Заславль - город древний

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

Рецензент

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси и музееведения Белорусского государственного университета культуры

О.А. ТРУСОВ

Минск 2007

Ад прадзедау спакон вякоу Мне засталася спадчына...

Янка Купала

ВСТУПЛЕНИЕ (ИНФОРМАЦИОННОЕ)

Экскурсия «Заславль - город древний» познакомит нас с этим небольшим городком, где сохраняется «Его Величество История». Здесь мы можем прочитать некоторые доселе не известные нам страницы прошлого нашей страны. В Заславле мы увидим экскурсионные объекты историко-культурного музея-заповедника. Он объединяет городище «Замэчак» X - XI в.в., многослойное городище «Вал», кальвинистский храм начала XVII в. - ныне Спасо-Преображенская церковь, костел Святой Девы Марии XVIII в., а также некоторые другие интересные исторические достопримечательности.

Этот своеобразный заповедник древней славянской культуры расположен на 23-м километре Вильнюсского шоссе.

[автобус начинает движение]

Города, как люди: у каждого свое лицо, свой характер, своя судьба. Их история - далекая и близкая - занесена в летописи, хроники, документы. Старость не портит такие города. Их возраст - предмет особой гордости - в каждую эпоху осмысливается по-своему, ибо у всякого поколения свое понимание времени.

Теперь уже многие знают, что Заславль, ближайший сосед Минска, старше нашего города. Он современник Полоцка и Турова, Бреста и Витебска, а также Новгорода, Смоленска, Владимира...

Благодаря памяти - человек стал человеком. Благодаря исторической памяти - народ становится народом, нацией. Это хорошо понимали те, кто вбивал нам в голову, что у белорусов не было своей истории. Слава Богу, сегодня мы знаем, что это не так. Сегодня к нам возвращается наша история. И, оказывается, есть белорусам, что вспомнить, есть чем гордиться, есть кого чтить... ИСТОРИЮнесут нам не только книги, но и улицы, камни мостовых... Она становится нашей силой, судьбой, гордостью, знанием.

К сожалению, многие плохо знают историю даже родного города.

Например, Минск имеет тысячелетнюю биографию, в нем сошлись века и

поколения. Это один из древнейших городов Европы. Еще не было Москвы и

Варшавы, Вильни и Львова, Берлина и Стокгольма... А он уже стоял на перекрестке военных и торговых дорог.

Его основание мы отсчитываем с 1067 года. Минск был тогда городом Полоцкой земли. Землями в те времена называли княжества. Он упоминается в летописи в связи с походом трех князей Ярославичей против Полоцкого князя Всеслава. К моменту рассказа о Минске летописи IX - XI вв. на своих страницах уже упоминали и другие города современной Беларуси, знакомство с которыми очень интересно и познавательно. Сегодня цедью нашей экскурсии-путешествия является Завлавль, один из старейших городов страны.

Ныне Заславль - один из наиболее посещаемых туристами городов Беларуси с разнообразной культурной программой. Здесь проводятся средневековые фестивали, рыцарские турниры, этнографические праздники, кирмаши... Памятники археологии, истории, архитектуры повествуют о событиях седой старины. Реальные исторические события, происходившие в Заславле на протяжении веков, тесно переплетены с вымыслом и преданиями. Легенды и были придают некоторую загадочность городу, соприкасаясь с которыми словно погружаешься в тысячелетние глубины прошлого, перетекающее в настоящее и грядущее.

В Заславль нас приведет Вильнюсское шоссе.

ШОССЕ МИНСК - ВИЛЬНЮС

Мы выезжаем на Вильнюсское шоссе. Эта дорога связывает столицы двух соседних государств. Среди всех столиц Минск и Вильнюс, пожалуй, самые близкие по расстоянию. И самым тесным образом связаны общностью исторической судьбы.

Вильнюс (Вильня - до октября 1940 г.) на протяжении многих столетий был общим культурным центром, колыбелью многих национальных культур. Это весьма редкий случай в мировой истории, когда город считают родным представители трех народов - белорусы, поляки, литовцы. Нет на свете другого города, который сыграл бы такую важную и значительную роль для Беларуси.

