Личность Ивана Грозного и особенности стиля его писем

Курбского удивляет, что Грозный решился послать столь нескладное послание в чужую землю, где имеются люди, искусные «не токмо в грамматических и риторических, но и в диалектических и философских учениих».

Стиль писем Грозного

Грозный был человеком начитанным, но ему чуждо было академически выдержанное красноречие Курбского. При всей своей внешней неупорядоченности речь Грозного отличалась тем своеобразием, которое как раз обуславливалось его способностью свободно распоряжаться богатствами языковых средств, и книжных и просторечных, не стесняя себя никакими стилистическими канонами. В писаниях Грозного ярче, чем в писаниях Курбского, сказались непосредственность и непринужденность его очень индивидуальной речи и его горячий писательский темперамент.

У Грозного речь в первом письме пересыпана обширными цитатами из священного писания, над чем потешается Курбский. Но речь его более эмоциональна, более искренна. Он свободно распоряжается богатством языковых средств, позволяет себе смешивать церковную лексику с бранной. Он не стесняет себя никакими стилистическими канонами. Непосредственность, темперамент, индивидуальность, пусть и нестройность.

Личность Грозного

Грозный был воспитан на иосифлянских литературных традициях. До предела осознав себя единоличным, самодержавным властителем, он утвердился в представлении о себе как о потомке Августа-кесаря и, по учению иосифлян, как о наместнике бога на земле. По его убеждению, все его подвластные без исключения были его холопами.

Грозный решительно возражает против того, чтобы царь делил свою власть с боярами, и против того, чтобы они вмешивались в его распоряжения.

Царская власть, по мысли Грозного, не подлежит критике со стороны подданных, как и божественная власть. Ссылаясь на апостола Павла, он утверждает, что всякая власть учинена богом и потому противящийся власти богу противится. За свои поступки царь несет ответственность лишь перед богом, а не перед своими «холопами». С гневом и раздражением Грозный перечисляет свои обиды, которые он в детстве терпел от бояр.

Снова о стиле писем

В своих писаниях Грозный обнаружил типичные особенности стиля своих учителей – иосифлян. Рядом с велеречивостью и напыщенностью, склонностью к торжественной церковнославянской фразе, порой синтаксически очень усложненной, у него прорываются просторечие, грубое, бранное слово, прозаическая бытовая деталь, образное выражение. Он обращается к Курбскому, называя его «собакой», применяет эти эпитеты к своим врагам.

Второе послание Грозного к Курбскому короче первого и написано проще и яснее, почти разговорным и в то же время очень выразительным и картинным языком. Грозный иронически торжествует над князем-беглецом.

Еще большей иронией с показным самоуничижением проникнуто послание Грозного к игумену Кирилло-Белозёрского монастыря Козме с братиею, написанное в 1573 г. (Козма просил у Грозного «суровым царским наставлением» остепенить забывшихся родовитых монахов). Поэтому речь свою Грозный начинает напыщенно-ядовитым, притворным умалением себя как наставника: «Увы мне, грешному! горе мне окаянному! ох мне скверному!» и т.д.

В послании Грозный (шутник) всячески издевается, принижая себя, и говорит, что иноки должны просвещать государей, а не наоборот. Затем он оставляет свои высокие речи, переходит на просторечие и начинает обливать грязью ненавистных ему бояр – Шереметева, Хабарова, Собакина и т.д. Потом он укоряет распущенных иноков-бояр и возмущается, что его (о, великого) беспокоят жалобами на них.

В итоге:

Послание Грозного помимо своего стиля, очень образного и эмоционально насыщенного, ценно и как памятник, наглядно рисующий бытовой уклад жизни одного из крупнейших по своему значению монастырей.

Отрывки из лекций.

Иван IV признает Курбского изменником и не желает, чтобы тот упрекал Грозного, что он просто так на престоле сидит. Ивану надо доказать, что во всем были виноваты бояре. Он говорит, что власть дана от бога, а с теми, кто ему противится, он волен поступать как хочет.

Меняется тональность, язык. Здесь 2 языковых пласта: книжный, дворянский и другой, (видимо, чересчур эмоциональный, просторечный), когда он пишет о боярах, его захлестывает ярость. Он подбирает и приводит только те факты, где бояре были виноваты. Он пишет, что всех доброхотов, его отца и мать уничтожили бояре и что бояре разграбили казну его родителей.

Грозный описывает в письме жизненную реальность, рассказывает о своем детстве и как над ним издевались бояре. Он всё это помнит. Обращаясь к боярам, он говорит, что они винили его бабку в поджоге Москвы (считали, что она ведьма) и задается вопросом, зачем ему поджигать своё царство.

Это была пространная эпистолия. Письмо Грозного этими жизненными сценами очень реалистично.

До сих пор спорят, писал ли Грозный свои послания сам или он писал их под диктовку. Но это неважно, потому что стиль писем Грозного очень отличается от всех остальных.

Наши рекомендации