Лирика русской свадьбы
Русский свадебный обряд состоит из этапов: сватовство, просватанье, предсвадебная неделя, девичник, ритуальная баня, день свадьбы.
Сватовство: (У вас товар, у нас купец, добрый молодец; Здравствуйте тетки – лебедки; Нет ли у вас красного товару: куниц, лисиц да красных девиц).От того, как прошло сватовство, зависит дальнейшее развитие обряда или его окончание, т.е. понравились обе стороны друг другу или нет. Ответ сватам может быть отрицательный, может – выжидательный. Даже при положительном решении сторона невесты не должна была спешно давать ответ: приличие требовало степенности.
Просватанье: Уславливались о грядущей свадьбе, начинались приготовления. Во время этого этапа накрывался стол и звучали свадебные песни. Во время просватанья пелись песни. В них одни имена легко заменялись теми, кому адресовались песни на этот раз.
Просватанье в разных регионах имели свои названия: сговор, рукобитье, пропой, запой.
Предсвадебная неделя: ритуальные действия – походы на кладбище, демонстрация с просушкой, перетряхиванием приданного.На сторону жениха засылались агенты чтобы увидеть бытовые условия будущего дома невесты. Чтобы пустить пыль в глаза женихова сторона собирала по соседям вещи, которые могли украсить бытовую обстановку.
Финал предсвадебной недели мальчишник и девичник. Девичник имел разные названия: вечерина, сговоры, сговорки, сиденья. Этот праздник наполнен песнями и причитаниями. К нему готовят невесту с утра. В косу невесты вплетают ленточки, чтобы потом под причитания во время девичника их выплетать и раздавать на память. На девичнике присутствует девья красота – антропоморфный персонаж, символизирующий девичью пору невесты, ее подругу, невесте предстоит проститься с девьей красотой. Это может быть девичья коса или хазова повязочка. Коса – обязательный образ вербального фольклора: песен, причитаний. Символ замужней женщины – две косы. Невеста тоскует расставаясь с волей-красотой, девьей красотой и поет песню. Повторы строк в песнях свидетельствуют о заклинательной формуле обрядовой свадебной песни.
Баня: смысл – окончательно смыть с себя девичество, очиститься от старой жизни, подготовиться к перходу в новую. В бане девушка причитает просит подружку вернкть ей былую косу. В бане девушка боялась встретиться с кикой белой – символом замужней женщины. После бани невесте нельзя было спать.
День свадьбы: делится на утро, проводы под венец, встречу от венца, свадебный пир. В дом жениха собираются друзья, тысяцкий, посаженный отец и мать и др. Когда все съедутся все садятся по повозкам и едут в дом невесты. Невеста получает благословение и ждет жениха. Когда жених приезжает все садятся за стол. Все молятся и отец передает невесту жениху. Подружки не отпускают невесту, но жених побеждает. Жених садит невесту в повозку. Свадебная повозка называется свадебным поездом, сидящие в ней – поезжанами. Участники свадебного обряда – свадебные чина. Тысяцкий – один из наиболее уважаемых участников свадьбы. Тысяцкий должен быть крупным, упитанным. Его основная функция – сидеть на центральном месте за свадебным столом, есть. Наибольшее кол-во песен исполнялось во время свадебного пира. Ритуальные песни воспевали свадьбу, подсказывали какие действия необходимо совершать. Величальные – хвалили кого-либо из участников свадьбы, в конце исполнители получали плату. Если плату не получали то исполняли корильную песню – были адресованы разным гостям. Корильные песни в адрес невесты – гордёны. Исполняли их девушки – завистницы. Все участники свадьбы поделены на своих и чужих, девичество противопоставлено предстоящей жизни в доме жениха.