Вильня (после Новогрудка) была столицей белорусско-литовского государства, полное название которого - Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское. В русских летописях, немецких хрониках и других документах Литвой называют земли от Гродно до Новогрудка и от Вильни до Полесья. В то время жителей Жемойтии (Жмуди) никогда не называли литовцами, как в наши дни, а только жмудинами. Кстати сказать, для белорусов русские из Московской Руси - или «Московщины», как тогда говорили - были «московитами», «москалями», а белорусы для них были «литвой», «литвинами». Как видим, нельзя отождествлять Литву прежних веков и современную.

После 1840 г. с закреплением за нашими землями названия «Северо­западный край» царские власти стали сознательно относить название «Литва» только к балтской Жмуди. В результате этой акции (и некоторых других) со временем название «Литва» закрепилось за ней, а за нашим краем - название «Беларусь». И тем не менее, термин «Литва» в значении «Беларусь» был широко распространен в XIX - начале XX вв. Многие называли себя литвинами, имея ввиду, что живут на территории бывшего Великого княжества Литовского.

Вильня являлась колыбелью старобелорусской (XIV - XVII вв.) и новобелорусской (конец XIX - начало XX вв.) культур. С первой четверти XIV в. и вплоть до революции 1917 г. она была признанным центром нашего народа. Здесь великий белорусский гуманист Франциск Скорина основал типографию. В вильнюсском университете учились многие студенты с Минщины, Гродненщины, Полесья. С Вильнюсом связана жизнь и творчество наших земляков - поэта Адама Мицкевича, композитора Станислава Монюшко, чье творчество одинаково дорого и литовцам, и полякам, и белорусам. Здесь некоторое время жили многие деятели белорусской национальной культуры - Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля, Алоиза Пашкевич (Цётка), Бронислав Тарашкевич, Максим Танк, Григорий Романович Ширма и др. В Вильне издавались белорусские газеты «Наша доля» и «Наша шва». Здесь вышли в свет книги Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича и других белорусских писателей.

Что касается Западной Беларуси, то Вильня исполняла функцию центра до октября 1939 г. После 17 сентября 1939 г., т.е. после вступления частей Красной Армии на территорию Западной Беларуси, советские власти сначала объявили Вильню столицей Западной Беларуси, язык белорусский признали официальным, издавали ежедневные да и другие газеты по-белорусски, организовывали школы, создали белорусские организации. Но просуществовало это недолго, - до 5 недель.

В то время население Вильни и её окрестностей не было литовским, что признавало и советское правительство. Тем не менее оно передало Вильню с частью Виленщины Литве... Почему? За согласие размещения на её территории советских военных баз.

Сегодня Вильнюс - столица государства Летувы, как они себя называют. Но жители прилегающих к Вильнюсу районов и сейчас пользуются в ежедневном употреблении названием «Вильня» или современным «Вильнюс». А в разноязыком Вильнюсе сегодня проживает почти 22-тысячная белорусская диаспора (более половины всех белорусов Литвы).

Вильнюсское шоссе, по которому мы сейчас проезжаем, соединяет Минск и Вильнюс. Эта дорога идет в том же направлении, что и старый Виленский тракт. Правда, старый тракт проходит в нескольких километрах справа от этой дороги и через Радашковичи выходит на это шоссе и идет к Молодечно. Там, на 68-м километре, у деревни Мясота, установлен мемориальный знак, напоминающий о многих деятелях литературы и искусства, которые в разное время по нему проходили и проезжали. На большом камне-валуне целое созвездие имен, одинаково дорогих русскому и украинцу, белорусу и поляку, латышу и литовцу. И дорога эта как бы соединила судьбы этих людей, их народы, их историю и культуру.

Сейчас из Минска в Вильнюс ведет новая дорога. Эта более короткая дорога проложена недавно, в 80 - 90-х годах минувшего столетия. Она идет в обход всех населенных пунктов.

Шоссе скоро приведет нас к Заславлю - городу с 1000-летней историей. Дорога для путешественника измеряется не только километрами, но и веками. Она - живое воплощение нерасторжимой цепи столетий. И совсем рядом один из примеров этого - курганный могильник.

КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК

Он в лесу слева, недалеко от дороги, почти перед первым поворотом на

Заславль. Этот курганный некрополь конца X - начала XII вв. состоит из

нескольких курганных групп и является одним из крупнейших в Беларуси

могильников этого периода. При раскопках захоронений археологи пришли к

выводу, что в этническом отношении могильник принадлежал смешанному

населению кривичей и дреговичей, среди которых были как ремесленники, так и

воины. Они могли быть жителями только достаточно многолюдного древнего

города, каким и был Заславль.

[автобус поворачивает с шоссе налево после указателя «Заславль» и следует по объездной дороге и далее по ул. Дзержинской до «Замэчка»]

ЗАСЛАВЛЬ

Наш автобус подъезжает к Заславлю. Он раскинулся в одном из живописнейших уголков в верховьях Свислочи. Красивый вид на него открывается с шоссе Минск - Молодечно: лес и река, низинки и возвышенности, белая башня Спасо-Преображенской церкви...

Население Заславля составляет около 14 тысяч человек.

В 1985 г. Заславль отметил свое 1000-летие. Известный русский писатель и историк Н. М. Карамзин (1766 - 1826) считая Заславль одним из древнейших городов восточных славян, называл датой его основания 985 год. Неизвестно, каким источником он пользовался, но вполне возможно, что тот просто не сохранился до нашего времени - много летописей погибло в московском пожаре 1812 г. Историки считают, что этот внешне скромный городок - ровесник Полоцка (862) и Новгорода (под 859), Смоленска (862 - 865) и Чернигова (под 907), Витебска (1021), Минска (1067) и Владимира (1108)...

Первое упоминание о Заславле в летописях относится к XII в. Тогда же летописец вспоминает события X в., связанные с Владимиром и Рогнедой. Данные археологов также подтверждают, что Заславль основан в конце X века. Его появление на исторической сцене и судьба связаны с именами и судьбами киевского князя Владимира, полоцкой княжны Рогнеда и их сына Изяслава, с важными историческими событиями того времени, борьбой князей за киевский престол.

Рогнеда - первая языческая жена крестителя Руси Владимира - была дочерью могущественного полоцкого князя Рогволода. Реальные события X в. были по-язычески кровавы и безжалостны. Князь Владимир направил в Полоцк сватов просить у князя Рогволода в жены его дочь Рогнеду (980).

Но Владимир был отвергнут Рогнедой как сын рабыни, т.е. не просто отвергнут, а оскорблен. Ни отважная дружина, ни крепкие стены Полоцка не спасли княжество от гнева Владимира. Как гласит легенда, оскорбленный Владимир надругался над Рогнедой в присутствии родителей и братьев, а потом у нее на глазах и убил их. Рогнеду увез с собой, дав ей имя Горислава, а Полоцкое княжество присоединил к своим землям. Из сыновей Владимира и Рогнеды наиболее известны по летописям Ярослав, получивший прозвище «Мудрый», и Изяслав «Книжник», по имени которого получил название этот город.

Врядли Рогнеда простила Владимиру гибель отца т братьев, надругательство над собой. Однажды, когда Владимир навестил ее, она занесла кинжал над спящим мужем. Но Владимир проснулся, схватил Рогнеду и, по обычаю того времени, решил предать ее смерти. Однако на защиту матери встал малолетний Изяслав - и это остановило Владимира. Он сменил гнев на относительную милость и сослал жену и сына из Киева с глаз долой - на самые дальние рубежи ее «отчины», но далеко от родного Полоцка - в специально построенную для них крепость. Для их поселения выбрали глухое в те времена место в верховьях реки Свислочь, которое позже получило имя сына Рогнеды.

С этими событиями в Заславле связано немало легенд и преданий.

Драматическая судьба Рогнеды, которая провела здесь последние годы жизни

монахиней, или черницей, как тогда называли, нашла отражение в названиях

речек Черницы и Княгиньки, пересохшего Рогнед-озера. В прежние времена

Рогнедиными называли жители и окрестные леса. Наконец, любой заславич

покажет вам «Могилу Рогнеды». Местные жители называют это место Замэчком.

[группа выходит из автобуса и подходит к мемориальному знаку - кресту, затем переходит к городищу]

Наши рекомендации