Татьяна сергеевна зепалова, наталия яковлевна мещерякова

(Методическое руководство к учебнику-хрестоматии "Родная литература" для 5 класса / Т. С. Зепалова, Н. Я. Мещерякова. - 2-е издание, переработанное. - Москва : Просвещение, 1976 )

В каждом из стихотворений А. С. Пушкина, по­мещенных в учебнике для V класса, выражается то или иное чувство, раскрывающее его отношение к родине. В строфе из «Евгения Онегина» открыто высказана любовь к Москве — городу, который дорог «сердцу русскому». В «Зимнем утре» выражена радость ощущения слитности с родной природой. В стихотворении «Няне» поэт с нежностью и заботой обраща­ется к Арине Родионовне, олицетворяющей для него все луч­шее, что есть в простом народе. И, наконец, «Песнь о вещем Олеге» — проявление интереса Пушкина к прошлому своего -отечества.

Обращаясь к «преданью старины глубокой», он поэтически воспроизводит картину быта, нравов тех далеких лет, когда люди наивно верили предсказаниям волхвов-кудесников (рас­кроем семантическую родственность этого слова сказочному «чуду»), когда у них было множество богов, а главным счи­тался Перун, когда им приходилось отражать набеги чужезем­ных племен и ходить на них походами, чтобы обезопасить род­ную землю от новых нашествий.

Легенда о смерти Олега была известна - Пушкину с юности. Вероятно, ее драматизм мог поразить воображение поэта. По­казательно, что он создает свою «Песнь...» в 1822 г. в ссылке на юге, непосредственно увидев те края, где развертывается действие его стихотворной баллады. Спустя три года (в 1825 г.) поэт выскажет в письме к Бестужеву свое отношение к легенде: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и забот­ливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много по­этического». Однако, перерабатывая легенду, Пушкин выделил не только этот мотив, рядом с Олегом появился у него «вдох­новенный кудесник», образ которого имеет особую значитель­ность.

Сюжетная сторона стихотворения увлекательна для учащих­ся: можно заметить, как нравится им таинственность предска­зания, как с удовольствием и грустью слушают они слова про­щания Олега с конем, как напряженно ожидают развязки, мыс­ленно представляя выползающую из-под черепа «гробовую змею». Все это, правда, бывает лишь в том случае, если учи­тель при чтении стихотворения стремится передать драматизм предсказания кудесника и гибели Олега.

Поэтому забота о выразительности чтения очень важна при подготовке к уроку. Хорошее чтение преподавателя обеспечи­вает интерес учащихся к стихотворению, их желание все понять и представить.

Необходимо построить анализ таким образом, чтобы, акти­визируя воображение и сопереживание ребят, привести их к по­сильному, но достаточно серьезному пониманию «Песни о ве­щем Олеге». Важно с первого же момента урока не увлечься исторической основой произведения, перечислением воинских обычаев древности или подробным словарным комментарием (в частности, касающимся вооружения: изучение былин подго­товило понимание таких слов, как «щит», «кольчуга», «секира» и др.).

Попытаемся лучше воскресить перед ними не столько исто­рию, сколько переданную Пушкиным поэтичность того далеко­го времени. Учитель формулирует для себя методическую за­дачу, которая должна быть реализована в процессе анализа! раскрыть перед школьниками особенности художественно-поэти­ческого изображения у Пушкина по сравнению с летописным повествованием.

Какие же методические приемы окажутся наиболее эффек­тивными для достижения поставленной цели?

'Для того чтобы художественность была осознана пятиклас­сниками во всей ее полноте, красочности и динамике, мы обра­щаемся к приему работы — составление кадров кинофильма, ко­торый позволит, опираясь на накопленные ими умения, созда­вать словесные картины, соединить и осознать эпический и ли­рический планы произведения.

Учитель читает стихотворение, а затем предлагает учени­кам коллективно сделать «кинофильм» на сюжет пушкинской «Песни..;». Для этого намечается программа действий:

1. Определить места, где будут развиваться события «филь­ма», и в связи с этим установить, сколько частей будет в нем.

2. Назвать героев, участников событий (действующих лиц «фильма»).

3. Наметить, из каких кадров будет состоять каждая часть «фильма».

Естественно, это лишь общая линия работы, которую дети должны принять как установку для их конкретной деятельно­сти по созданию «фильма».

Учитель понимает условность избранного приема, который является лишь формой анализа, позволяющей активизировать воссоздающее и творческое воображение. Важно создать усло­вия для полноценного художественного восприятия пушкинско­го произведения.

Пятиклассников не затрудняет определение частей будуще­го «фильма», поскольку действие «Песни...» происходит в чет­ко обозначенных поэтом местах (1. «Князь по полю едет... Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник»;

2. «Пирует с дружиною вещий Олег...»; 3. «На холме, у брега Днепра...»). Эта, казалось бы, чисто «техническая» работа по­зволяет ребятам охватить особенности построения «Песни...», обозреть ее всю в целом. Общему взгляду на произведение по­могает и выявление действующих лиц: главных (Олег, кудес­ник) и второстепенных (дружинники, слуги и т. д.).

Следующий этап работы—выявление границ и конкретного содержания кадров, входящих в каждую часть. Эта работа является чрезвычайно насыщенной, стягивающей воедино все задачи анализа. Здесь осваиваются художественные характери­стики действующих лиц (обстановка, в которой действуют гё-, рои, их внешний облик, поведение, особенности речи, взаимоот­ношения). Осмысливается своеобразие авторского отношения к к изображаемым картинам жизни и героям, происходит эстети­чески-эмоциональное освоение всей образной системы произве­дения. Именно потому, что перед учащимися поставлена дей­ственная задача—перевести язык одного искусства на язык другого (в пределах возможного),—начинает активно функ­ционировать воображение, как воссоздающее, так и творче­ское, а это, в свою очередь, развивает эмоциональную отзыв­чивость.

В первую часть «фильма» ученики включают следующие кадры: появление Олега с дружиной; встреча с кудесником; об­ращение Олега к кудеснику; пророчество кудесника; раздумья Олега над предсказанием; прощание с конем; слуги уводят коня.

Приведем в качестве образца конкретное содержание от­дельных кадров.

Для первого кадра .трудно подыскать в тексте стихотворения особые детали, однако и здесь дети найдут опору для своего воображения («С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне») и материал для высказываний. Им помогут и впечатления, полученные от былин, от таких кар­тин, как «Богатыри» В. Васнецова и др. Нужно, чтобы у ребят возникло видение скачущих вооруженных воинов, сопровож­дающих своего князя, одетых в кольчуги и шлемы. На лицах их написана суровая решимость отомстить врагу за набеги.

Второй кадр. Дорога, по которой едут всадники, уходит в темный лес. Важно, чтобы пятиклассники восприняли образный смысл устойчивого эпитета: непроходимая чаща, ветви, спло­ченные между собой и не пропускающие света. На фоне мрач­ных стволов неожиданно является необычная фигура. Это кудесник. Чтобы увидеть его, ребята должны пристально вчиты­ваться в ту характеристику, которую дает ему Пушкин, «Вдох­новенный кудесник», «покорный Перуну старик одному, Заве­тов грядущего вестник», «мудрый старец», «Какой видится вам Внешность кудесника на основании этой характеристики?» — спросит учитель. Ученики отвечают, что это худой, высокий, седой старик с горящими пронзительными глазами. На лице его много морщин, оно огрубело от ветра. Вся его фигура выражает величие, уверенность в себе. Он прямо и смело смотрит на при­ближающегося князя с дружиной.

Третий кадр. Князь подъезжает к кудеснику. Теперь мы ви­дим Олега как бы крупным планом: мужественное суровое лицо, покровительственный взгляд, устремленный на стоящего перед ним мудреца. Мы слышим его речь, в которой звучит не­вольное уважение к прорицателю и снисходительность могу­чего, но милостивого, владыки.

