Понятие учебной программы

Методика обучения истории

Предмет и задачи курса.

Его место в системе общественных и педагогических наук.

Методика (греч.) - способ познания. Метод - способ достижения какой-нибудь цели, решения конкретной задачи. Методика обучения истории - педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Методика рассматривает и изучает вопросы о том, как надо изучать историю. Предметом методики является педагогический процесс обучения - преподавание учителем и изучение учениками истории. Методика предмета отвечает на вопросы: Зачем учить? Чему учить? Как учить?

Основные факторы обучения связаны с ответами на эти вопросы:

1.Цели обучения истории менялись на всех этапах развития государства. Овладение знаниями, развитие способностей, формирование ценностных ориентиров. Развитие интереса, воспитание человека, знакомство с жизнью общества, формирование человека, интеграция личности, применение исторических знаний.

2.Содержание обучения истории в школе менялось с развитием науки. Содержание истории в школе оформляется в Госстандарте, программах, учебниках. Усваивается в процессе классных, внеклассных и внешкольных занятий.

3.Методы (способы деятельности): словесные, печатано – рукописные, наглядные, практические. Отвечают на вопрос - Как учить? С методами связаны формы обучения:

(общеклассная, групповая, индивидуальная). Типы уроков (повторительно-обобщающий, семинар, урок-экскурсия). Средства учебной работы (учебники, карты, картины, диапозитивы, рабочие тетради).

4.Познавательные возможности уч-сясвязаны с возрастом ученика и уровнем исторических знаний и умений. В процессе обучения развиваются способности понимать, усваивать и применять знания.

5.Результаты обучения связаны с реализацией поставленных целей, отражают достигнутый уровень знаний и умений, в умении доказывать и обосновывать, выделять существенное, отслеживать связи, решать проблемы. Качество обучения отслеживают с помощью тестов, а так же в умении приготовить доклад, реферат.

Роль и место методики в школьном курсе истории: Методика обучения тесно связана с историей, цель методики отобрать основные данные исторической науки и обработав дидактически, включить в школьный курс. Познавательные возможности уч-ся оцениваются психологией. Методика является отраслью педагогики, которая определяет методы обучения, цели воспитания, методы научного исследования. В методологии познания исторической действительности важную роль играет философия.В изучении личности учителя и его роли в обществе - социология.

Структура школьного исторического

И обществоведческого образования на современном этапе.

В 1999 г был принят Закон Р.Ф. Об образовании.Основой реформирования избирательной системы стал принцип приоритета личности. Осуществлен отказ от монополии государственно-партийной идеологии и начат переход к плюрализму идеологий. Обращение к ценностям, связанным с лучшими национальными и мировыми традициями.

Вводимая структура образования должна была обеспечивать целостную систему знаний о человеке и обществе. В соответствии с законом началось введение обязательного (основного) девятилетнего образования. Школа стала переходить с линейной на концентрическую структуру образования. 5 – 9 классы составляют 1 концентр, 10-11 полная средняя школа второй концентр. В первом ввели изучение отечественной и всеобщей истории с древности до наших дней на основе цивилизационного подхода. Стратегия образования предусматривала сначала изучение истории России в контексте Всемирной истории, а в дальнейшем создание единого курса Россия и мир.

Во втором концентревводились курсы История России с древнейших времен до наших дней, Основные вехи истории человечества, История мировых цивилизаций.

Для повторения и углубления на новом более высоком теоретическом уровне ранее изученного, предполагалось изучение модульных и интегрированных курсов.

В целом структура исторического образования выглядит так:

Начальная школа- Пропедевтический курс отечественной истории и обществознания.

5 кл. - История древнего мира

6 кл. - Россия и мир в средние века

7 кл. - Россия и мир в новое время

8 кл.- Россия и мир в новое время, введение в обществознание

9 кл.- Россия и мир в новейшее время, введение в обществознание (правовой курс)

Полная средняя школа

10 кл. - Россия с древнейших времен до наших дней, история мировых цивилизаций.

