Внутренняя и внешняя реконструкция
Языковая реконструкция исходит из принципа: праязыковая система была стройной, основа имела единый вид во всех формах, а все аффиксы выглядели одинаково при всех основах. Этот принцип условен, т.е. относится к праязыку не более, чем к любому другом языку. Обычно в языках периоды нарушения стройности грамматической системы чередуются с периодами упорядоченности.
Внешняя реконструкция осуществляется путем сопоставления тех элементов языков-потомков (при менее глубокой реконструкции - диалектов), которые считаются восходящими к одному праязыковому архетипу.
Внешняя реконструкция, ориентируясь на системные отношения в развитии языка, имеет дело со сравнением материала родственных языков, способствует раскрытию закономерностей исторического развития сравниваемых языков, на основе чего реконструируется исходный языковый архетип. Она достаточно единообразна по составу операционных приемов и включает отбор и синхронное сопоставление материально тождественных или семантически близких единиц, выявление на их материале системы закономерных соответствий, определение временно́й соотнесённости сравниваемых языковых единиц и выводимых из них корреспонденций, определение хронологической глубины реконструкции, восстановление праформы, моделирование праязыкового состояния.
Этот вид реконструкции основывается на высокой частотности реконструируемых явлений в языках одной генетической общности и на широких парадигматических рядах. Разновидностью внешней реконструкции принято считать так называемую обратную реконструкцию, при которой проводится построение праязыковых состояний разного порядка, причем данные общегруппового языкового состояния (например, общегерманского, общеславянского и т. п.) соотносятся с предшествующим ему более ранним праязыковым состоянием (позднеиндоевропейским); тем самым воссоздаются промежуточные праязыковые состояния.
Процедура внешней реконструкции состоит в следующем:
1. сопоставление сходных или совпадающих по материалу и семантике единиц;
2. определение системных корреспонденций (регулярных соответствий) в их материале;
3. установление хронологического соотношения в форме и семантике сопоставляемых единиц;
4. выделение исходного архетипа.
Разные языки, восходящие к одному языку-предку, изменялись по-разному и тем самым сохранили разные его черты. Объединение этих черт дает картину древнего языкового состояния, предшествовавшего распаду праязыка.
В то же время при внешней реконструкции необходимо различать черты, унаследованные от праязыка от случаев параллельного развития, происходившего в языках-потомках.
Внутренняя реконструкция - это построение гипотез о праязыковых прототипах тех или иных языковых элементов на основании данных одного языка.
Внутренняя реконструкция ориентирована на синхронную систему исторически засвидетельствованных языков и опирается на «остаточные» формы, диспаратные (обособленные) ряды, малые парадигмы и аномалии, которые позволяют проецировать данное языковое состояние в прошлое. В отличие от внешней, внутренняя реконструкция предполагает сравнение языковых единиц внутри одного языка; она воссоздаёт инвентарь вариантов в различных подсистемах одного языка и классифицирует варианты в соответствии с их древностью. По определению Е. Куриловича, внутренняя реконструкция делает диахронические выводы на основе синхронического анализа языковых данных.
Техника внутренней реконструкции, в отличие от внешней, разнородна по составу приёмов и включает приём системного «восстановления» отсутствующих языковых звеньев, анализ пережитков типологической импликации, дистрибутивный метод и т. п. Внутренняя реконструкция — один из основных приёмов воссоздания истории языка, а в тех случаях, когда для некоторых языков невозможно установить генетические связи (айнский язык, баскский язык, бурушаски и др.), она даёт единственную возможность восстановления исторического развития.
В любом языке в каждый данный момент времени присутствуют следы более древнего языкового состояния.
К этому относятся:
1. Большинство морфологических чередований. Чем богаче морфология языка, тем больше возможностей для реконструкции.
Например в русском языке:
нес-у -- нес-ешь
вед-у -- вед-ешь (вести < вед-ти)
пек-у -- печ-ешь
2. Многие непродуктивные морфологические модели, например: глагольное спряжение на -м в русском языке (дать -- дам, есть -- ем), -μι в греческом, am. Некоторые непродуктивные морфологические модели являются результатом заимствований производных слов вместе с производящими: суффикс -чей в словах домрачей, казначей выделяется, т.к. заимствованы слова домра, казна).
3. Нестандартная морфология в устойчивых словосочетаниях. Словосочетания (полюбил) красну (девицу), (на) добра ( коня садяся) показывают, что когда-то краткие прилагательные склонялись.
4. Устойчивые словосочетания с нестандартным синтаксисом, например в английском фразы без артикля (hand in hand).
5. Отличающаяся от обычных значения слов при словообразовании и во фразеологизмах. Поговорка: не все то ври, что знаешь -- более раннее значение слова врать - говорить (ср. врач).
Внутренняя реконструкция не дает никаких указаний на то, к какому времени должны быть отнесены те или иные архаизмы.
Рефлексы того, что исчезло в изучаемом языке, могут сохраняться в заимствованиям из него в другие языки, фонетика которых известна. Например, -on- в венг. donga соответствует Ж в слав. ДѪГА и рус. дуга. Это означает, что Ѫ (большой юс) - это носовой гласный /õ/
Таким образом оказывается, что восстановимо только то, что оставило какие-то следы в материале исторически засвидетельствованных языков.
Филологический метод в реконструкции состоит в системном исследовании старописьменных текстов на языках той или иной генетической общности с установкой на выявление более архаичных языковых форм, нежели те, которые представлены в современных языках; он применим лишь к тем языковым семьям, где существует древнейшая письменная традиция (для индоевропейских языков это хеттский, древнегреческий, латынь, санскрит, старославянский и др.). Иногда филологический метод рассматривают как разновидность внутренней реконструкции.
лавенствующим приёмом сравнительного языкознания остаётся внешняя реконструкция, хотя с течением времени повысилась роль и внутренней реконструкции. Как правило, методика реконструкции включает в процедуру исследования все её разновидности, которые эффективно дополняют друг друга.
Основной смысл реконструкции состоит в наиболее адекватном и непротиворечивом раскрытии поэтапного развития и исторического изменения частных подсистем и системы в целом языков, восходящих к единому источнику. Поэтому реконструкция праязыка не является самоцелью, т. к. она включает решение и таких общелингвистических задач, как построение теории эволюционного развития языка, историческое описание уровней языка (диахронические фонология, морфология, синтаксис) и межуровней (диахроническая морфонология, диахроническое словообразование и т. д.), диахронический анализ процессов дивергентного и конвергентного развития отдельных языков и др.