Многообразие социальных групп. Молодежь как социальная группа
Социальная сфера общества
1.Социальные отношения и взаимодействия.
2. Многообразие социальных групп. Молодежь как социальная группа.
3. Социальный статус и социальные роли.
4. Социальная стратификация и социальная мобильность.
5. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль.
6. Семья и тенденции ее развития.
7. Этнические общности. Межнациональные отношения.
8. Социальный конфликт и пути его преодоления.
Социальные отношения и взаимодействия
В основе социальных отношений лежат социальные связи.
Социальная связь— это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.
Структура социальной связи включает: субъектов связи (двое и более людей); предмет связи (по поводу чего она осуществляется); механизм регулирования взаимоотношений; потребности; интересы.
К важнейшим типам социальных связей относятся причинно-следственные и функциональные связи:
— социальные контакты — простые, элементарные связи между отдельными индивидами. Контакты бывают единичные (пассажиры автобуса) и регулярные (ежедневная покупка хлеба в одном и том же ларьке).
— социальные действия — рациональные, т. е. осмысленные действия, ориентированные на других индивидов.
Типы действий (по М. Веберу):
- Инструментальный(целерациональный) тип – ясное понимание цели, направленной на удовлетворение потребностей.
- Ценностно-ориентированный тип – направлен на удовлетворение духовных потребностей человека. Так как такие потребности формируются под воздействием культуры, то и действия этого типа рациональны только в пределах данной культуры.
- Традиционный тип – действие, закрепленное традицией.
- Аффективный тип – действия по влиянием определенного эмоционального состояния.
Реализуются социальные действия через цепочку социальных актов, которые могут использовать различные типы действий. Например, покупка стиральной машинки. Мотив – облегчение домашнего труда (инструментальныйтип), при выборе покупатель ориентировался на бренд (ценностно-ориетированный). Входя в магазин, покупатель придержал дверь, пропуская вперед пожилую женщину (традиционный), В разговоре с продавцом нагрубил ему, т.к. устал на работе и был раздражен (аффективное)
— социальные взаимодействия (Интеракция) — систематические, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга. Типы интеракций: физический (прикосновение), вербальный, жестовый. Формы социального взаимодействия:
- сотрудничество. Возникает при наличии совместной цели и взаимного интереса.
- Сопепничество. Возникает при наличии аналогичной , но не совместной, цели, стремлении опередить, победить. Соперничество проявляется в форме конкуренции или конфликта.
— социальные отношения — отношения между людьми и группами людей, осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества; стабильная система социальных взаимодействий.
Стабильная система взаимодействий называется СОЦИАЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ.Они определяются культурной природой общества, поддерживают социальный порядок и воспроизводят общество.
Многообразие социальных групп. Молодежь как социальная группа.
Социальные общности— реально существующие совокупности людей, характеризующиеся относительной целостностью, более или менее сходными условиями жизни и образом жизни, а также более или менее сходными интересами и могущие выступать в качестве самостоятельных субъектов социального действия.
К признакам социальной общности относятся:
— сходство условий жизнедеятельности;
— общность потребностей;
— наличие совместной деятельности;
— формирование собственной культуры;
— социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.
Различают социальные общности:
а) по количественному составу (малые и большие);
б) по продолжительности существования (от минут и часов — пассажиры поезда, театральная аудитория, до тысячелетий — народы, нации);
в) по степени связи между индивидами (устойчивые — классы, нации и др. и случайные — толпа, болельщики спортивных команд и т. д.).
Виды социальных общностей: классы и социальные слои (страты); социально-демографические, профессиональные, конфессиональные (религиозные) общности; этнические и территориальные; сложившиеся в зависимости от интереса индивидов и др.
Социальная группа— устойчивая совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, установок.
Социальная группа — одна из составляющих социальной структуры.
Группы бывают:
1) формальными (отношения в которых регулируются специальными правовыми актами) и неформальными (отношения носят личностно-ценностный характер);
2) малыми (семья, друзья, одноклассники), средними (трудовой коллектив) и большими (объединенными по важному социальному признаку — вероисповеданию, национальности, профессии и т. д.);
3) первичными (как правило, малыми, характеризующимися тесными связями между членами) и вторичными (тесных взаимодействий между индивидами практически нет);
4) реальными (выделяемыми по реально существующему признаку (например, доход, возраст, пол) и номинальными (основанными на косвенном взаимодействии — пассажиры в транспорте, радиослушатели и др.).
5) квазигруппы или социальные агрегации – это совокупность людей, находящихся в прямом контакте. Характеризуются неустойчивостью, анонимностью, внушаемостью, проявлением бессознательного поведения (восторг, агрессия). Примеры: болельщики на футбольном матче, аудитория, митинг.
Социальная группа отличается от социальной общности наличием признаков, присущих всем его членам.
Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25—30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.
Особенностями молодежи как социальной группы являются:
— переходность социального положения;
— высокий уровень социальной мобильности;
— освоение новых социальных ролей (студент, работник, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса;
— активный поиск своего места в жизни;
— благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане;
— желание переделать мир по своему усмотрению, борьба за социальную справедливость и т. д.
Типичными для молодежи являются объединения в неформальные группы (независимые от социальных структур, где молодежь самоутверждается).
К психологическим особенностям молодежи относятся: важность внешних, а не внутренних событий, мнение друзей, нигилизм. Открытие собственного «Я».
Молодежь выступает главным субъектом образования и демографических процессов, несет ответственность за настоящее и будущее государства.
Социально-психологические качества молодежи:
1. Неустойчивость психики (быстрая смена настроения, оценок и т.д.)
2. Внутренняя противоречивость.
3. Низкая толерантность.
4. Стремление выделиться.
5. Наличие своеобразной культуры.
Типы проявления молодежных действий: