Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

1. После развода гражданин С. продолжил по выходным
дням совершать с сыном лыжные прогулки. Это пример:

1) выполнения социальной роли

2) соблюдения социальной нормы

3) осуществления социальной политики

4) проявления социальной мобильности

Верны ли следующие суждения о социальной роли?

А. Социальная роль — это определенное место, зани­маемое личностью в обществе.

Б. Социальная роль — это совокупность действий, ко­торые человек выполняет в соответствии со своим социаль­ным статусом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Социальные ценности и нормы

Составное задание. Прочитайте текст и выполните за­дания.

Поколения: различия и преемственность

...Понятие «поколение» многозначно. В одном случае оно означает совокупность, когорту сверстников, образую­щих определенный возрастной слой населения. В дру­гом — имеется в виду ступень происхождения от общего предка — отцы, сыновья, внуки. В третьем случае поколе­ние — современники каких-либо социально-исторических событий или процессов («поколение Великой Отечествен­ной войны»), люди, объединенные общностью историче­ской судьбы и переживаний, так сказать, духом времени. Иногда этим словом обозначают хронологический период, отрезок времени, в течение которого живет и активно дей­ствует реальное или условное поколение...

Родители, старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследие...

В сфере потребительских ориентации, досуга, художест­венных вкусов, взаимоотношений полов расхождения меж­ду старшими и младшими, как правило, значительно боль­ше, нежели в главных социальных ценностях — полити­ческих взглядах, мировоззрении. Это объясняется не только разницей в темпе обновления соответствующих сторон бытия — мода изменяется гораздо быстрее, чем иерархия социальных ценностей, но и тем, что они тра­диционно являются привилегированными областями юно­шеского самоутверждения. Молодежь всегда хочет отли­чаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодежной мо­ды и жаргона, часто шокирующих консервативных «от­цов», в том и состоит, что с их помощью подростки и юно­ши «маркируют», отличают «своих» от «чужих». Скажем, в области музыкальных увлечений (музыка — самое «мо­лодежное» из искусств) уже между 15—17-летними и20—23-летними существуют большие различия, которых в других сферах культуры и общественной жизни будет меньше...

И. С. Кон

2.2.1. Какие две ценности автор называет главными соци­альными ценностями?

Почему в сфере потребительских ориентации, досуга, художественных вкусов, взаимоотношений полов ценности младшего поколения существенно отличаются от ценностей старших? Назовите две причины, выделенные автором.

Опираясь на текст, перечислите четыре значения, в которых может употребляться слово «поколение».

2.2.4. В каком смысле употребляет слово «поколение» ав­тор текста? Приведите два аргумента своего ответа.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение нарушает только правовые нормы.

Б. Отклоняющееся поведение нарушает писаные и неписаные нормы.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

Социальный конфликт и пути его решения

Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Конфликт — естественное закономерное явление общественной жизни

Б. Одна из причин возникновения конфликтов - отсутствие согласия между людьми.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Межнациональные отношения

К социальным группам, выделяемым по этническому признаку,относятся

1) племена

2) классы

3) общественные движения

4) производственные объединения

Племена и народности — это

1) этносоциальные общности

2) исторические типы общества

3) социальные страты

4) демографические группы

3.Народности являются одной из стадий развития

1) этноса

2) общины

3) государства

4) класса

Одна из исторических разновидностей этноса — это

1) государство

2) племя

3) община

4) класс

Один из признаков этнической группы

1) совпадение этнических и государственных границ

2) отсутствие преемственности поколений

3) общность исторической судьбы

4) наличие суверенитета

6. Осознание людьми своей принадлежности к определен­ному этносу — это

1) национальное самосознание

2) шовинизм

3) национализм

4) культурная автономия

Какие условия предопределили возникновение такой этносоциальной общности, как нация?

1) определенный уровень образования населения

2) развитие экономических связей между народностями

3) укрепление позиций церкви

4) образование правового государства

Усиление экономических связей внутри народностей привело их к превращению в

1) этносы

2) классы

3) сословия

4) нации

9. Исторически сложившаяся общность людей, основны­ми стадиями развития которой являются племена, народно­сти, нации, — это

1) этнос

2) община

3) государство

4) класс

Задания части 2

Наши рекомендации