из сборников.

3. Составьте план-конспект ст. А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин» (Хрестоматия исследований С.И. Минц, Э.В. Померанцевой) и ст. Миллера В.Ф. «Очерк истории русского былинного эпоса» и Рыбакова Б.А. «Русский эпос и исторический нигилизм». В кн.: Русский фольклор. Хрест. и исслед. Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., 1998. – С.100-116).

4. Прочитайте лек. 6 «Циклизация» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.116-132. Составьте план-конспект.

План занятия

1. Подготовьтесь к выступлению в аудитории:

1) Определение жанра былин («старин»), их существенные свойства как вида песенного эпоса.

2) Проблема происхождения былин в русской науке о фольклоре.

3) Периодизация и классификация русских былин.

2. Перечитать, комментируя все непонятные слова и выражения, былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Калинин царь», проанализировать их в единстве формы и содержания, обратив внимание на следующие вопросы:

1) роль вступления к былине;

2) черты историчности в былине, художественный вымысел и обобщения в ней; преломление исторической реальности через художественный мир эпической традиции;

3) герой в былине, его портрет, главные качества, определяемые идейно-тематическим содержанием былин. Принципы изображения людей и событий. Типизация персонажей с элементами индивидуализации, идеализации. Гипербола как основное средство создания образов;

4) главные структурные части былинного сюжета, их соотношение. Описательные элементы и общие места (loci communes) в былине; использование антитезы и утроений, ретардация. Система повторений;

5) средства художественной изобразительности в былине (гиперболы, параллелизмы, сравнения, эпитеты, повторы и т.д.);

6) язык былины, былинный стих (строфемы).

На все вопросы подобрать примеры из предложенных для анализа былин. Сделать вывод по всей теме.

Литература

1. Былины. – Л., 1957 (Б-ка поэта, большая серия).

2. Глава по учебнику.

3. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. В кн. «Русская фольклористика». Хрестоматия. – М., 1965. – С.303-321; М., 1971. – С.256-272. Составьте план статьи.

4. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М.: Просвещение, 1964.

5. Мирзоев В.Г. Былины и Летописи-памятники русской исторической мысли. – М.: Мысль, 1978. – Гл. «Былины». – С.17-99.

6. Юдин Ю.И. Героические былины (Поэтическое искусство). – М., 1975.

7. Селиванов Ф.М. Русский эпос: Для пединститутов. – М., 1988.

8. Пропп В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд., испр. – М., 1958.

9. Рыбаков Б.А. Былины // Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982. – С.142-172.

Тема для сообщений: П.Н. Рыбников – собиратель и издатель былин (Песни, собранные П.Н. Рыбаковым: В 3 т. – М., 1909. – 1910).

Тема:Поэтика сказки. Художественное пространство и время в сказках

Задание:

1. Прочитайте раздел «Сказки» по учебнику.

2. Законспектируйте статьи: Никифоров А.И. «Сказка, ее бытование и носители»; Пропп В.Я. «Морфология сказки» (Хрестоматия. Сост. С.И. Минц, Э.В. Померанцева. – С. 292-308);

3. Познакомьтесь с одним из классических сказочных сборников. Дайте его характеристику.

4. Прочитайте лек. 11, 12 «Время и пространство» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.228-278. Составьте план-конспект.

План занятия

1. Продумайте ответы на вопросы, приготовьтесь к выступлению в аудитории:

1) Определение жанра «сказка» учеными разных эпох. Проблема видовой и жанровой дифференциации сказок. Сказочный вымысел и реальность.

2) Разновидности сказочного эпоса. Вопрос о классификации сказок в фольклористике. Опыты классификации сюжетов Аарне - Андреева - Томпсона. «Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка» (1979).

3) Основные сюжеты сказок о животных, волшебных и бытовых. Типы сюжетных структур.

4) Герои и поэтика каждой из этих групп сказок.

2. Дайте идейно-художественный анализ одной из волшебных сказок, продумав методологический подход к анализу: гр. «А» - «Три царства – медное, серебряное и золотое» (в сб. Афанасьева А.Н. «Народные русские сказки». - Т.1. №128. – С.228); гр. «Б» - «Перышко Финиста-Ясна сокола» (там же. - Т.2. №234. – С.236); гр. «В» - «Марья Моревна» (там же. - Т.1. №159. – С.376).