Учителю следует уделить особое внимание анализу инто­нации речей Олега и кудесника, предложив школьникам как исполнителям этих ролей мотивировать ее развитие и смены. Характеризуя кадр «Пророчество», ученики не только воспро­изведут позы участников этой сцены (напряженность позы Олега, который ловит каждое слово старца, застывшие фигуры его воинов, наконец, фигуру самого кудесника с торжественно поднятой к небу рукой), но, продумав содержание предсказа­ния. определят и его интонационную окраску.

Следует обратить внимание на то, что слова кудесника со­держат именно предсказание, то, что сбудется в жизни Олега, т. е. прямой ответ на его вопрос. Прорицатель как будто «ви­дит» уже свершившимся «жребий» (судьбу) князя — отсюда употребление таких глагольных форм, которые передают буду­щее время в форме настоящего: «и волны и суша покорны те­бе», «завидует недруг...», «щадят победителя», «ты не ведаешь ран» и т. д.

Начало речи кудесника проникнуто гордым сознанием своей независимости от князя, чувством собственного достоинства, уверенностью в своей способности знать «небесную волю»; мед­ленно, величаво, внушительно звучит его предсказание, прори­цатель как бы сам поражен значительностью судьбы Олега, открывающейся его внутреннему взору. Вместе с подвигами князя кудесник славит и его верного коня (не забудем, что конь для русского воина имел особое значение: он действитель­но был другом, постоянным спутником его воинской жизни). В последней фразе предсказания происходит ничем не подго­товленная, резкая смена интонации («Но примешь ты смерть от коня своего»), приобретая мрачный, трагический характер.

Следующая строфа, соответствующая кадру «Раздумья Олега над предсказанием», чрезвычайно насыщена действия­ми. Казалось бы, воссоздание этого кадра не представляет трудностей для учеников. Однако проникновение в пережива­ния героя через правильное осмысление его действий не так-то уж легко. А задача учителя и заключается в том, чтобы при­вести пятиклассников к пониманию психологического анализа. «Олег усмехнулся». Что таится за этой усмешкой? Так князь проявляет недоверие к последним словам кудесника: слишком они неожиданны. Князь колеблется, но не верить предсказанию он, сын своего времени, не может. В молчанье «с коня он сле­зает угрюмый». Он подавлен мыслью о неизбежной разлуке со своим «верным другом», боевым спутником. Последняя ласка князя («И гладит и треплет по шее крутой») особенно вырази­тельно подчеркнута эпитетом «прощальной рукой».

Следующие две строфы показывают князя в момент разлу­ки с конем. Важно, чтобы ребята не только поняли до сих пор открыто не проявлявшуюся силу привязанности князя к свое­му коню, но и смогли выразить чувства князя интонационно к во внешних проявлениях (выражение лица, поза, жест).

Первый урок по теме завершается домашним заданием: раз­делив класс на две группы, предлагаем выучить наизусть и подготовить для выразительного чтения либо «Предсказание кудесника» (четыре строфы), либо «Расставание Олега с ко­нем» (три строфы).

На следующем уроке, прослушав детское чтение и вернув­шись в мир пушкинских образов, учитель перечитывает «Песнь...» от слов «Пирует с дружиною вещий Олег...» до конца и ставит перед учащимися вопрос: «Какие детали свидетельствуют о том, что после предсказания прошло много лет?»

Этот вопрос нужен для того, чтобы дети ощутили движение времени, поняли, что большой период в жизни Олега, опущен­ный Пушкиным, не изменил самого князя, его характера, при­вязанностей. В нем живет еще память о старом боевом друге, ему больно узнать о смерти коня.

После этого школьники продолжают работу по составлению кадров к оставшимся двум частям «фильма». Характер дея­тельности остается прежним: в тех строфах, где преобладают действия, поступки героев, внимание детей направляется, главным образом, на уяснение внутренних состояний, которые таят­ся за ними там же, где содержание передается в форме прямой речи героя, идет поиск верной, т. е. мотивированной интонации.

