Фразеологические средства русского языка. возможности их использования в речи

Фонд оценочных средств

По дисциплине: “Русский язык и культура речи”

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

НОРМАТИВНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ И УДАРЕНИЕ

Задание I*. Вместо точек вставьте:а) нужную приставку:

...болезненный, ...партийный (бес, без); ...пачканный, ...бе­жавший (ис, из); б) нужную гласную о илиа: р.-.зыск, р...ссы­пать, р.-.звалить, р...ссыпь, р.-.зыскать; в) нужную гласную ы илии: без...скусный, суб...нспектор, безынтересно, меж...нститутский, сверх...зысканный, гиперинфляция, пред.. .нфарктный.

Задание 2*. Прочитайте слова с безударными гласными:

Жалеть, жалюзи, щавель, жестяной, специи, комбинация, инспекция; какао, радио, новелла.

Задание З*. Вместо точек вставьте нужную гласную ё или е; прочитайте слова:

Аф.-.ра, ман...вры, ос...длый, бл...клый, оп...ка, ист...кший.

Задание 4*. Прочитайте следующие слова:

Авангардизм, терроризм, туризм.

Антенна, бассейн, интерьер, декада, крем, бизнес.

Булочная, конечно, горчичник, сердечный, нарочно.

Дрожжи, дождь, нечто.

Инцидент, конъюнктура, конкурентоспособный, конъек­тура.

Задание 5*. Расставьте ударения в следующих словах, прочи­тайте их:

Делегировать, премировать, пломбировать, блокировать.

Углубить, подбодрить, облегчить.

Начала, отнял, клала, понял.

Глубока, горьки, ровен, создан, создана.

Маркетинг, алкоголь, пиццерия, исчерпать, некролог, до­говор, значимость, недвижимость, намерение, квартал, донельзя, гладильный, духовник, каталог, ходатайствовать, усугубить, эксперт, толика, откупорить, на похоронах, 'сосредоточение, феномен.

ПРАВИЛЬНОСТЬ И ТОЧНОСТЬ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

Задание I*. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов /допустимо (+), недопустимо (-)/.

I. а) автор книги д) автор инициативы

б) автор конструкции е) автор костюма

в) автор проекта ж) автор недоразумения

г) автор станка

II. а) габариты станка г) габариты дороги

б) габариты строительства д) габариты роста

в) габариты издания

III. а) география нефтедобычи г) география гастролей

б) география туризма д) география рекордов

в) география достижений

IV. а) тяжелая индустрия в) строительная индустрия

б) индустрия сувениров г) индустрия бытового об­служивания

V. а) повысить успеваемость д) повысить спрос

б) повысить знания е) повысить выпуск изделий

в) повысить успехи ж) повысить трудовую дис­циплину

г) повысить требования

Задание 2*. Найдите ошибки в употреблении слов; исправь­те их.

1) Десять лет назад постановка такой темы была совершен­ной новизной.

2) За бесплатный проезд штраф 10 тысяч.

3) Он долго не навещал свою мать.

4) Не будем уточнять возраст актрисы: время ей непод­властно.

5) Страна должна знать по именам своих лучших профес­сионалов.

6) Миклухо-Маклай заслужил широкую известность как замечательный

путешественник и как ученый-гуманист.

7) Большая часть территории Тургайской впадины распо­ложена в степной полосе.

8) В декабре японское правительство установило валютный курс и вместе с тем

закон о контроле над валютным курсом.

9) Нельзя предаваться беспечности в этой ситуации.

10) Новые станки все больше занимают ведущую роль.

11) Данный вопрос не входит в нашу миссию.

12) Указанный участок берега нуждается в закреплении.

13) Все больше накапливается вполне достоверных фактов о том, что растения

оказывают полезное или вредное воздей­ствие друг на друга.

14. В микрорайоне продолжает функционировать добро­вольная народная дружина.

15) Во многих районах города вода оказалась в минимуме.

16) На поезд посадки нет. До станции "Юго-Западная" проследует следующий

поезд.

17) Обобщена совокупность данных проведенных исследо­ваний.

18) Разработан спектр механизмов, предназначенных для контроля качества

изделий.

19) Высокой годовой добычи угля в миллион тонн достиг­ли горняки шахты

"Молодежная".

20) Мы стремимся к тому, чтобы вырастить добротный урожай.

21) Были заключены и исполнены контракты с финской фирмой "Тхолисто" на

поставку березовых балансов и горбы­ля хвойного.

22) На пионерных этапах освоения, в процессе формиро­вания хозяйственного

комплекса территории, ввоз продукции из других регионов может значительно

превышать вывоз.

23) Состояние внешней торговли оценивалось как неудов­летворительное и

вызывало объективный страх за сохранность природных ресурсов.

Задание З*. Найдите русские или укоренившиеся в русском языке эквиваленты для иностранных слов:

1) афера 9) легитимный

2) бартер 10) ностальгия

3) верификация 11) остракизм

4) дебитор 12) паблисити

5) имидж 13) ресурсы

6) инцидент 14) рейтинг

7) катаклизм 15) стагнация

8) конформизм 16) юрисдикция

Задание 4*. Выберите нужное слово из данных в скобках.

1. Предприятия республики готовы (усвоить, освоить) около 120 наименований продукции для колхозных и фермер­ских хозяйств.

2. Без четко организованной системы управления, устанав­ливающей полномочия (ответных, ответственных) пользова­телей, эти программы не могут быть выполнены.

3. Следовало бы поставить задачу повсеместного создания (демократичных, демократических) органов самоуправления.

4. Участники этого процесса, (двигаемые, движимые) луч­шими побуждениями, внесли огромное количество предложе­ний, что затруднило процесс быстрой выработки рабочей про­граммы.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА. ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧИ

Задание I*. Раскройте скобки, выберите правильный вари­ант фразеологического оборота.

1. Нужно (воздать дань — воздать должное) этой жемчужи­не среди славянских

библиотек.

2. С началом побед на фронтах люди (распрямились ду­хом - воспряли духом).

3. Прекрасный артист, он (задавал высокий критерий - за­давал высокий тон)

спектаклю.

4. Игроки (души не чают — душу на чают) в своем тренере.

Задание II*. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний. Предложите два варианта их ис­правления.

1. С первых дней своего существования газета на своих страницах уделяет много

места жизни столицы.

2. На соревнованиях по городкам вторую премию заняли мастера с завода

"Электросталь".

3. Отсутствие агитации возымело некоторое влияние на военнослужащих.

4. Подсознание имеет большую роль в жизни человека.

Задание III*. Замените выделенные слова фразеологическими выражениями.

1. Лаборант работает у нассовсем недавно.

2. Работа сделананаспех, кое-как.

3. Откровенно говоря, ваша идея нам не подходит.

4. Мы долго думали, как выйти из трудного положения.

Задание IV*. Прочитайте пословицы и поговорки разных на­родов. Приведите аналогичные им русские.

1. Для хорошего риса и воды надо много (тур.).

2. Нельзя служить двум господам сразу (нем.).

3. Когда свинья в желтых шлепанцах на грушу вскарабка­ется (болг.).

Задание V*. Вспомните пословицы и поговорки, в которых отражена тема дружбы.

Задание VI*. Назовите авторов крылатых выражений:

1. Пошла писать губерния.

2. Человек с большой буквы.

3. Ox, тяжела ты, шапка Мономаха.

4. Вертеться как белка в колесе.

Наши рекомендации