Родины
Родины — серия ритуальных действий, проводившихся во время родов и в первые месяцы жизни ребенка. Родильные обряды основывались на древних мифологических представлениях о сущности новорожденного и сочетались с практическим опытом и медицинскими знаниями, передаваемыми из поколения в поколение. Новорожденный воспринимался как существо лиминальное, т. е. находящееся на границе миров, как своеобразный природный материал, подлежащий «очеловечиванию», превращению в полноценного представителя земного мира. Считалось, новорожденный ребенок несет в мир людей опасность и враждебность «потустороннего» мира. Эти представления в известной степени перекликались с христианской идеей о первородном грехе человека. Магические действия, совершаемые при родах, были направлены на принятие ребенка в «наш» мир и защиту его от нечистой силы, а также защиту людей и жилища от этой опасности. Обрядовые действия выполнялись обычно повитухой, принимавшей у роженицы ребенка. Первым шагом было обрезание пуповины и захоронение плаценты. Эти обязательные процедуры сопровождались произнесением повитухой специальных заговоров. Пуповину перевязывали волосами матери и помещали на божницу; плаценту захоранивали в доме — под печью, под порогом, под святым углом, нашептывая разного рода заговоры. Ритуальное прятанье пуповины, плаценты и последа объяснялось тем, что через них можно было нанести вред ребенку и роженице. Магическое отделение новорожденного от «потустороннего» мира осуществлялось также во время обтирания и обмывания ребенка. На мифологическом уровне эти действия повитухи рассматривались как смывание инородного, «чужого». Совершая их, повитуха произносила заклинания, перекрещивала ребенка, воду, полотенце или мужскую рубаху, которой, по обычаю, обтирали новорожденного, окропляла его святой водой. Кроме того, в воду бросали различного рода предметы, обладавшие, по представлениям крестьян, особой сакральной силой: серебряные монеты, кусочки хлеба, зерно, яйцо. Повитуха «доделывала» и «перепекала» ребенка. При «доделывании» она выправляла головку, тельце, ножки и ручки новорожденного. «Перепекание» же применялось только в том случае, если ребенок рождался слабым. Привязав к хлебной лопате, новорожденного задвигали в теплую печь. Это означало, что ребенка отправили на «дозревание» в тот мир, из которого он появился. Чтобы у новорожденного «открылись» глаза, ему клали на веки две серебряные монетки, а чтобы «пробудить» слух — поднимали младенца вверх за уши. Способность ходить появлялась якобы только после разрезания ножом невидимых пут, стягивавших ножки младенца, а умение принимать пищу — после вручения ему в торжественной обстановке ложки. Параллельно с ритуалами формирования физического облика ребенка проводились обряды включения его в социальную сферу жизни. Первым из них был обряд крестин, во время которого совершался акт юридического оформления ребенка: наречения именем и принятия новорожденного в православную общину. Эту обязанность на себя брали крестные. Повитуха передавала им ребенка перед отъездом в церковь для совершения таинства крещения со словами: «Даем вам некрещеное, принесите нам крещеное». После возвращения из церкви следовал крестильный обед, во время которого происходило включение младенца в коллектив родственников и приобщение его к сакральным ценностям дома. В некоторых деревнях на сороковой день после рождения ребенка проводился обряд первого подпоясывания. Он заключался в том, что крестная мать подпоясывала своего крестника (крестницу) пояском с пожеланиями расти здоровым, красивым, трудолюбивым и добрым. После этого крестнику преподносились подарки, а затем устраивалось небольшое угощение. В далеком прошлом подпоясывание являлось церковным обрядом, который проходил во время таинства крещения, однако к XIX в. этот элемент чинопоследования крещения был уже утрачен. Русские крестьяне считали этот обряд необходимым для включения ребенка в жизнь православного сообщества и осмысляли его как получение оберега.
Родильный обряд, или родины. Обряд представляет целый комплекс родильной обрядности, вписанный в семейную парадигму. Осмысление родильного обряда в метадискурсе семьи связано с умершими родственниками( обрядом похорон)= смерть вызывает необходимость рождения и наоборот.
Комплекс родильной обрядности связан не столько с самими родами, сколько с предшествующим рождению и послеродовым периодом. Объектом второго представлены как роженица (иногда и отец новорожденного), так и новорожденный.
Архаические верования, дошедшие до XIXв., связывали процесс рождения человека с греховным, нечистым началом. Анахронизмом таких верований стали очистительные действия: рожать женщина шла в баню, чтобы лишить «нечисть» зайти в дом: в предбаннике развешивались специально изготовленные для этого куклы – Кувадки, заменявшие ребенка и нейтрализовавшие нечисть. Отец новорожденного почти неделю, вплоть до крестин, спал вместе с куклой Кувадкой.
Ритуальные действия, направленные на рождение ребенка, включены в свадебный обряд: осыпание молодых зерном, хмелем, семенами,; обычай класть в обувь и в карманы жениха и невесты мак; ритуальный посад молодых на квашню, сажание ребенка ( обычно мальчика) на колени невесте.
Повитуха – организатор, незамужняя женщина в возрасте, ее приглашали тайно от жителей села, так как бытовало поверье: чем больше людей знает о родах, тем труднее они будут. Действия повитух носили магический характер: произносимые ею слова облекались в форму предохранительного заговора.
Обряд очищения – мытье в бане - обряд «перехода» из одного типа в другой. В комплекс родильной обрядности входили обряды, продолжавшиеся с первого дня рождения о возраста в несколько лет: первое купание, мытье головы, ритуальное кормление грудью, первое одевание, первый зуб. = (обряды отделения от матери).
Обряд имянаречение совпадал с церковным крещением. Ребенок в младенчески егоды считался бесполым, лишь с получением имени он становился человеком. (« С именем Иван, без имени – болван»).
Из всех семейных обрядов родильный – самый закрытый от посторонних глаз: до сорока дней чужим не показывают ни новорожденную, ни роженицу. Есть вербальные тексты, связанные с родильным обрядом. Колыбельные песни предположительно восходят к родильной обрядности, так как содержат элементы магических формул, предохранительных заклинаний.