Методические приёмы рассказа
Рассказ экскурсовода – это информационное изложение материала экскурсии, имеющее подчиненное отношение к показу объектов. Рассказ может дополнять показ, сопровождать его, акцентировать внимание на объекте, закрепляя зрительное впечатление.
‼Вне маршрута и показа конкретных объектов экскурсионный рассказ не существует
Обязательные требования к рассказу:
1.Убедительность (подкрепление зрительным рядом)
2.Последовательность (предоставление объектов согласно маршруту)
В основе рассказа экскурсовода лежат 2 принципа
1 – индукции (от частного к общему) и 2 – дедукции (от общего к частному)
Исходя из достижения целей экскурсии полнота раскрытия данной темы экскурсии во многом зависит от правильного выбора методических приёмов ведения рассказа, к которым относится:
1.Предворительный обзор (используется перед показом нескольких объектов. Данный приём также предусматривает краткое информирование об объекте (объектах) использованных в соответствии с последовательностью объектов по маршруту, а также объектов исключенных из показа, но являющихся частью общего фона зрительного ряда).
2.экскурсионная справка –сжатое изложение сведений об объекте и событиях связанных с ним в соответствии с содержанием экскурсии. Чаще всего данный прием касается объектов не включенных в зрительный ряд, но важных для раскрытия той или иной подтемы для более полного восприятия экскурсантами темы экскурсии.
3.Описание (характеристика) объектов (субъектов) –это подробное изложение особенностей объектов(субъектов), воспроизведение их облика – описания или характерных отличий в целом или отдельных частей. (по составлению технологический карты на данный прием рекомендовано не более 3х минут)
4.Объяснение- позволяет освятить более подробно содержание об объекте, при этом акцентировать внимание на связь объекта с событиями, действиями, а также причинами происшествий, с учетом исторических аспектов.
5.Комментирование- используется при демонстрации объекта. Акцентируется внимание экскурсантов на отличительные особенности объекта, события, деятельности людей(человека).
6.Репортаж – Это краткое изложение событий или описание действий (явлений) которые наблюдаются во время экскурсии.
7.Цитирование - ведение в рассказ экскурсовода отрывков из произведений (проза, стихи, слова из песни, документальные сведения\выражения).
8.Литературный монтаж – использование отрывков из произведений художественной документальной и другой литературы, для воссоздания общей целой картины событий.
9.Беседа– Вид рассказа, который используется при организованной встрече экскурсионной группы с участниками или очевидцами событий.
10 Вопросы ответы (задания) особый приём- активизирует внимание экскурсантов, помогая более глубоко усвоить содержание экскурсии.
Тема: Средства показа экскурсионных объектов – жест.
Жест – это движение сопровождающие или заменяющие речь.
Жест должен подчеркивать выразительность нужной фразы, быть эмоционально-смысловым движением, усиливающим чувства и возможные переживания. Важное условие соответствие жеста экскурсовода определенной ситуации, направленный данный жест позволяет сосредоточить внимание на экскурсионном объекте. Жест экскурсовода должен быть эстетичен. Необходимо помнить и избегать жестов-паразитов(поправление очков, волос. Теребление одежды, рук). Грубые жесты.
Непроизвольная жестикуляция вносит сумбур и часто сопровождает непонятную и быструю речь.
Классификация жестов
1Указательные жесты - наиболее часто применяемые, форма указательного жеста может быть прямой, или дугообразной(показ рукой).
2Иллюстративные – подчеркивают размер, форму, высоту.
3Подчеркивающие (пространственные) – помогают наглядно оценить панорамность экскурсионных объектов. Эффективно применять на смотровой площадке.
4Реконструирующие – облегчают работу воображения экскурсантов на несохранившихся участках объектов экскурсий, при этом вызывают нужные ассоциации, позволяют зрительно восстановить недостающие детали данного объекта. Очень часто данные жесты сочетают элементы 1+2+3 жестов.
5Побудительные – применяются, чтобы правильно расставить группу у экскурсионного объекта, а также перейти от объекта к объекту, покинуть или занять места в автобусе. Данные жесты сочетаются словами.
6Наглядные жесты – сопровождают фотографии, карты, схемы, иллюстрации.
Нельзя держать руки с наглядным пособием на уровне груди, данное пособие должно быть поднято приблизительно на уровне головы, правее или левее.
7Эмоциональные – необходимо помнить, что данная категория жестов косвенно влияют на эмоциональное состояние экскурсантов, правила использования жестов равнозначно правилам хорошего тона. Они должны стать нормой и органичной(сочетаться) частью рассказа экскурсовода.
Раздел 2. Методика тематических экскурсий.