Анализ основных стихотворений “Канцоньере”
Кроме разделения на Первую и Вторую части, сделанного самим автором, в “Канцоньере” можно выделить шесть разделов, основываясь на стилистических, тематических и хронологических критериях (хотя речь и идет об “идеальной” хронологии, которая далеко не всегда соответствует реальной хронологии первых вариантов сборника).
Разделы сборника группируются следующим образом:
I) Первый раздел состоит из 60 стихотворений, большая часть этих текстов создана Петраркой в начальный период творчества, однако здесь есть и более поздние стихотворения, - в частности, вводный сонет, написанный примерно в 1347-50 гг. В этих стихотворениях видна прямая связь с провансальской и “стильновистской” лирикой: определенная строгость стиля, широкое употребление изобразительных средств, метафоры, цитирование античных классиков, использование исторического и мифологического материала (как упоминавшееся отождествление Лауры и лавра, связанное с мифом об Аполлоне и Дафне). В этом разделе заметны определенные трудности синтаксического характера, словно поэтический язык находится еще в стадии становления, поисков соответствующих форм. Здесь также большое внимание уделяется пейзажу и природе в целом, которая перекликается с состоянием души поэта.
Самые известные стихотворения этого раздела:
- сонет 35 “Solo et pensoso i piu' deserti campi”,
- канцона 50 “Ne la stagion che 'l ciel rapido inchina”,- в ней
чувствуется влияние поэзии Верлигия.
II) Второй раздел (стих.61-129) открывается сонетом “Benedetto sia 'l giorno e 'l mese e l'anno”, который описывает первую встречу с Лаурой. За ним идут композиции, создающие ее образ и описывающие любовное чувство к ней. Петрарка воссоздает этот “исходный момент” всей истории, стремясь к тому, чтобы сделать его неподвластным времени и пространству. Изменяется характер поэтического языка: он расширяет свои изобразительные и выразительные возможности, описывает портретные характеристики возлюбленной.
- канцоны 71, 72, 73, посвященные глазам Лауры,
- сонет 90 “Erano i capei d'oro a l'aura sparsi”, в котором описание находится на грани между реальностью и иллюзией. В последующих сонетах все более четко вырисовываются воспоминания о встречах с Лаурой, достигающие своей кульминации в следующих поэтических композициях:
- канцона 125 “Se 'l pensier che mi strugge”,
- канцона 126 “Chiare, fresche et dolci acque”,
- канцона 127 “In quella parte dove Amor mi sprona”,
-канцона 129 “Di pensier in pensier, di monte in monte”,
- канцона 128 “Italia mia, benche' 'l parlar sia indarno”, обращенная к правителям Италии и включенная в этот раздел по замыслу поэта.
III) Третий раздел (стих.130-247) открывается двумя сонетами, которые по-иному освещают все ту же любовную тему: это восхваления Лауры и ее наивысшее прославление. Образ влюбленного и его возлюбленной становятся символами вне времени. Поэт переживает свое “длительное заблуждение в глухом лабиринте” (lungo error in cieco laberinto), но одновременно пытается превратить этот лабиринт в нечто ценное и надежное, которое могло бы защитить его от треволнений и суеты внешнего мира. Самыми значительными поэтическими образцами этого раздела являются:
- сонет 134 “Pace non trovo, et non o' da far guerra”,
- сонет 159 “In qual parte del ciel, in quale idea”,
- сонет 185 “Questa fenice de l'aurata piuma”.
IV) Четвертый раздел книги является переходным между Первой и Второй частью (стих. 248-266). В последних сонетах Первой части появляется мотив предчувствия потери Лауры и восхваление ее чистоты и целомудрия. Начальная канцона Второй части (стих.264 “I 'vo pensando, et nel pensier m'assale”) - это размышление о преходящести земных благ (она достаточно близка по характеру третьей книге “Secretum”). От нее берет начало тема покаяния, “стыда”, стремления к спасению души.
