Диатонические секвенции
Квинтовые ряды составляют основу, вероятно, наиболее характеристического из видов диатонической секвенции — полной цепи диатонических гармоний от тоники вниз до возвращения в тонику. При нижнеквинтовой («автентической») секвенции последование гармонии направлено лишь в конце концов к тонике. Внутренние же звенья цепи идут как бы «вокруг» тонального центра, захватывая всю диатоническую периферию лада (в этом — также специфическое, в пределах чистой диатоники, расширение тонального круга). А так как тональные функции — не нечто раз навсегда приросшее к данному звукосочетанию, а живая роль его относительно Других, то подобное круговращение, где все направлено лишь только к нижней квинте, независимо от того, что за аккорд на ней строится, существенно отличается от обычного хода гармоний именно в функциональном отношении. Формально не представляла бы никаких затруднений задача «расстановки функций» в примере 186 (ср. с примерами 160 и 184 на с. 316).
Нетрудно убедиться, что в самом деле эти функциональные значения легко уловимы. Вместе с тем приведенные функциональные
И. С. Бах. Прелюдия для органа
А
значения не схватывают, по крайней мере, еще двух важных функциональных особенностей гармонии: 1) принципа нижнеквинтовости всей аккордовой цепи и 2) мелодического хода по секундам вниз опорных (разрешающих) гармоний. Одним словом, знаки функций не отражают (или слабо отражают) сущность самой секвенции, подменяя секвентный принцип «то же самое ступенью ниже» пестротой различных значений (пример 187).
Пожалуй, еще одно свойство гармонического хода не отражают обозначения примера 186 — полной однотипности последования в обоих ладах (см. пример 187).
Мелодическую (точнее, линеарную) природу секвентной функциональности выяснил еще Ф.-Ж. Фетис. Его поддержал и Риман: «Секвенции <...> представляют, собственно говоря, не гармонические образования, а мелодические; руководящим принципом в них является не логическое движение гармонии, а мелодическое движение по ступеням гаммы» (Риман, Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов. С. 176); если же в звено секвенции входят септаккорды, то «тональное их значение нисколько не влияет на продолжение гармонического движения; они являются только, так сказать, механическими стереотипными снимками с гармонического последования, стоящего во главе секвенции» (Риман. Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов. С. 179). Тем не менее Риман не дал никакого другого, особого обозначения линеарным секвенцаккордам, очевидно, не без связи с недооценкой им всех других факторов гармонии, кроме классического собственно-тонального.
С нашей точки зрения, принцип диатонических секвенций описанного типа представляет собой особый род линеарного движения, сходного с параллелизмом, — так сказать, «парный параллелизм» (групповой параллелизм; подробно об этом дальше — см. § 17 этой главы). На такие секвенции распространяются общие законы проходящих: автономно-функциональное значение имеют только краевые гармонии — исходная и конечная; находящиеся между ними подчиняются лишь фактору смещения на один и тот же заданный интервал (см. пример 188 на с. 318).
Но в тональном контексте, при сильно выраженных фундаментальных основных тонах (1, 5, 4), стройные и ровные линии секвенционных смещений чаще всего вступают в сложное взаимодействие с тональными функциями. При этом нарушается красивая геометрия правильных линий, но обогащается звучание гармонии, включающей переплетение несовпадающих друг с другом функциональных и секвенционных основных тонов (см. пример 189 на с. 318).
(Впрочем, в репризе пьесы, в тактах 45-52, реальные или подразумеваемые основные тоны — уже явно секвенционные:
Настоящий «марш» ступающих основных тонов!)