В работе над последней частью «Песни...» роль учителя осо­бенно ответственна: он поможет ^выявить ту лирическую наполненность, которая идет непосредственно от автора и выражает авторское отношение к героям и событиям. Здесь и лирический пейзаж, создающий чувство грусти («Их моют дожди, засы­пает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль»), и эмоцио­нальные эпитеты («благородные кости»), и общая тональность строф, передающая грустные раздумья и автора и его героя («Спи, друг одинокий...»).

Предпоследний кадр является кульминацией всей «Пес­ни...»: погруженный в скорбные раздумья, князь с горькой иро­нией и скрытым упреком произносит слова: «Так вот где таилась погибель моя? Мне смертию кость угрожала!» Важно, чтобы в этом кадре, основываясь на авторских ориентирах («мерт­вая глава», «гробовая змея», «шипя», «как черная лента», «вскрикнул внезапно ужаленный князь» и т. д.), дети сумели пе­редать резкую смену лирического развития событий на дей­ственно драматическое.

Таким образом, осуществляется детальнейший анализ про­изведения, главная особенность которого заключается в вос­приятии и активном освоении всей художественной ткани произведения, при этом происходит не только органическое усвоение сложной лексики «Песни...», но и обогащение пред­ставлений о емкости и назначении словесных образов.

После такого анализа учащимся не представит трудности ответить на вопрос, в чем сходство и различие между летопис­ным рассказом и стихотворением Пушкина.

Спросим пятиклассников: что, по их мнению, производит при чтении большее впечатление — рассказ летописца или стихотворение Пушкина и почему? Они обычно отвечают, что ь летописи об Олеге говорится очень кратко, что там нет его прощания с конем, что все изложено сухо. («Только одни голые факты, а подробностей никаких нет».) В стихотворении же мы видим и Олега, и кудесника, понимаем их характеры, узнаем, как Олег любил коня. Теперь попробуем вслушаться в звуча­ние летописного рассказа. На фоне по-своему привлекательной, но все же суховатой бесстрастности летописного повествова­ния особенно эмоционально звучат пушкинские строки. Они то торжественно возвышенны, то лиричны.

Для домашней работы предложим школьникам проиллюст­рировать стихотворение (нарисовать один-два рисунка, соответ­ствующие «кадрам кинофильма»).

Приходит пора расставаться с лирикой Пушкина. Прощание это может получиться праздничным и памятным для детей. Хо­рошо, если одни ученики выучат к уроку внеклассного чтения стихотворения поэта и приготовятся выразительно прочесть их, а другие прочитают по книге в лицах (заранее подготовив­шись) отрывки из пушкинских сказок (их подскажет учитель), а третьи нарисуют иллюстрации к известным им произведениям поэта, в том числе к «Зимнему утру» и «Песни о вещем Олеге».

Другой вариант такого урока — слушание записей масте­ров художественного слова, читающих Пушкина. Это хорошая школа для учащихся: развивается их эстетическая восприим­чивость, обогащаются представления о возможных способах чтения, совершенствуется чувство стиха, его музыкальности и ритмичности.

ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ МАРÁНЦМАН

Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе: На пути к А.С.Пушкину: Пособие для учителя и учащихся: В 2 ч. – Москва: изд.центр ВЛАДОС, 1999. (Библиотека учителя-словесника).– Ч.1. С.97–105.

Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина//Литература. 7 класс. Методические рекомендации. Под редакцией В. Г. Маранцмана (http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literat_7kl_Metod/5.html)

Баллада Пушкина «Песнь о вещем Олеге» открывает мотив товарищества, дружбы в лирике, изучаемой в 7 классе. Далекие времена, описанные Пушкиным, требуют создания установки на чтение, проясняющей историческую и языковую реальность текста.