V) Пятый раздел включает подавляющее большинство композиций, составляющих Вторую часть “Канцоньере” (стих.267-349). С него начинаются композиции, написанные на смерть Лауры (начиная с сонета 267 “Oime' il bel viso, iome' il soave sguardo” и канцоны 268 “Che debb'io far? che mi consigli, Amore?”. Многие из них созданы во время последнего пребывания Петрарки в Валькьюза (1351-53 гг.). Это тексты очень высокого литературного достоинства, в которых мотив покаяния и спасения души переплетается с видениями возлюбленной, появляющейся в различных обликах. Попытки возродить образы и ситуации, столь близкие сердцу поэта и уничтоженные смертью, выстраиваются в своего рода путь искупления: Лаура умерла и находится в раю, и оттуда она открывает путь к спасению своего возлюбленного, оставшегося на земле. То, что при жизни она осталась целомудренной перед возлюбленным, есть доказательство ее чистоты и блаженства. Страдания влюбленного лирического героя ведут его по пути к Богу, к примирению между земной и божественной любовью. На этом тематическом и этическом фоне поэтическое слово приобретает музыкальность, за которой чувствуется некая угроза разрушения хрупкого совершенства, гармонии, достигнутой средствами поэтического языка. Самыми значительными стихотворениями этого раздела являются:
- сонет 279 “Se lamentar augelli, o verdi fronde”,
- сонет 302 “Levommi il mio penser in parte ov'era”,
- сонет 311 “Quel rosignol, che si' soave piange”,
- канцона 323 “Standomi un giorno solo a la fenestra”.
VI) В шестом разделе представлены последние стихотворения сборника, направленные на анализ внутреннего мира, на поиск покоя и умиротворения, который бы мог положить конец волнениям и противоречиям. Лаура все больше превращается в образ, который ведет поэта к самопознанию и к спасению. В канцоне 359 “Quando il soave mio fido conforto” она становится его утешительницей; в канцоне 360 “Quel'antiquo mio dolce empio signore”, в споре между поэтом и Амуром, происходит переоценка всего пережитого опыта. В заключительной канцоне “Vergine bella, che di sol vestita” поэт делает попытку примирить все разногласия, на которые опирается вся структура “Канцоньере”, и обращается к деве Марии как к спасительнице и защитнице, чтобы она помогла ему обрести мир на небесах.
5) “Триумфы”. Кроме “Канцоньере”, используя в принципе тот же материал, Петрарка работает еще над одним произведением на volgare, структура которого более определена и в котором предусмотрена возможность использования всех слоев культуры: литературного, исторического, этического и религиозного. Это “Triumphi”, poema in terza rima, над которой Петрарка работал с 1356 по 1374 гг., но не завершил. Фрагменты этого произведения получили широкое распространение в рукописной форме на протяжении всего 15 века и имели большой успех. Первое печатное издание поэмы появилось вместе с “Канцоньере” в 1470 г.
В поэме Петрарка пытается по-своему пройти тот путь, по которому шел Данте в своей “Комедии” (подтверждением чему является и дантовский тип строфы - terza rima). Любовное чувство становится для него той воображаемой “призмой”, сквозь которую преломляется взгляд на культуру, историю, судьбу человека в целом. В поэме дана попытка подняться до непоколебимой, неизменной истины, к растворению всего человеческого и несовершенного в бесконечности и неподвижности Бога. В этом поиске поэту помогает вся его эрудиция, энциклопедизм (еще связанный со средневековой традицией), новое - гуманистическое - отношению к наследию античности, религиозность в духе св.Августина.
В построении произведения Петрарка руководствуется той же схемой, что и его друг Боккаччо в поэме “Amorosa visione”, в которой процесс “восхождения” также построен на определенной последовательности ”триумфов”. Однако в действительности речь идет о достаточно статичной структуре, которая не предполагает большой свободы воображения. Петрарка уделяет большое внимание описанию символических фигур, приводит длинные перечисления персонажей с очень краткой характеристикой их поведения. Вся структура напоминает живописные циклы, посвященные “добродетелям” либо другим абстрактным фигурам, - эти циклы были широко распространены в период с 14 по 16 вв.