Кратчайшие звуковые единицы, служащие для различения материальной оболочки слов, называются фонемами

Фонема - мельчайшая линейно-нечленимая независимая единица языка, образующая звуковые оболочки слов и словоформ и способная их дифференцировать.

Фонология. Она изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

Звуки речи - это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки).

Тон - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Гласные состоят из тона, т.е. голоса при отсутствии преграды, а согласные из шума (или шума и тона), т.е. с участием преграды.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

Высота звука - это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 герц. Один герц - одно колебание в секунду. Звуки ниже этого диапазона (инфразвуки) и выше этого диапазона (ультразвуки) человек не воспринимает в отличие от многих животных (кошки и собаки воспринимают до 40 000 Гц и выше, а летучие мыши даже до 90 000 Гц).

Основные частоты общения людей находятся в пределах обычно 500 - 4000 Гц. Голосовые связки производят звуки от 40 до 1700 Гц. Например, бас начинается обычно с 80 Гц, а сопрано определяется в 1300 Гц. Собственная частота колебаний барабанной перепонки - 1000 Гц. Поэтому самые приятные для человека звуки - шум моря, леса - имеют частоту около 1000 Гц.

Диапазон колебаний звуков речи мужчины составляет 100 - 200 Гц в отличие от женщин, говорящих с частотой в 150 - 300 Гц (поскольку у мужчин голосовые связки в среднем 23 мм, а у женщин - 18 мм, а чем длиннее связки, тем ниже тон).

Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела.

Сила звука измеряется в децибелах. Шепот определяется в 20 - 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 - 90 дБ. Певцы могут петь с силой до 110 - 130 дБ. В книге рекордов Гиннеса зафиксирован рекорд четырнадцатилетней девочки, перекрывшей криком взлетающий авиалайнер с громкостью двигателей в 125 дБ. При силе звука свыше 130 дБ начинается боль в ушах.

Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит от резонатора (резонаторной полости). Чем меньше ее объем, тем больше мощность. Но, напр., в слове «пила» гласная [и], будучи безударной и имея вообще меньшую мощность, звучит сильнее на несколько децибел, чем ударная [а]. Дело в том, что более высокие звуки кажутся более громкими, а звук [и] выше, чем [а]. Таким образом, звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Следует отметить, что сила звука и громкость не равнозначны, поскольку громкость - это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Ее единица измерения - фон, равный децибелу.

Длительность звука, т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов).

Основной тон - это тон, порожденный колебаниями всего физического тела.

Обертон - частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Напр., если основной тон - 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий - 120 Гц и т.д. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр - изменением частоты обертонов.

Тембр - это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален как отпечаток пальцев. Иногда этот факт используется в криминалистике.

Форманта - это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте. Другими словами, это полоса концентрации частот звука, получающая наибольшее усиление благодаря влиянию резонаторов. При помощи формант мы можем количественно отличать один звук от другого. Эту роль выполняют речевые форманты - самые важные в спектре гласного звука первые две форманты, наиболее близкие по частоте к основному тону. Причем для голоса каждого человека характерны свои голосовые форманты. Они всегда выше первых двух формант.

Формантная характеристика согласных очень сложна и трудноопределима, но гласные с достаточно надежностью могут характеризоваться при помощи двух первых формант, которые соответствуют приблизительно артикуляционным признакам (первая форманта - степени подъема языка, а вторая - степени продвинутости языка). Ниже приводятся таблицы, иллюстрирующие вышесказанное. Следует только иметь в виду, что приводимые количественные данные приблизительны, даже условны, так как исследователи дают различные данные, но соотношения гласных при расхождении в цифрах остаются у всех примерно одинаковыми, т.е. первая форманта, например, у гласной [и] всегда будет меньше, чем у [а], а вторая больше.


8. Фонетическое членение речи. Фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки. Проклитики и энклитики.

Речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки - речевые единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

Речь как линейная последовательность звуков включает следующие единицы:

а) фразу - наиболее крупную единицу, объединенную в целое интонацией; отделяется от других фразбольшими паузами;

б) такт –часть фразы; один или несколько слогов, объединенных ударением; отделяются от другихтактов малыми паузами;

в) слог – часть такта; один или несколько звуков, объединенных слогообразующим звуком; отделяется отдругих слогов слогоразделами;

г) звук – часть слога, объединенная одной артикуляцией (экскурсией, выдержкой и рекурсией); отделяетсяпереходом от рекурсии предыдущего звука к экскурсии последующего.

Наибольшей единицей, выделяемой при фонетическом членении речи, является фраза - относительно законченный в смысловом и интонационном отношении отрезок речи. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу предложению. Однако её нельзя отождествлять с предложением. Фраза - это фонетическая единица, а предложение - грамматическая, они относятся к разным уровням языка. Фразы могут и не совпадать с предложениями. Например: Было ветрено, сыро и скверно.// Дверь в сад была открыта,// на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя// (Л.Толстой). В приведённом тексте два предложения и три фразы.