11кл. - Россия с древнейших времен до наших дней, введение в обществознание: современный мир.

В современной школе ученик получает большую свободу действий в процессе обучения, больше учитываются его индивидуальные способности, возможности. Запросы и интересы. На первое место постепенно выдвигается вопрос выбора школы, учителя, форм обучения, учебников и пособий, темпов и последовательности изучения исторического содержания. Осуществляется внедрение программ разных уровней обучения, дающих базовые и углубленные знания, учитывающих развитие интересов обучающихся, в том числе и будущих профессиональных. Все чаще при обучении истории применяется психология, как педагогическая, так и историческая, в целях углубленного и осмысленного познания истории.

3. Понятие учебного плана.

Базисный учебный план общеобразовательного учреждения,

Его структура.

Учебные планы - нормативные документы, направляющие деятельность школы. Учебные планы общеобразовательной школы – это документ, с перечнем изучаемых в школе предметов, их распределение по годам обучения, количество часов на каждый предмет.

В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов: Базисный учебный план РФ, примерные типовые федеральные и региональные учебные планы, учебный план конкретной школы.

Базисный учебный план это основной государственный нормативный документ, который является частью госстандарта в этой области образования. Региональный базисный план составляется региональными органами образования на основе государственного. Он носит рекомендательный характер. Учебный план школы разрабатывается на основе базисного и региональных учебных планов на длительный период.

2 типа планов школы: собственно учебный план школы, отражает особенности конкретной школы, могут предлагаться приложением к базисному учебному плану начальной школы, основной школы с русским родным языком, сельской малокомплектной школы, с обучением на русском (неродном) языке и т. д. Рабочий учебный план, с учетом текущих условий, утверждается ежегодно советом школы.

1.Вводятся ранее не изучаемые предметы, отражают прогресс науки и техники

2. Пересматривается удельный вес традиционных дисциплин. Государственные органы разрабатывают единые стандартные учебные планы. Закон об образовании дает школам право составлять индивидуальные, если они соответствуют стандартам образования. Это значит обязательное изучение обязательных для всех школ предметов и право на углубленное изучение предметов, выражающих специализацию школы: естественно-математическое, гуманитарное и т.д. Имеется набор предметов по выбору - факультативов.

Содержание образования делится на фундаментальное и технологическое, в зависимости от специфики учебного заведения и этапа обучения. Фундаментальная в начальной и основной школе, а технологическая в старшей ступени. Образовательные области выделяют два вида обучения: теоретическое и практическое. На их пересечении лабораторно-практические занятия. Но в базисном учебном плане основной школы большинство видов учебных и производственных практик отсутствует. Они могут появиться на старшей ступени в виде производственной практики школьников.

В структуре учебного плана выделяют ядро – ИНВАРИАНТНАЯ часть - общекультурные и национальные ценности и ВАРИАТИВНАЯ часть - индивидуальный личностный характер обучения уч-ся. В результате этого выделяются: обязательные занятия, обязательные занятия по выбору, факультативные занятия.

В учебном плане выделяются ФЕДЕРАЛЬНЫЙ, НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ и ШКОЛЬНЫЙ ( МЕСТНЫЙ ) компоненты.

Базисный учебный план школы как часть госстандарта охватывает такой круг нормативов: продолжительность обучения в годах общая и по каждой ступени., недельная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней, обязательных занятий по выбору и факультативных занятий, Максимальная недельная нагрузка учащегося, включая число учебных часов на обязательные занятия по выбору, Итоговое количество учебных часов, финансируемое государством ( максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы ).

Вывод: Таким образом, Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, являясь частью госстандарта, составляет основу основ региональных и школьных (местных) учебных планов и обеспечивает преемственность в образовательной политике на всем образовательном пространстве страны.

Понятие учебной программы.

Наши рекомендации