Для анализа продумайте вопросы:

1. Система образов сказки, главные принципы в обрисовке героев сказки (антитеза, образы-типы). По каким критериям противопоставляются герои в сказке?

2. Роль чудесных помощников и волшебных предметов в сказке.

3. Бытовые картины и черты фантастики и вымысла в сказке.

4. Идея сказки. Пространство и время сказочного повествования (фантастика и реальность, свое и чужое).

5. Композиция сказки, роль повторов в ней, сюжет. Роль зачина, присказки, концовки. Тип сюжетной структуры. Стилистика волшебной сказки. Сказочные формулы и их связь с мифами и заговорами.

6. Язык сказки.

7. Народные идеалы и мечты в сказке.

Сообщение из истории фольклористики: «Русский Гримм» А.Н. Афанасьев (биографический очерк); А.Н. Афанасьев и его собрание сказок.

Литература

1. «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева. – М., 1957. «Народные русские сказки» из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Худ. лит., 1977 или В.П. Аникин «Русская народная сказка». – М.: Просвещение, 1977; В. Порудоминский «А рассказать тебе сказку…». – М., 1970.

2. Русские сказочники. Сост. Э.В. Померанцева. – М., 1976.

3. Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. – М., 1969.

4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. 3-е изд. – СПб., 1996.

5. Пропп В.Я. Русская сказка. – Л., 1984.

6. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М., 1976.

7. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М.: Наука, 1975.

8. Зуева Т.В. Волшебная сказка / Под ред. Б.П. Кирдана. – М., 1993.

Тема:Художественный стиль традиционных лирических песен.

Задание:

1. Прочитать разделы «Традиционные, необрядовые лирические песни» (А.М. Новикова, Кокарев. – С.285-329), «Лирические песни» (Н.И. Кравцов. – С.205-231), «Лирические внеобрядовые песни» (Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – С.288-313). Сравнить предлагаемые принципы классификации и определения песен.

2. Прочитать тексты песен (А.М. Новикова. Хрестоматия. – С.236-295; Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. Хрестоматия. – С.337-364) выучить наизусть 2-3 песни, проанализировать их в единстве формы и содержания.

3. Познакомиться с классическими песенными собраниями.

4. Составить план-конспект лек. 10 «Образность и стиль» из кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.202-226. Как можно определить образность и стиль народной традиционной лирики, исходя из прочитанного?

План занятия

1. Продумать выступление в аудитории по следующим вопросам:

1) Определение лирических песен как поэтического рода в фольклоре. Проблема происхождения народных лирических песен, их классификация. Историческое развитие репертуара;

2) Поэтика народных традиционных песен (на примере анализа конкретных текстов):

а) своеобразие типизации характеров песенных героев и их жизненной обстановки; проведите анализ текста с этих позиций, в песне «соседствуют» лирическая и реалистическая линии?

б) сочетание эмоционального лирического начала с повествовательными мотивами. Монологи, диалоги. Как переданы в тексте реальность и представление об идеале?

в) композиционные приемы народной лирики, психологический параллелизм (А.Н. Веселовский) и его роль в песне, ступенчатое сужение образа (Б.М. Соколов), лирические обращения, их композиционная и психологическая, эмоциональная роль в песне. Выражение переживаний лирического героя через сюжетные ситуации.

г) средства художественной образности, песенная символика, двойные названия и эпитеты, сравнения, метафоры, ласкательные и уменьшительные суффиксы, их роль, повторы, рифмовка, ритмика, ритмические частицы, строфика и стих. Найдите в тексте песен выражения, раскрывающие, на Ваш взгляд, общий смысл произведения. Выделите лексику, подтверждающую эту мысль.

Сделайте выводы по всей теме. Что характерно для традиционных лирических песен?

3. Выполните письменно идейно-художественный анализ, выученной Вами наизусть, традиционной лирической песни в единстве формы и содержания.