Чтение летописи, рассказ о князе и его походе на Царьград может вобрать в себя словесный комментарий, необходимый для элементарного понимания текста. После чтения выясняем восприятие баллады и задаем следующие вопросы: 1. Что поразило вас в балладе? Какие эпизоды взволновали более всего?2. Почему Пушкин в начале баллады называет Олега «вещим», а затем «могучим»?3.Как вы представляете себе сцену прощания князя с конем?4. Каким вы видите Олега на могиле коня?5. Почему рука князя названа «прощальной»?6. Зачем нужна последняя строфа баллады?7. Почему погиб Олег?8. В чем отличие баллады от летописного рассказа об Олеге?

Постараемся приобщить учеников к нравственному смыслу произведения и открыть его в самой поэтической ткани тек­ста и его композиции, уточняя свои впечатления сопоставле­нием вариантов текста, укрупняя эпизоды, имеющие ключе­вое значение, составлением киносценария (например, «Прощание Олега с конем»).

На берегу Волхова, близ Старой Ладоги, есть древний холм, который, по преданию, до сих пор называют могилой Олега общего, киевского князя, в IX веке укреплявшего могуще­ство Руси. Совершив в 907 году смелый поход на Царьград, Олег победил греков. Подплыв с войском к византийской сто­лице» князь велел вытащить ладьи на берег, поставить их на колеса и развернуть паруса, так русские воины оказались у стен крепости и взяли ее. Народ назвал Олега вещим, то есть человеком, которому все ведомо, предусмотрительным, рассу­дительным, умным.

Пушкин, в 1820 году сосланный Александром I за вольно­любивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из кур­ганов на берегу Днепра тоже называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел написать о нем.

Художественное произведение всегда опирается на события жизни и преображает их. Писатель не копирует факт, а ожив­ляет его своей фантазией, своим отношением к событию. Вглядимся же в летопись и подумаем, что в «Песни о ве­щем Олеге» идет от истории и что создано «мечтой» поэта.

«Некогда Олег в осеннее время вспомнил о коне своем, от коего ему предрекли умереть волхвы и кудесники. И сказал ему один кудесник так: «Князь! Конь, которого ты любишь и ездишь на нем, от него-то тебе и будет кончина». Олег в уме своем принял намерение такое: «Если так и есть (как говорил кудесник), то не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Но, вспомнив коня, Олег призвал старшего конюха и спросил его, говоря: «Конь, которого тебе дал для сбережения, где ныне? Ибо хочу его видеть». Отвечал старей­шина конюхов: «Уж он умер». Олег тогда рассмеялся и, укоряя волхвов и кудесников, которые ему предрекали от коня сего умереть, сказал: «Всегда они говорят ложь, ведь ныне видим, что конь уже умер, а я жив». И повелел Олег себе седлать коня, доехав до того, хотя бы на кости его посмот­реть. Доехав же до места, где лежали кости и лоб конский, сойдя со своего коня на самые кости, со смехом и руганием сказал: «От этого ли черепа мне умереть?». И Олег ступил ногою на лоб, попирая, и вот внезапно из оного лба выкинув­шая змея ужалила его в ногу, отчего разболелся и умер. Люди же над ним великий плач сотворили, по обычаю погребли его на горе. Шелковица именуемой, где могила его и до наших дней слывет Олеговой могилой».

Пушкина поразил этот эпизод летописи. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», — писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1822 г. Пушкин закан­чивает работу над произведением, которое назвал «Песнь о вещем Олеге» и которое начинается с описания другого похо­да Олега — похода на хазар.

Песнь — древний способ прославления. За что же славит поэт князя? Что поэтического видит Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни»? Чем отличен летописный рас­сказ от пушкинского произведения? Прослушайте его и поду­майте над этими вопросами.

Под музыку Глинки («Руслан и Людмила», вступление к песне Бояна из 2-го акта оперы) проходит мелодекламация учителя.