Фразы в свою очередь могут члениться на речевые такты. Речевые такты - более или менее законченные по смыслу части предложения. Например: Было ветрено,/ сыро/ и скверно - фраза состоит из трёх тактов (границы между тактами обозначаются одной вертикальной чертой). Однако следует иметь в виду, что деление это условно, так как в зависимости от темпа речи и желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания членение предложения на речевые такты может иметь варианты. Так, возможны варианты членения фразы на речевые такты; ср.: На другой день весть о пожаре/ разнеслась по всему околотку (А. Пушкин). - На другой день/ весть о пожаре/ разнеслась по всему околотку. - На другой день/ весть о пожаре/ разнеслась/ по всему околотку. В некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значение. Например, ср.: Надо учиться,/ работать/ и отдыхать. - Надо учиться работать/ и отдыхать.

Синта´гма (от греч. syntagma - нечто соединённое) - семантико-синтаксическая единица, которая образуется группой слов в составе фразы, объединённых в смысловом и ритмико-мелодическом отношениях. Синтагмы во фразах также выделяются интонационно, но, в отличие от интонации законченности на границах фраз, здесь используется интонация незаконченности: определённый темп, специфический ритм и тембр и т.д. Используются здесь и паузы, но менее продолжительные, чем между фразами (обозначаются в транскрипции одной наклонной чертой).

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово - это отрезок звучащей речи, объединённый одним словесным ударением. Фонетическое слово может состоять из одного или более слов, объединённых одним ударением. Например, во фразе В ту же ночь/ широкая лодка/ отчалила от гостиницы... (И. Тургенев) три речевых такта, в каждом из которых по два фонетических слова (сочетания слов в ту же, от гостиницы образуют одно фонетическое слово). В фонетических словах, состоящих из двух и более слов, безударные слова могут стоять впереди или после ударного слова. Например, в фонетическом слове от гостиницы безударный предлог стоит впереди слова с ударением (проклитика), а в фонетическом слове хотел бы безударное слово стоит после ударного (энклитика).

Фонетическое слово делится на слоги, а слоги - на звуки. Разные линейные отрезки речевого потока называются сегментными единицами. Звук - это наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких.


9. Ударение и его типы. Интонация и её элементы.

Ударение – это выделение из группы слогов одного слога.

Типы ударений:

1. Силовое (динамическое) – достигается силой или интенсивностью артикуляции( в чешском языке, где по силе ударный слог всегда первый, но он обычно краток, а следующий за ним безударный может обладать долготой).

2. Музыкальное (тоновое) – достигается движением голосового тона (восходящий, нисходящий, комбинированный) на фоне нейтрального тона прочих слогов (в китайском языке существует 4 тона, например слово ШУ, произнесенное с разной тональностью может означать: книга, спелый, считать, дерево).

3. Количественное (квантитативное) – достигается долготой произношения (отдельно не существует или встречается редко). Например: русский литературный язык, где ударный слог всегда самый сильный и самый долгий. Иллюзия слова с двумя ударениями получается и в военных командах: кру:гом! бе:гом!

4. Фиксированное. Одноместное фиксированное – так, в чешском языке ударение всегда на первом слоге, в польском – на последнем. Разноместное фиксированное – ударение всегда падает на один и тот же слог в определенном слове.

5. Нефиксированное – для одних и тех же слов и корней ударение может быть на любом слоге. Пример: русский язык (головА, голОвка, гОлову, нА голову). В русском языке ударение играет большую роль в грамматике, различая грамматические формы (рукИ – рУки, насЫпать- насыпАть).

Интонация (от лат. intonare — громко произносить) – единство взаимосвязанных компонентов мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи, тембра.

Составными элементами интонации являются:

1) мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе (ср. произнесение повествовательного и вопросительного предложения);

2) ритм речи, т. е. чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов (ср. речь прозаическую и речь стихотворную);

3) интенсивность речи, т. е. сила или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания (ср. речь в комнатной обстановке и на площади);

4) темп речи, т. е. скорость или медленность протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками (ср. речь замедленную и речь скороговоркой);

5) тембр речи, т. е. звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоциональио-экспрессивные оттенки (тембр "веселый”, 6) фразовое и логическое ударения, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.

Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств выражения его грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная). Модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения).

Выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т. д.).

Интонация звательная, указания на эмоциональную окраску (интонация восклицательная) и т. д.
10. Принципы классификации звуков речи. Гласные и их классификация.

Все звуки делятся на два класса – гласные и согласные. Гласные и согласные звуки отличаются рядом особенностей: Акустикой гласные образуются только голосом; согласные – либо сочетанием голоса и шума; либо только шумом; Артикуляциейпри образовании гласных органы речи не создают преграды, поэтому воздух свободно проходит в полость рта; при образовании согласных органами речи создается преграда; Со смыслоразличительной стороны согласные обладают бо́льшими различительными особенностями, нежели гласные.

Гласные - это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта.

Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ.
Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по месту подъема спинки языка. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.
Вертикально гласные различаются по подъему - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема - верхний, средний и нижний.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы - о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия - а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.
Назализация.В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой? небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.

Наши рекомендации