Литература

1. Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и прим. А.М. Новиковой. – М.: Гослитиздат, 1957.

2. Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: Просвещение, 1965.

3. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия / Сост., подг. текста, предисл. к разделам и коммент. А. Горелова. – Л., 1984.

4. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. – М., 1959.

5. Колпакова Н.П. Песни и люди: О русской народной песне. – Л.: Наука, 1977 (серия «Из истории мировой культуры»).

6. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.; Л., 1962.

7. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. – Саратов, 1977.

8. Еремин В.И. Поэтический строй русской народной лирики. – Л., 1978.

Примечание: На каждой вопрос задания подобрать по 2-3 своих примера в сборниках песен или в хрестоматии.

Тема:Народный театр. Народная драма

Задание:

1. Прочитайте главу «Народный театр» по учебнику.

2. Прочитайте образцы народной драмы по хрестоматии.

3. Прочитайте лек. 8 «Проблема синкретизма» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004.. – С.157-177. Выпишите определения терминов и понятий.

План занятия

1. Подготовьтесь к выступлению в аудитории:

1) Драматический род в фольклоре. Истоки драматического творчества. Подберите примеры из эпических и лирических жанров фольклора, где Вы видите драматическое начало (ритуальные диалоги, игровые песни и т.п.). Каким образом здесь проявляется фольклорный синкретизм и синтез?

2) Определение народного театра, его исторические традиции и условия возникновения и исполнения;

3) Театральные формы средневековой, ярмарочной культуры:

а) скоморошьи представления на Руси;

б) театр Петрушки, «Вертеп», «Раек»;

4) Жанровый состав народной драмы; типичные пьесы народной драмы («Царь Максимилиан», «Лодка»); их поэтические особенности:

а) композиция, выходной монолог, диалог, массовые действия, сценические эффекты, особенности театрального языка (роль песенных вставок, повторяемость, ритмичность);

б) судьбы народной драмы.

Литература

1. Русская народная драма XVII-XX вв. / Ред. вступ. ст. и комментарии П.Н. Бирюкова. – М., 1953.

2. Народный театр / Сост. А.Ф. Некрылова и Н.И. Савушкина. Б-ка русского фольклора. – М., 1991.

3. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от истоков до наших дней. – М., 1977. – С.67-89.

4. Савушкина Н.И. Комическое в русской народной драме. В кн. Проблемы фольклора. – М.: Наука, 1975. – С.93-100.

5. Савушкина Н.И. Русская народная драма. Художественное своеобразие. – М., 1988.

6. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII века – начала XX века: Учебное пособие. – Л., 1980.

Тема:Проблемы фольклористики на страницах современных научных изданий и журналов

Задание:

1. Познакомьтесь с журналами и периодическими изданиями, осве­щающими проблемы фольклористики: «Русский фольклор», «Живая стари­на», «Русская литература», «Вопросы литературы», «Русская речь», соста­вьте картотеку статей no фольклористике (не менее 10 названий).

2. Составьте план-конспект двух статей, поднимающих проблемы фольклористики. Выясните точку зрения автора статьи на ту или иную про­блему, жанр, классификацию и т.п.

3. Подготовьтесь к высryплению в аудитории на тему: «Проблемы фольклористики (в журнале и в статье no выбору студента)».

4. Познакомьтесь с учебными пособиями нового поколения по народной культуре для школьников:

Н.С. Воловник. У истоков русского фольклора. Учебно-методическое пособие. – М., 1994.

А.В. Юдин. Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся X-XI кл. – М., 1994.

Н.Д. Тамарченко, Л.Е. Стрельцова. Путешествие в «чужую» страну. По­собие no лит. Для 5 кл. – М., 1994.

Е.С. Абелюк. Миф или сказка. Экспериментальное учебное пособие. – М.,1995.

Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. Фольклор и родное слово: Пособие no русской словесности для учащихся 5-6 кл. сp.школы. – М., 1995.

Сделайте выводы по темам: «Проблемы фольклористики на современном этапе», «Фольклор в школьном изучении», «Современные учебники по изучению народной культуры».

Наши рекомендации