После чтения выясняется, что учеников более всего пора­зил заключительный эпизод. Что же вас поразило? Наверное, гибель Олега. Ведь он расстался с конем после предсказания кудесника, но смерть все же принял от коня своего. Почему же? Или оттого, что от судьбы не уйти, как думали некоторые читатели пушкинской «Песни»? Или оттого, что Олег оскор­бил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего вер­ного коня? События «Песни» содержат в себе много таинствен­ного, и каждый читатель разгадывает ее по-своему. Но что хотел сказать Пушкин? Может быть, направление его мысли помогут нам понять черновики, которые сохранились. Рас­смотрим еще раз сюжет «Песни» и обдумаем этот вопрос: по­чему погиб Олег?

Князь вступает в «Песню» торжественно, величаво. Он всемогущ. За буйный набег хазар он мстит жестоко. Все подчиняется ему, все послушно, и в черновике была стро­ка: «Князь по полю едет на смирном коне.».Но Пушкин заменил эпитет. Не «смирный», а «верный» конь несет величавого Олега. Это не послушание коня, а пре­данность.

Так определены в начале «Песни» два ее героя: Олег и его верный конь. Следующий эпизод «Песни» — встреча князя с кудесни­ком. Власть Олега дана в величавом самоутверждении, в мед­лительном торжественном развороте: сначала мы видим дружину, затем ослепительное сияние доспехов и только потом самого князя и коня. Кудесник появляется иначе: неожиданно, таинственно.

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник.

Пушкин сомневался в этом эпитете, в черновике был другой: «... престарелый кудесник»

Но этот эпитет мог создать ощущение немощи старика, а кудесник наделен всевиденьем, таинственной силой. «Покор­ный Перуну старик одному» — он подчинен лишь воле богов, а не князя. Кудесник независим и смел. Старость ему остав­лена, но она лишена немощи, как, впрочем, и вызова.

В черновике была строка: «И к гордому старцу подъехал Олег».

Но Пушкин оставил «мудрому старцу». Независимость вол­хвов не надменна. Высокомерен «владыка», Олег. Князь, ко­нечно, понимает духовную высоту кудесника. И потому он подъехал к нему, и потому называет его «любимцем богов», и потому спрашивает о будущем. Но Олег обращается к кудес­нику снисходительно, призывая не бояться его княжеской власти и обещая вознаграждение:

Открой мне всю правду, не бойся меня,

В награду любого возьмешь ты коня.

Кудесник спокойно и гордо защищает свое достоинство:

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Это защита прав поэзии, ее бескорыстия, ее истинности потому что для Пушкина поэзия и пророчество родственны. В черновике кудесник угрожал Олегу:

Но знаю, но вижу паденье твое.

В окончательном тексте он сразу не произносит приговора который отнесен в самый конец предсказания. Работая над этими строками, Пушкин оставляет воодушевление, но ис­ключает мстительную пылкость.

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Пушкин наделяет кудесника сдержанностью и способнос­тью оценить достоинства Олега. В черновике сказано:

День смерти для многих таится во мгле.

Однако окончательный текст:

Грядущие годы таятся во мгле —

подчеркивает силу прозрения кудесника, все будущее ему открыто («грядущие годы»), И с этой своей высоты ку­десник говорит и о прошлом, и о будущем Олега, назы­вая его чело светлым и прославляя его. Слово кудесника открывает всевластие Олега: ему подчинены даже самые коварные силы природы («синего моря обманчивый вал») и самое стремительное оружие («и пращ, и стрела, я лукавый кинжал»).

В черновике были строки, подчеркивающие воинственность, даже жестокость Олега:

И вновь, как на тризну, стремишься на брань,

И новой победой прославлен.

Твой меч собирает кровавую дань,

Твой недруг во прахе раздавлен.

Этих строк нет в окончательном тексте. Пушкинский Олег не жесток, а величав, и его могущество усиливается в работе поэта над стихом.

Гимн кудесника Олегу завершается похвалой коню:

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирно стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю,

И холод, и сеча ему ничего.

Теперь мы понимаем, почему Олег так любит коня. Вер­ный, послушный, подчиненный его воле, конь дает князю ощущение власти над самой жизнью. Завершается гимн Оле­гу и его коню краткой, но неожиданной, как выстрел, фра­зой: «Но примешь ты смерть от коня своего». Неподготовлен­ность, внезапность этого приговора заставляет Олега в пер­вый момент не поверить ему («Олег усмехнулся»). Горькая ирония слышится в самой ситуации. Ведь Олег обещал ку­деснику: «В награду любого возьмешь ты коня». Оказалось, что он обещал то, чего не в силах сделать. Кудесник берет не любого коня, а отбирает любимого.

Прощание Олега с конем — один из самых драматических эпизодов «Песни».

В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня: «Не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее. Работая над этой сценой, Пушкин все более усиливает ощу­щение тяжести прощания, привязанности князя к коню, ко­торого он гладит «прощальной рукой».

А сейчас вглядитесь в строки черновика и подумайте, за­чем Пушкин изменил их в окончательном тексте:

И молча, рукой опершись на седло...

В молчаньи, рукой опершись на седло...

Служил ты мне долгое время...

Расстаться настало нам время...

Вы, отроки, тотчас возьмите коня...

Вы, отроки-други, возьмите коня...

В твое заслуженное стремя...

В твое позлащенное стремя...

Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем:

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана...

Пушкин долго сомневался в этом эпитете. Подумайте, по­чему он изменен:

Над ветхой главою кургана Над гордой главою кургана Над славной главою кургана

И именно в эту минуту мира и радости Олег вспоминает коня (не в осенние дни, как в летописи). В памяти Олега конь оживает прежним, молодым:

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —

Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли?

Все так же ль легок его бег?

Все тот же ль он бурный, игривый?»

В черновике вместо «бурный» стояло «бодрый», что было прозаичнее, обыденнее. Но долгая разлука с конем не стерла его образ из памяти князя. И именно потому, что в памяти конь прежний, ответ так сокрушает Олега. Это горе князя подчеркнуто противостоянием позы и эпитета: «Могучий Олег головою поник...»

Этой боли в летописи нет, а в «Песни» именно горе рождает в Олеге гнев и горечь. Называя кудесника «лживым, безум­ным стариком», Олег упрекает себя:

Презреть бы твое предсказанье.

Мой конь и доныне носил бы меня.

Герой Пушкина наделен душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Князь хочет видеть хоть кости своего боевого товарища, при­коснуться к ним. Олег прямо называет коня другом и полон сожалений о том, что на тризне, погребальном обряде, где полагалось вместе с всадником хоронить и коня, не этот его любимец «жаркою кровью» напоит его прах.

Но стоило Олегу пожалеть о том, что он разлучен с конем, как «вскрикнул внезапно ужаленный князь». Какое странное со­впадение! События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а при­вязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и по­жалеть, что у них не одна судьба.

Именно это и делает Олега в глазах Пушкина лицом поэти­ческим. Так что же смысл «Песни» так горек? Неужели вер­ность чувству ведет к гибели? Может быть, и так. Ведь сказал же Данте: «Дано любви нас с жизнью разлучать».

Но у Пушкина есть последняя строфа, и в ней свет, преодо­ление горечи:

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега.

Бойцы вспоминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти — залог бессмертия.

[1] Вещий — мудрый, проницательный, дальновидный.

[2] Хазары, хозары — народ, живший в VIII—XI вв. в низовьях Волги и на Северном Кавказе.

[3] Обрёк он мечам и пожарам — разрушил и сжег.

[4] Пращ (или праща) — сложенный петлею ремень или веревка для метания камней.

[5] Бранное поле — поле битвы. Брань (устар.) — битва.

[6] Отроки-други — здесь: слуги князя.

[7] Ретивый — здесь: быстрый, бойкий.

[8] Внемлет ответу — слышит ответ. Внимать — слышать, отсюда: внимательный.

[9] Тризна — обряд похорон у древних славян. На тризне закалывали-хоронили вместе с воином его любимого коня.

Наши рекомендации